Путь в радость Господа

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Рече же ему Господь: добрый рабе, благий и верный, о мале ми был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего.

Мф. 25, 23

«Вниди в радость Господа твоего». Какой сладкий утешительный глас! Кто же услышит его? Его услышат во второе пришествие Господа те, кто, доверяясь Богу, прошел сквозь жизненные испытания, кто без ропота и с благодарностью принял из руки Господа благая и злая, являя свою верность Божиим определениям о себе. А еще все те христиане, которые неизменно служили Господу своими способностями и данными Богом дарованиями. Те, кто своим трудом еще приумножил и возрастил их. Люди, которые, получив от Господа разум, своим трудом обогатили его и употребили все на пользу души своей, на познание Бога и на прославление Его Святого Имени. Получив образование, сами утвердились в вере и благочестии и потрудились в распространении этого ценного дара между людьми. Здравие, крепость телесную сохранили, как Божий дар, и употребили его на служение ближнему во имя Божие, на труды и подвиги ради Царствия Небесного. Те, кто осознавал свои способности, как дары Божии, даже в помысле не присвоил их себе, Господу же и возвратили Его дары приумноженными. Они жили для Господа, для ближнего, для спасения души своей. Вот к кому обращены эти слова Господа!

Семя, брошенное в землю, сторицей возвращает плоды к посеявшему. Так и в добрых христианах дары природы, дары благодати, блага вещественные – словом, все, что бы они ни получили от Господа, все приносит плод и возвращается к Дародателю. Аще живем, Господеви живем – эти слова апостола вполне характеризуют настроение всей их жизни. С радостью земледелец собирает с поля в житницу хлеб нового урожая, с радостью и Господь Мздовоздаятель призовет своих тружеников к вечному покою: добре рабе благий и верный, вниди в радость Господа Твоего (Мф. 25, 21).

Сладостно это обетование награды от Господа во второе пришествие Его! Но до него надо дожить, проходя тернистым путем своего жизненного пути. И как одиноко, как трудно идти и устоять на нем, не пошатнуться, не соскользнуть к манящим отовсюду искушениям. Вокруг царит мирское веселие, свобода взглядов и суждений, беспечность и распущенность, и нет рядом другого, сродного по настроению, по стремлениям, по ревности о достойном приготовлении себя к вечности. Трудно бороться с духом, господствующим в мире, трудно идти против течения, трудно быть белой вороной, но человек, сознательно вставший на путь благоугождения Господу, идет, иногда спотыкается, устает. Он один! Но, дорогие мои, один ли человек на этом избранном пути? Его произволение уже ходатайствовало о нем пред Богом. И ласковые слова Господа: добрый рабе, благий и верный, вниди в радость Господа Твоего, – уже звучат в его сознании и сердце, как лично к нему обращенные. Память об этом Божием обетовании хранит человека от падений и ею вдохновляет на труды. И не медлит раб Божий в трудах для Бога и ради Бога, не отлагает на другой день то, что может сделать сегодня, но ежедневно, всей своей жизнью отвечает: Господи, Твердыня моя и Избавитель мой! Господь мой и Бог мой! Постоянно старается он жить пред лицом Божиим и начинает постепенно реально ощущать близость Господа к себе и Его любовь, в этом черпая силы и разумение для жизни, мужество и решимость для преодоления искушений. Так растут проценты на данные Богом таланты.

А Бог рядом. Он смотрит на усилия трудника, когда жизненными искушениями проверяется верность его произволения. Господь готов поддержать его всякую минуту, и Он же хранит от искушений выше его сил.

Великую, тяжелую борьбу приходится вести в жизни труженику Христову. Много соблазнов, искушений обступает его со всех сторон. Он страдает от всех и за всё. Людям века сего все претит в нем, его явно и тайно осуждают и порицают. Любовь к молитве, к храму, к частому приобщению Святых Тайн называют ханжеством: честность, неподкупность – упрямством; смирение и терпеливость – безрассудством; сосредоточенность – пустой мечтательностью; пост, воздержание, целомудрие – позерством; бескорыстные труды на пользу ближних называют самохвальством. Верный Богу человек знает, что суд человеческий и суд Божий совсем разный. Он всего себя предал Богу, ведующему тайны сердца человеческого, не ждет награды от людей, и его произволение непреклонно.

Болезнь нашего времени – страсть к деньгам, но – друг Христов не допускает себя до того, чтобы заразиться болезнью века. От неправедных приобретений, оскверняющих не только руки, но омрачающих душу и совесть, он бежит. Он хорошо знает, что нельзя одновременно служить Богу и мамоне. Искушаясь нуждой среди благоденствия и роскоши других, ни зависть, ни ропот не прикасаются к нему. Он не ищет помощи от сильных мира сего. Помня совет псалмопевца: «не надейтесь на князи, на сыны человеческие». Перед его глазами люди, кажущиеся исправными, а на деле порочные, пользуются почетом, занимают высокое положение, а он часто не просто в неизвестности, но даже в презрении, а часто и в поношении. Но раб Божий не ропщет на неправду людскую, не приходит в уныние от множества в этом мире беспорядков, не оскорбляется на мнение людей о нем. Он уверен, что «и волосы на главе его все сочтены». Промысл Божий, у которого не бывает ошибок, ведет его по жизни.

Так постепенно множится талант веры, данный от Господа, он возрастает в рабе Божием до боговедения, и это становится ему надежной защитой при набегах всякого рода искушений. Чистота души, чистота совести для него дороже всех приобретений. Думает ли раб Божий, что правда его жизни и честность воссияют не только на Страшном Суде, но еще и в земной жизни отразятся на сердце его миром и безмятежным покоем, а на лице благодатным светом? Сам он не помышляет об этом. Но свидетельство Божие, что человек этот ‒ добрый рабе Господень, благий и верный, явится еще при жизни его, и окружающие не смогут не увидеть этого.

Слова Христа «в мире скорбны будете», сказанные Своим ученикам, раб Божий вменяет себе, ибо не мыслит для себя иного учителя, кроме Господа. Други наши, так будет и на Страшном Суде, без свидетелей обличимся и без оглагольников осудимся. Так пусть сегодняшнее предупреждение о Страшном Суде пробудит нас от сна греховного, от лености в деле спасения души. Верность Господу в малом дарует то, что из малого вырастает великое – плод Вечной жизни.

Это к нам, други наши, обращается Господь сегодня, напоминая, что все мы не обездолены, что каждому по силе нашей дарованы способности, но и о том, что распоряжаться дарованиями предлежит каждому самому. Надо ежедневно осмысленно трудиться, чтобы не услышать от Господа: «лукавый раб и ленивый», и кромешная тьма станет суровой оценкой нашей жизни. И через всю жизнь нашу до последнего дня надлежит нам трудиться, и цена этой добродетели велика. Да и сам труд для человека необходим, прежде всего, потому, что ему дарованы таланты, способности и силы на этот труд. Он необходим и потому, что, только трудясь, люди совершенствуются, приносят пользу как себе, так и людям. Таланты и способности к труду даны каждому, обездоленных людей нет у Бога, как нет лишних и ненужных. Труд каждого, пусть малый и незаметный, восполняет труд других и сам восполняется трудом других. Поэтому ни один человек, ни один дар Божий не может быть потерян, «зарыт в землю», лишен прибыли. Всякий труд ответственен, подотчетен, судя по его результатам, он или одобряется и награждается, или порицается и наказывается. Обо всем этом и говорит нам сегодняшняя притча о талантах. Если в нас плохо развиваются дары естественных и духовных талантов (труд и молитва), то это нередко происходит от нашей лености и от пренебрежения к труду. И если эта леность овладеет человеком, то неизбежно приведет в души наши свои исчадия: лукавство, лживость, грубость, жестокость. Не это ли видим мы в слуге, пренебрегшим даром и закопавшим в землю данный ему единственный талант? Избави Бог всех нас от горького жребия продерзаго слуги.

Други наши, малыми жизненными приобретениями копится будущее в вечности. Не будем же пренебрегать драгоценным временем жизни, чтобы труды и молитвы исходатайствовали нам глас радости: «Хорошо, добрый и верный рабе! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господа твоего» (Мф. 25, 21).

Аминь.

Наверх