Путь к счастью

Речь в церкви Императорского Томского университета.

Нам не доводилось говорить с этой церковной кафедры: удерживало отчасти опасение, как бы немудрым словом своим не сделать больше вреда, чем пользы, ожидаемой от мудрой речи. Да и не привыкли мы говорить тем языком, каким здесь, в этом высшем святилище наук, принято выражать свои чувства и мысли. Кафедра университетской церкви, как имеющая дело с людьми развитыми, учеными и образованными, требует от проповедника, помимо безукоризненного изящества в слове, еще и глубины философского мышления и содержания. Мы же большую часть своей проповеднической жизни провели среди первобытных племен, младенчествующих в вере и знании, или науке. Тут кафедрой служили нам то убогая юрта алтайца, то холм среди долин Алтая, то какое-либо предгорие или возвышение, предназначенное для потребностей обитателей юрты или деревни, но отнюдь не для проповеднической кафедры. Вращаясь более четверти века среди таких сынов природы, мы сроднились с их простой речью, речью прямой и безыскусственной, и в такой степени освоились с ней, что после, когда уже настояла нам нужда выступать с проповедническим словом по церквам в городах и весях, мы не изменяли этим свойствам простого слова простых людей.

С тем же простым словом, не прикрашенным искусными выводами высокоученой мудрости, вступаем мы и на эту кафедру университетской церкви. Ибо призывает нас к тому долг нашего пастырского служения, долг, повелевающий нам возвещать слово истины всякого рода людям: знатным и простым, богатым и бедным, учащим и учащимся, ученым и не учившимся. На первый раз по этому долгу своего служения слово мое будет к вам, мужам науки, стремящимся к истине, испытующим истину, исследующим истину и жаждущим открытия истины, – слово о том, что всего нужнее для всякого человека, к чему направлены помыслы и стремления всех людей, именно: слово о счастье на земле и долгой жизни. Ведь для открытия пути к счастью и долгоденствию пишутся книги, издаются журналы, открываются научные кафедры, строятся обширные и роскошные здания учебных заведений. Но открыты ли в самом деле и существуют ли какие-либо способы для нас, чтобы достигнуть счастья и долгой жизни?.. Не вдаваясь в изыскания ученых и не углубляясь в область отвлеченностей, скажем: эти способы есть, и хорошо известны они людям простым, людям, ни с какими высшими науками не знакомым, но знающим только одну науку – опыт жизни, жизни своей и жизни других, ближних, притом жизни самой простой, патриархальной, что знают и первобытные племена и даже кочевые народы и чем они руководятся в жизни своей. А ведь они бывают счастливы, никому не завидуют, лучшего не желают, потому что довольны своей судьбой, своим положением. Какими же правилами они руководятся в своей жизни? Житейских правил у них очень немного, и по содержанию своему они почти тождественны с предписаниями наших десяти заповедей. Кто устраивает жизнь свою по десяти заповедям, исполняет их, тот и бывает более или менее в жизни счастлив. И мы знаем, что кто верует в Бога, воздает Божие Богу, а кесарево кесарю (Мф.22:21), кто почитает родителей или заступающих их место (Исх.20:12), кто хранит супружескую верность (Втор.5:18), кто не похищает чужого (Исх.20:15), тот будет счастлив. Из этих заповедей есть одна, исполнение которой соединено прямо с обетованием счастливой и долгой жизни, – это заповедь о почитании старших, место которых в семейном круге занимают прежде всего родители: Чти отца твоего и матерь твою... да долголетен будеши на земли (Исх.20:12).

Те народы и племена, у которых соблюдается эта заповедь, живут счастливо: у них все свое, ни в чем чужом они не нуждаются. Они ведут простую пастушескую или земледельческую жизнь; они постоянно в труде, который их не изнуряет, а укрепляет их здоровье; они всегда дышат свежим воздухом. У них нет тюрем для преступников, карцеров для буйной юности, потому что они строго хранят те заповеди, для нарушителей которых устраиваются тюрьмы и другие места заключений; дети их воспитываются в семьях, где строго, неуклонно, как закон Божественный, соблюдается всеми закон повиновения старшим. Только в среде этих людей муж зрелого возраста является в отношении к родителям своим как малый ребенок; только отсюда могло получить начало свое известное изречение о временах той седой старины, с чрезвычайным долголетием жизни людей, когда мать тешила столетнего ребенка. Только этот закон повиновения родителям и старшим в семье, а равно и заступающим родителей, мог скреплять семейные узы, и благодаря этому семьи возросли в племена, племена – в народы, народы – в царства с главой непременно самодержавной и единодержавной. Один ученый муж, чрез продолжительное пребывание среди разного рода кочевых племен хорошо изучивший жизнь и нравы этих племен, предвещает более счастливую будущность для тех из них, у которых соблюдается верность супругов и строго хранится закон повиновения старшим и вообще где соблюдаются законы десяти заповедей, чем некоторым из современных нам культурных народов, где в полном пренебрежении эти заповеди. Можно вполне согласиться с выводами и другого ученого, которым сказано, что то небольшое племя, которое занимает самый удаленный и глухой угол Алтая по течению рек Чуи и Чулышмана, проживет дольше и разовьется более счастливо, чем тот образованный народ, язык которого доселе употребляется в международных дипломатических сношениях и от которого ежегодно исходят новые законы мод во все страны Старого и Нового Света.

Убедительным примером в данном случае может для нас послужить одно племя степной Аравии, о котором упоминается в Библии (Иер.35). В одной пророческой книге говорится об аравийском племени рехавитов, которое за неизменное хранение завета своего предка Ионадава указано пророком как пример для подражания народу израильскому и которому за верность заветам родительским преподано особенное благословение Божие.

Представим это весьма назидательное сказание пророческой книги с некоторой подробностью и разъяснением.

Было слово Господне к пророку Иеремии: Иди в дом Рехавитов и поговори с ними, и приведи их в дом Господень, в одну из комнат, и дай им пить вина. Пророк так и сделал. Приведя рехавитов в указанное место, поставил пред ними полные чаши вина и стаканы и сказал им: пейте вино. Но они сказали: мы вина не пьем; потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки...» И мы послушались голоса... отца нашего, во всем, что он завещал нам, чтобы не пить вина во все дни наши. После этого было слово Господне к Иеремии: иди и скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: неужели вы не возьмете из этого наставление для себя, чтобы слушаться слов Моих? говорит Господь. Слова Ионадава, сына Рехавова который завещал сыновьям своим не пить вина выполняются, и они не пьют до сего дня, потому что слушаются завещания отца своего; а Я непрестанно говорил вам, говорил с раннего утра и вы не послушались Меня. Посему так говорит Господь: вот, Я наведу на Иудею и на всех жителей Иерусалима все то зло, которое Я изрек на них... А дому Рехавитов сказал Иеремия: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: за то, что вы послушались завещания Ионадава отца вашего, и храните все заповеди его и во всем поступаете, как он завещал вам, – за то... не отнимется у Ионадава сына Рехавова муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни (Иер.35:1–19).

В пояснение этих слов книги пророческой присовокупим следующее. От времени Ионадава до пророка Иеремии прошло триста лет; значит, столько времени рехавиты хранили завет отца своего. От пророка Иеремии до нашего времени прошло более 2510 лет. С того времени, как евреи рассеяны по всему лицу земли, прошло более 1800 лет. А племя рехавитов доселе цело, находится в степях Аравии; оно хранит доселе завет отца своего ненарушимым. Рехавиты доселе не пьют вина. По сказаниям путешественников, число их возросло теперь до шестидесяти тысяч человек.

Много народов с того времени исчезло с лица земли, царства возникали и исчезали – а рехавитов, за хранение заповеди отца, хранит Божие благословение среди превратностей земли целыми и невредимыми. Таковы последствия почитания старших, такова сила благословения Божия.

Рассказав эти простые истории вам, которые, быть может, уже знаете все это, да и многое другое из наук божеских и человеческих, мы желали только напомнить эти азбучные истины, мужам науки, быть может, и известные, но в жизни пренебрегаемые – иногда за то только, что они просты. Между тем это такие истины, которые, будучи проводимы в жизнь, дают истинное счастье и долгую жизнь последователям их.

Мы желали показать простой и легкий путь к счастью и долгоденствию, которое люди нашего времени потеряли, которого ищут, но не находят, потому что не там его ищут, где оно обретается.

Закончим слово наше советом мудреца израильского: составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для (ума и) тела. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо (Еккл.12:12–14).

Наверх