Пустынник (4 я Неделя Великого поста). Проповедь в 4 е воскресенье Великого поста, 31 марта 1957 г.
Слово, сказанное в 4‑е воскресенье Великого поста 31 марта 1957 г.
“Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас”.
Почему, дорогие мои, я начинаю свое слово, обращенное к вам, с этого нашего молитвенного воздыхания к преподобному Иоанну? И кого мы просим молить Бога о нас?
В конце V века к воротам Синайского монастыря (он существует и сейчас на Синайском полуострове в Египте) подходил юноша 16-ти лет. Мы не знаем, кто были его родители — об этом не сохранила памяти история. Нам известно, что несмотря на свой юный возраст, этот юноша был очень по тому времени образован; знал, кроме родного, другие языки. И вот он постучал в ворота монастыря. Когда игумен его спросил: зачем он сюда пришел? — от ответил: “Желаю жития иноческого”. И остался в Синайском монастыре этот шестнадцатилетний юноша.
На двадцатом году своей жизни он принял монашество с именем Иоанна, с тем именем, с которым и прославляется ныне, как преподобный Иоанн Лествичник. Девятнадцать лет он пробыл в послушании у старца Мартирия. Он был прост в обращении со своими собратьями, ни в чем не обнаруживал своего превосходства в образовании, и был во всем послушен своему старцу. И за эти девятнадцать лет иноческого жития он уже воссиял смирением, чистотой, любовью и своей молитвенностью.
Когда старец его отошел ко Господу, Иоанн — будущий светильник Православия — испросил у игумена благословения уйти в уединение в отдаленную часть пустыни. И, получив это благословение, желая остаться наедине с Господом, он ушел в пустыню и пробыл в ней сорок лет.
Его жизнь — это почти непрерывная молитва и покаяние.
Его изредка навещали братия. Он беседовал с ними на духовные темы, он поддерживал дух немощных, и как уже сам приобретший духовный опыт, научал братиев своих духовной жизни. Здесь в течение сорока лет преподобный Иоанн подвизался в молитве, посте и покаянии, а нередко и в безмолвии, которое он сам себе назначал на один, три года, именно тогда, когда братья начинали его хвалить, и он боялся греха тщеславия. Среди таких подвигов он написал в этой пустыне ту свою знаменитую духовную книгу — “Лествицу духовную” (лествица — по-русски лестница). За эту книгу преподобный Иоанн и получил прозвание в Церкви Христовой преподобного Иоанна Лествичника, или преподобного Иоанна Списателя лестницы (списатель — слово славянское, по-русски писатель) — книгу, дошедшую до нас через многие века, ибо почти тысяча четыреста лет тому назад написавший ее отошел ко Господу, книгу, которая сохранила свою силу и глубину духовного опыта великого старца и до наших дней.
Я уже упоминал, сейчас только коротко скажу, что в этой книге преподобный Иоанн Лествичник описывает восхождение души христианской от совершенства к совершенству в виде лестницы, по которой подымается к небу христианин: таких ступеней лестницы он насчитывает тридцать.
Он говорит о том, как надо бороться с чревоугодием, блудом, сребролюбием, тщеславием, гордостью, гневом и прочими пороками. Он говорит о том, как надо приобретать в себе кротость, смирение, терпение, целомудрие, любовь и прочие христианские добродетели.
Сорок лет провел в необычайных подвигах в уединенной пустыне преподобный Иоанн. Когда скончался игумен Синайского монастыря, братия единогласно избрала его игуменом, послала представителей умолить принять над ними духовное руководство. Преподобный Иоанн согласился: прожил в обители четыре года, управляя ею в звании игумена. Потом, перед смертью его потянуло в безмолвную пустыню; он пожелал последний год своей жизни провести там, в родном уже для себя месте, где привык молиться Господу, беседовать с Господом, плакать о своих грехах, где привык нести свои подвиги. И восьмидесятилетним старцем он отошел ко Господу в 563 году по Рождестве Христове.
Св. Церковь причислила его к лику святых. День его кончины — 30 марта по церковному календарю. Но кроме этой памяти 30 марта — эта память в этом посту еще предстоит — Св. Церковь почитает и прославляет преподобного Иоанна в четвертое воскресенье Великого поста, сегодня, дополнительно ко дню его блаженной кончины. Св. Церковь напоминает нам о нем, чтобы своими уроками и примером преподобный Иоанн и нас, грешников, проходящих дни Великого поста, или принесших покаяние, или готовящихся принести покаяние, вдохновлял провести эти спасительные дни во имя спасения нашей грешной души.
Вы знаете, что святые угодники Божии — это молитвенники за нас. Бессмертная душа уходит после земного нашего странствования в жизнь вечную с теми мыслями, с теми чувствами, с теми желаниями, с которыми она живет здесь. А святые люди Божий, которые в течение своей земной жизни молились за грешников, оказывали дела любви, и там, в жизни вечной, продолжают жить этой молитвой за нас, этой любовью к нам.
О, если бы могли видеть своими очами, как молятся за нас праведные души, ушедшие с земли, как они продолжают там любить нас, и жалеть нас грешников, погибающих в своих грехах!
И мы веруем, что и преподобный Иоанн, который столько лет провел в молитве за людей, за грешников и плакал о них своими чистыми слезами, продолжает не только прославлять Господа, находясь в Царстве Небесном, но продолжает и молиться за нас и плакать за нас грешников, в своих грехах погибающих.
Чему нас учит преподобный Иоанн Лествичник? Он, как и все святые Божий люди, не только молитвенник за нас, но он никогда не умирающий учитель.
Может быть, подумает кто-нибудь из вас, что преподобный Иоанн, который провел в безмолвии, посте, молитве, слезах, в пустынножительстве долгую свою жизнь, может учить только отшельников и пустынников, которые шли или идут по его стопам. Нет! Преподобный Иоанн Лествичник дает уроки и каждому из нас.
Почему он ушел из мира в этот Синайский монастырь, в котором провел свою долгую подвижническую жизнь? Он ушел от греховных искушений. Он хотел сохранить свою душу для бесконечной вечности, он хотел спасти ее. И вот его первый урок. Он зовет нас, грешников, спасать свои бессмертные души, уберечь себя от вечной погибели в той обстановке, в том земном положении, в котором каждый из нас проводит по воле Божией свой земной путь. Он напоминает нам о том, что ожидает грешников в будущей жизни, если мы будем не думать об этом и не трудиться над своей душой.
Что такое грех? Ведь это оскорбление Господа Бога Всемогущего, Которому повинуются небо и земля и перед Которым трепещут духи злые (Иаков.2:19), на Которого с благоговейным трепетом взирают Ангелы и Архангелы; Бога Всесвятейшего Судии живых и мертвых, от Которого зависит наша вечная будущая судьба; Отца любвеобильнейшего, Который послал по любви к нам Своего Сына (Ин.3:16-17), чтобы Он, распятый на кресте, искупил наши грехи перед лицом правды Божией; Того, Кто усыновил нас в таинстве святого крещения; Кто соделал нас наследниками жизни вечной (Ин.6:47), (Ин.5:30). Вот Кого мы оскорбляем и огорчаем своими грехами, пороками и страстями.
Что делает грешник, когда впадает в согрешение? Он как бы отталкивает от себя руку любви Божией. Он попирает своими грехами пролитую за нас Кровь Господа Иисуса Христа. Он как бы насмехается над величием Божиим.
И что ожидает грешника нераскаявшегося? Нераскаявшийся грешник, не желающий принести покаяние, стоит у самого края бездны, в которую вот-вот упадет. Его удерживает только тонкая нить жизни. Если эта тонкая нить жизни порвется, нераскаянный грешник упадет в эту бездну, погибнет на веки вечные своей нераскаявшейся душой. Как это страшно! И пусть будет страшно нам, грешникам, ищущим своего вечного спасения, и подумать о том, что ожидает того грешника, который не раскаивается на своем жизненном пути в грехах.
А исполняем ли мы волю Божию? А как мы совершаем дела любви? Может быть какие-либо малые дела и совершаем, но не бывает ли в нас, когда мы их совершаем, чувства тщеславия, самодовольства, подобно евангельскому фарисею, который бедным давал и посты соблюдал, но, встав перед лицом Господа, похвалялся своими добродетелями. И эти добродетели ни во что вменил Господь. Не похожи ли мы бываем тогда на фарисея, когда похваляемся в сердце своем делами добрыми? Может быть в глубине сердца, как червячок, точит нас это чувство, а тем самым мы уничтожаем самую цену добрых дел в очах Божиих. Не бываем ли мы подобны тем, о ком сказал Господь Иисус Христос: “Если вы любите любяших вас, какая вам за то благодарность. Так поступают и язычники” (Лк.6:32). Наша любовь должна быть чистой, бескорыстной, она должна исходить из глубины сердца во имя любви Божией к нам, во имя нашей братской любви друг ко другу — и тогда эта первая и наибольшая заповедь о любви будет угодна Господу, будет путем, ведущим к вечному спасению.
И в этом мы будем подражать святым угодникам Божиим и преподобному Иоанну Лествичнику, который любовью своей и своей горячей слезной молитвой обнимал всех людей. Веруем мы, что и сейчас обнимает он своей любовью нас и молится за нас, призывающих его святое имя и надеющихся на то, что он испросит нам у Господа благословение на земном нашем пути.
Святой Иоанн Лествичник провел всю жизнь в молитве. Мы, живущие в мире, не можем молиться так, как молился он — все часы суток, и днем и ночью. А молимся ли мы утром, испрашивая благословение на наступающий день? Молимся ли вечером, благодаря Господа за прошедший день и ища себе прощения в содеянных в течение дня грехах? Молимся ли мы перед принятием пищи и после того, как напитаем себя? И если этого нельзя сделать почему-либо открыто, то в сердце своем обращаемся ли мы взором к Отцу Небесному, Который подает нам пищу и благодарим ли Его за то, что Он подал нам хлеб насущный, которого мы просим в молитве Господу каждый день.
Молимся ли мы, когда стоим в храме Божием, открывая все свое сердце перед лицом Господа, чтобы в это сердце ниспадали благословения Божий, чтобы из этого сердца исходила молитва Господу о прощении, о помощи в наших скорбях и в нашей борьбе с грехами? Или только уста наши произносят молитву, или только уши наши слушают, а может быть и не слушают слов молитвы, которые произносятся здесь. Не нас ли с вами сравнивает Господь с теми, о ком говорит: кто произносит имя Его только устами, а сердцем далеко отстоит от Господа, напрасно и зовет имя Господа.
Преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой книге, о которой мы вспоминали, в главе о молитве учит нас так: “Ты должен молиться не устами только, не умом только, но всем своим сердцем”. И дальше говорит: “Если ты произносишь молитву и не почувствуешь своим сердцем молитвы, она как бы пройдет мимо тебя, то повтори ее еще раз, еще раз, чтобы эта молитва была не только произнесена твоими устами, но, чтобы она исходила из глубины твоего сердца”. Вот такая молитва и идет вверх, ввысь к престолу Божию и низводит на молящихся благословение Божие.
Когда-то, две с лишним тысячи лет до Рождества Христова, в город Содом, в котором временно пребывал праведный Лот со своей семьей, по велению Божию, как говорит нам св. Библия (Быт.19:15), книга Бытия, — явились два Ангела в человеческом образе. Они предупредили Лота, чтобы он вышел со своей семьей из города Содома, потому что кроме него в этом городе нет ни одного боящегося Бога, все преисполнены таких мерзких пороков, что Господь решил истребить этот город с лица земли. Лот сказал об этом своим зятьям (у него были жена, две дочери и два зятя), эти оба зятя посмеялись, подумали, что это пустые слова и остались в городе. Ангел вывел Лота с его дочерьми за руки из города, — за ними шла жена, и сказал всем им при выходе: “Спасайтесь, спасайте свою душу, не оглядывайтесь назад, не останавливайтесь на месте (19, 17). Жена Лота не исполнила этого повеления Ангела, обернулась и превратилась в столп (19, 26). Город Содом был попален огнем и не осталось ни одного живого существа, не осталось камня на камне (19, 26). Спасаясь, спасай твою душу, не оглядывайся назад и не оставайся на месте греха. Это урок для всех нас: урок, который исполнил преподобный Иоанн Лествичник; он встал на путь спасения своей души и шел, не оглядываясь назад.
Тот, кто руку возложил свою на плуг и озирается назад, тот не готов для Царства Небесного, — сказал Спаситель (Лк.9:62). И наше покаяние, которое мы приносим, должно быть таким, чтобы никто из кающихся не обращался назад к своей греховной жизни, от которой отрекается, чтобы она не соблазняла его вновь, чтобы он шел все вперед, спасая душу и накапливая в себе ту духовную красоту и то духовное богатство, которое составит счастье наше в жизни будущего века.
И я, как и начал, так и закончу свое слово призывом к молитве преподобному Иоанну Лествичнику, чтобы он своими молитвами перед Господом, Которого он созерцает, Которому поклоняется, Которого сейчас прославляет, помолился за нас грешников и помог нам и это поприще Великого поста, и все поприща жизни земной провести так, как нужно провести истинным христианам, заботясь о своей душе. Скажите же вместе со мной в своих сердцах: “Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас!” Аминь.