Провозвестие Царства Божия в синоптических Евангелиях
Благовестие о Царстве как предмет галилейской проповеди Христовой в первый период Его служения вытекает не только из тех указаний, которыми открывается повествование первых двух синоптиков (Мф.4:17; Мк.1:14–16). Можно сказать, что Царство Божие есть тема всех поучений Христовых, которые в Евангелии относятся к первому периоду Его служения. Достаточно назвать проповедь «на месте равне» (Лк.6:13–49), которая составляет в параллельном месте от Матфея ядро Нагорной проповеди (Мф.5–7; ср. особенно 5:3, 10, 19–20, 6:10, 33, 7:21). Проповедь «на месте равне» относится в хронологии Луки. к первому периоду общественного служения Христова. Притчи Христовы в эти ранние галилейские дни также говорят о Царстве (Мк.4:11, 26, ср. Лк.8:10 и общий заголовок ст. 1, а также систематизированное изложение (Мф.13:11, 19, 24, 31, 33, 38, 41, 43, 44, 45, 47, 52). Привлекая учеников к ответственному участию в служении, Господь и им поручает благовестие Царства (Лк.9:1–2, ср. в системе Мф.10:7). Благовестие Царства не ограничивается пределами Галилеи. Самарянской женщине Господь открывается как Мессия (Ин.4:25–26), хотя и в особом, самарянском, смысле этого слова, обозначавшем не Божественного Царя, а великого пророка, по образу Моисея. Мало того: иерусалимская проповедь Христова, как о ней свидетельствует Ин., есть также благовестие Царства.