Противопоставление веры и закона (Гал.3:1–25)
Она и развивается в Гал.3 и Гал.4. Сложная аргументация ап. Павла может быть сведена к следующим основным положениям. Галаты получили Духа не через дела закона, а по вере (Гал.3:2–5). Павел, очевидно, имеет в виду дар Духа Святого, который как некий залог или начаток сообщается духу человеческому. В обладании залогом Святого Духа дух человеческий господствует над плотью. В отпадении от благовестия галаты поработили его плоти. Если они дают закону предпочтение перед верой, они должны знать, что закон бессилен принести оправдание (Гал.3:10–12): закон требует исполнения его мельчайших предписаний и навлекает проклятие на его нарушителя. Между тем исполнение закона фактически невозможно. Закону как началу оправдания, явившему своё бессилие, противополагается вера. Своё учение об оправдании верой ап. Павел начинает ссылкой на Авраама (Гал.3:6–9), особенно убедительной для тех, кто испытал на себе влияние иудаистических агитаторов. Праведность Авраама есть праведность от веры, почему и распространяется благословение Авраама и на верующих язычников. Обетование, данное Аврааму, есть обетование Духа. Оно исполняется во Христе по вере (Гал.3:14). Будучи дано Аврааму прежде дарования закона, оно не могло быть отменено законом (Гал.3:15–18). Тем самым значение закона определяется как значение временное (Гал.3:19–25). Преподанный через Ангелов рукой посредника, он представлял собой приспособление Бога к человеческой немощи – такова, по всей вероятности, мысль Гал.3:20, вызвавшая множество толкований, – и имел своим последствием выявление греха: пред судом закона грех стал преступлением (Гал.3:19 а: правильный перевод был бы не «по причине преступлений», а «ради преступлений», ср. Рим.5:13–14, 20). Временная функция закона есть функция педагогическая: закон – детоводитель (παιδαγωγός) ко Христу (Гал.3:24). Пришествие веры есть конец закона (Гал.3:23–25).