Против злопамятства
Многие, питая злобу на ближнего, мало обращают внимания на то, что злоба крайне вредит делу спасения их души. Злобствуя против братий своих, они между тем молятся Богу, ходят в церковь, принимают св. Таины, раздают милостыню и другие добрые дела делают, и думают, что все это так и должно быть: злоба-де злобой, а добро добром, и одно другому не мешает; но они ошибаются. Господь от держащих зло в сердце и молитвы не принимает, и милостыню отвергает, и самих их не прощает, до тех пор, пока они не исторгнут зла из сердца и с ближними не примирятся. Послушаем, как о сем учит св. Анастасий, игумен Синайский, в слове: О еже гнева не имети.
«Великое есть зло, – говорит Преподобный, – как если кто пойдет в церковь, питая злобу против ближнего, и станет со лжею произносить в молитве Господней слова: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. О, человек, имеющий неприязненный яд в сердце! Зачем ты говоришь эти слова, и что понапрасну трудишься в молитве, и зачем вопиешь ложно Богу: прости мне, как и я простил? Молиться ты пришел или лгать, благодать обрести или удовлетворить гневу, спасение получить или муку? Неужели ты не слышишь, что во время божественной службы возглашается: «Возлюбим друг друга!...», т.е. всякую неправду и злобу отложим? Подумай, человек, как ты стоишь со злобою в сердце, когда Ангелы служат, многоочитые Херувимы на св. трапезе Тело Христово покрывают и шестокрылатые Серафимы Трисвятую песнь поют, и все со страхом стоят, и Иерей за всех людей молится, и Дух Святый нисходит, и Ангелы написуют имена входящих в церковь? Как же, возлюбленный, не ужасаешься и как просишь прощения, а сам не прощаешь? Не забывай, что если не простишь согрешившим против тебя, то и сам не будешь прощен, и простит тебя Бог только тогда, когда сам простишь, и помилует тогда, когда сам помилуешь. Скажешь: много я прощал брату моему, но он снова мне досадил и много нанес мне зла, и потому не могу простить. Не говори так, любезный, но старайся подражать Стефану и Иакову, брату Господню, и молись за творящих тебе зло, и своему Владыке подражай, за нас смерть принявшему; стерпи досаду и укоризну от брата, и Господь простит тебе согрешения многие. Бежим, братья, злопомнения – лютого греха; ибо всякий грех скоро минуется, а злопомнения часто переходит в страсть, снедающую сердце; поскольку злопамятливый, ходя, и лежа, и восставая, змеиный яд в себе носит. И одержимый сею страстью не наследует Царствия Божия и прощения не получит. И никакая добродетель, ни пост, ни милостыня не пойдет такому человеку в пользу; ибо злопомнение губит все. Итак, аще принесеши даре твой ко алтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту даре твой пред алтарем и шед прежде смирися с братом твоим и тогда пришед принеси дар твой (Матф. 5, 23–24).
После такого наставления Преподобного нечего мне, братья, говорить вам от себя; ибо сами видите, насколько сильны и глубоки наставления Святого, и сами знаете, насколько бедно будет после них немощное мое слово. Кончим речь, после научения от Святого, научением Божиим. Аще отпущаете, говорит Господь, человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Матф. 6:14–15). Аминь.