Против гордости
Преподобный Евагрий, в слове о величании, для того, чтобы отвлечь нас от пагубного порока гордости, говорит, между прочим, следующее: «Душа гордого всегда держится худых помыслов, а чрез это человек впадает во глубину зол. Как камень, отторгнувшийся от скалы, немедленно падает вниз, так и гордый, отступивши от Бога, еще скорее камня падет... Плод гнилой не приносит пользы земледельцу, и добродетель гордого неугодна Богу... Душа гордого удалена бывает от Бога и доставляет радость одним бесам... Гордость с неба низринула денницу, и он, как молния, пал на землю».
Для нашего назидания отнесемся внимательно, братие, к словам Преподобного и посмотрим, есть ли правда в них.
Прежде всего, Евагрий, как вы слышали, говорит: душа гордого всегда держится худых помыслов, а чрез это человек впадает во глубину зол. Эти слова Преподобного, как истину, доказывает собою всего убедительнее Вавилонский царь Навуходоносор. Ослепленный гордостью, он в своих помыслах считал себя счастливейшим из смертных, всю власть и силу во всем себе приписывал и хулил Бога еврейского. Чем же кончилось? Тем, что, согласно с словами Евагрия, и пал он во глубину зол. Раз, когда, смотря на Вавилон, Навуходоносор величался им, как делом рук своих, его поразил осуждающий глас с небес; и с сей минуты, лишенный ума, удаленный от престола и общества человеческого, подобно волу, семь лет питался он травою.
Далее Преподобный говорит: «Как камень, отторгнувшийся от скалы, немедленно падает вниз, так и гордый еще скорее камня падет».
И это сущая правда, братие мои! Монах Ирон пятьдесят лет провел в пустыне и превзошел всех живущих в ней иноков своим равноангельским житием. Но гордость погубила и такого подвижника. Он вообразил, что соседние с ним иноки не такого держатся устава, какого бы, по его мнению, следовало держаться, и стал относиться к ним с презрением. Дьявол, заметив зародившееся в старце самомнение, не замедлил приложить заботу, чтобы погубить его, и достиг своего, Он явился ему в образе светлого ангела, а самообольщенный монах принял его действительно за такового. Тут дьявол предложил старцу броситься в колодезь, говоря, что, де, за святую жизнь ему от этого вреда не будет. Старец послушался и вытащен был из колодца едва живым. На третий день он скончался (Прол. апреля 4).
Еще Евагрий в своем слове учит: «Плод гнилой, – говорит он, – не приносит пользы земледельцу, и добродетель гордого неугодна Богу». И этих слов истину убедительно подтверждает собою фарисей. Будучи гордым, он молился так: «Боже, – говорил он, – благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи... Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю». Была ли угодна Богу такая молитва? Нет, ибо Господь сказал про фарисея: всякий, возвышающий сам себя, унижен будет (Лук. 18, 10–14).
«Душа гордого, – продолжает Евагрий, – удалена бывает от Бога и доставляет радость бесам». Правда, братие, и это. Мерзок, говорит слово церковное о величавых и возносящихся, мерзок пред Богом и людьми всякий возносящийся. Начало человеческого греха есть гордыня, и держащийся ее мерзок всем и в конце совершенно отпадает от Бога (Прол. июля 10). А остальное само собою понятно. Раз человек гордый мерзок пред Богом, то он в то же время угоден дьяволу и радостен для него.
Наконец, Преподобный в своем слове говорит: «Гордость с неба низринула денницу, и он, как молния, пал на землю». Так и было на самом деле. Как упал ты, говорит пророк Иcaйя, с неба, денница, сын зари!.. ...А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов... Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему, но ты низвергнут в ад, в глубины преисподней (Ис. 14, 12–15). Так говорит Исаия. А Господь прибавляет к сему: видех сатану, яко молнию с небес спадша (Лук. 10,18).
Надеюсь, братие, что, после всего сказанного, вы убедились в истине слов Евагрия. А если так, то и помните их, приложите их к своему сердцу и поступайте по ним. Отбросьте от себя всякую гордыню и возлюбите смиренье. А для того, чтобы навыкнуть добродетели последней, и еще чаще приводите себе на память следующие слова Господа: на кого воззрю? токмо на, кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих (Ис. 66, 2). Аминь.