Против двух ложных мнений грешников, падших во глубину зол
Грешники, пришедшие во глубину зол, относительно своей ответственности пред Богом, большею частью, рассуждают двояко: одни говорят: «Все равно, Бог не простит нас, и потому заодно уж погибать». Другие же, наоборот, так судят: «Бог милостив. Он всех прощает и нас простит». И не стараются о своем исправлении. Как вы думаете, братие: справедливо или нет так рассуждают те или другие? Нет, знайте, что ни те, ни другие несправедливы. И это мы покажем им самым делом.
Вот что прежде всего говорит один из святых отцов – Феодор, игумен Студийский, грешникам отчаивающимся: «Ничто не помешает хотящему спастись, если даже пред этим он и в последнюю глубину зол пал. В этой истине свидетелями могут быть многие. Так, некто Давид был старейшиною разбойников, считался первым человекоубийцею и был исполнен всякого зла. Но когда покаялся и сделался монахом, то Господь не только простил его, но и чудотворцем показал. И Манассия, царь Иудейский, пятьдесят два года заставлял Иудеев кланяться идолам; но и сей, в последние годы покаявшись, спасся и воздал хвалу Богу, которую и доселе воспитывает св. Церковь. И царь Давид, впавший в тяжкие грехи прелюбодеяния и убийства, принесши раскаяние, пророческий принял дар. Также и Мария Египетская, пресытившись скверною греховною, после чрез добродетель святости достигла и тоже пророческого дара сподобилась. И другие многие из падших чрез покаяние восстали. Поэтому пусть никто не приходит в отчаяние, но покаянием пусть потщится достигнуть спасения». Так, братие, говорит св. отец к грешникам отчаивающимся.
Теперь послушаем, что он скажет далее и говорящим: «Все ничего, всех Бог простит». «Если вы и слышали, – говорит св. Феодор, – что многих грешников Бог простил, то во всяком случае никогда не думайте, что и всех грешников, во страстях живущих, Он помилует. Те, о которых шла речь, оставивши грех, Ангельскую жизнь вели; а которые без покаяния во грехах живут, те осудятся своею совестью и будут осуждены и в веке будущем, и мучимы будут без конца. Воздыхать и плакать нужно о таковых, ибо ничто не может сравниться с теми мучениями, которым будут преданы грешники за свои грехи». – Таково слово Феодора и к говорящим: «Все ничего, всех Бог простит».
А отсюда что? Конечно, то, что жестоко ошибаются в своих убеждениях и грешники, отчаивающиеся в своем спасении, а равно и грешники, при беззаконной жизни и нераскаянности, безрассудно надеющиеся на милосердие Божие. Но пусть бы, братие, они лишь ошибались – и только. Нет, знайте, что при их ложных убеждениях, при их ошибках, хуже всего для них то, что участь их в будущем, при таких условиях, становится поистине плача и воздыхания достойна. Ибо что их ожидает там, за гробом? Тем, говорит апостол Павел, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде – ярость и гнев (Римл. 2, 8). Они, пишет про таковых апостол Петр, получат возмездие за беззаконие (2Петр. 2, 13). И они же, наконец, по слову Самого Господа, будут ввергнуты в огнь неугасающий идеже червь их не умирает и огнь не угасает (Марк. 9, 43–44), и ту будет плач и скрежет зубом (Мф. 25, 30).
О, премилосердный Господи! Коснись благодатью Твоею косного сердца грешников, про которых мы говорили, отними от них помрачение ума их; выведи их из ужасного состояния нераскаянности, ожесточения и безрассудства; даруй им покаяние и исправление жизни, а ими же веси судьбами спаси их, преблагий Господи! Аминь.