Просвещение народа. (Речь на панихиде при поминовении генерала Д. Ф. Трепова в Историческом музее, пред началом чтений для рабочих 3 сентября 1906 года.)
Совершенно неожиданно мы открываем чтения в этом месте заупокойным молением о человеке, которому было столь близко и дорого наше дело. Покойный генерал Димитрий Фёдорович Трепов принимал самое близкое участие в открытии наших чтений, и если они беспрерывно существуют уже пятый год, то этим мы обязаны главным образом покойному. Он был и учредителем их, и заботливым попечителем до последних дней жизни. Служа в Москве, несмотря на множество мелочных дел и важных обязанностей, которые возлагал на него занимаемый пост, он находил время, чтобы заняться организацией чтений для рабочих и этому делу помогал всеми силами и способами, которые открывало ему его властное и влиятельное положение. О нём он предстательствовал пред покойным Великим Князем Сергием Александровичем; исходатайствовал нужные материальные средства; сам находил и приглашал лекторов; бывал в их собраниях при обсуждении вопросов об упорядочении и направлении чтений; принимал участие в составлении программ и т.д. Если мы и в настоящем году имели и имеем возможность продолжать чтения, ныне в столь расширенном объёме, то в значительной степени мы обязаны тем покойному Димитрию Фёдоровичу, не забывавшему о созданном им деле и по переселению в северную столицу.
Покойный хорошо понимал причины нашего русского нестроения. Ведь одна из главных его причин, это – глубокое народное невежество, которое не даёт тёмному человеку возможности дать отпор натиску враждебных учений, посягающих на святое святых народной души и жизни. И то хорошо понимал покойный, что наука науке рознь, и что не всякое просвещение душе во спасение. Есть наука, которая, подобно зимнему солнцу, светит, да не греет. Есть наука, которая, не опираясь на нравственное преобразование человека, подобна острому ножу и усовершенствованному орудию в руках злодея. И есть наука, освещённая высшим светом веры, согретая огнём святой религии; она созидает жизнь.
Долго народ живёт, руководясь в жизни только преданием. По преданию он получает религиозные и нравственные устои жизни, по преданию он хранит инстинктивную верность созданным встарь формам жизни, которые, может быть, при отвлечённом суждении и имеют недостатки, но для данного народа, для данного времени и для данных условий незаменимы. Но вот наступает время, когда против такого устойчивого предания поднимается буря, и почва под ним колеблется. Тогда то, что было лишь чувством, инстинктом и преданием, надо закрепить и утвердить сознанием, надо защитить против напора враждебных сил. Русское народное государственное и общественное мировоззрение не боится никакого света знания; оно покоится не только на твёрдых религиозно-нравственных началах, но и оправдано серьёзной наукой. Дать возможность уяснить и укрепить такое мировоззрение – значит дать твёрдый устой жизни, и если где, то именно в Москве, среди великого множества рабочего русского люда, достойно и праведно было создать такое именно просветительное и высокопатриотическое начинание.
Покойный Димитрий Фёдорович это и сделал... Он создал дело, которому должны подражать все города России. И такое дело должны назвать и признать добрым все честные и мыслящие люди, к какому бы лагерю общественному и государственному они ни принадлежали. Ибо добро – всегда добро. Но предубеждение и партийная узость, но упорство озлобления и невежество могут и белое назвать чёрным.
Удивительно ли после этого, что, при вести о неожиданной смерти Димитрия Фёдоровича, у многих сдавит сердце опасением за судьбу нашего просветительного дела? Удивительно ли, что среди рабочих, так долго пользовавшихся чтениями, печальная весть вызвала немедленно желание сего дня же, именно здесь и пред началом чтений, помолиться об упокоении безвременно скончавшегося?
Да, любовь и благодарность разрешаются в молитву. И вознося её к престолу Бога Правды и Милости, видя плоды и течение доброго дела, которому служил покойный, разве не найдём мы в этом залог светлых и отрадных о нём чаяний? Апостол заповедует смотреть на то, на каком кто основании строит: на основании золота, серебра, камения многоценного, или дерева, сена, соломы; огонь испытает дело каждого; у одного оно сгорит, у другого во век останется (1Кор. 3:10-14). Сеющий в плоть от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную (Гал. 6:8).
Дело просветительное, которому служил покойный, конечно, было сеянием в дух и вечность; оно было построено на основании, которому огненное испытание не страшно.
Да будет же ему отрадным уделом вечность, в которую он вступил. И жизнь непрестанной тревоги, выпавшая ему в последние годы на долю, жизнь, не ведавшая покоя, вся в ожидании ежечасной смерти, – да обретёт вечный покой на лоне Божией Милости и Божией Правды... Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).