Прощеное воскресенье. О прощении обид. 1963 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви».

Возлюбленные о Господе братия и сестры, с завтрашнего дня мы вступаем в великий подвиг святого поста. Чем и как лучше всего начать этот великий подвиг? Святая Церковь напутствует нас на святое поприще поста и покаяния евангельскою заповедью о примирении со всеми братиями нашими во Христе Иисусе, об отпущении и прощении им всех согрешений их пред нами. «Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец, ваш Небесный, — говорит Сам Господь в чтенном ныне Евангелии, — аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец, ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14—15). Это первое и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов.

Без этого всесердечного примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и прекращения вражды между собою нельзя приступить к Господу, нельзя и начинать святое поприще поста и покаяния. Почему? Потому, во-первых, что Сам Господь Бог наш есть Бог мира, а не нестроения (см.: 1 Кор. 14, 33). Как же можно явиться пред лице Его тому, кто в сердце питает вражду и злобу, в ком нет мира, любви и святыни со всеми? Мир имейте и святыню со всеми, без чего никто не увидит Господа (Евр. 12, 14). Во-вторых, потому, что Царство Божие — светлое общество сынов Божиих, святое семейство Отца Небесного — есть царство мира, любви и единодушия, царство благости, милосердия, кротости, смирения и долготерпения. Может ли принадлежать к нему тот, кто питает в сердце своем огорчение, досаду и злопамятство на брата своего, кто не имеет единодушия и мира со своими ближними — сонаследниками этого Царства? Мир есть высшее благо, которое Господь Иисус Христос завещал как драгоценное наследие Своим ученикам, когда отходил от них на страдание: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27). Мир есть высшее счастье, которым Он прежде всего приветствовал друзей Своих по Своем воскресении из мертвых: ста посреде их и глагола им: мир вам (Лк. 24, 36). Кто лишает себя этого духовного сокровища враждою и злопамятством, тот лишает себя и вечного наследия Царствия Божия, которое Господь завещал любящим Его.

Мир есть благодатный дар Духа Святаго, и потому присутствие или отсутствие его в сердце человека свидетельствует о том, что обитает в нем — Дух ли Божий или дух лукавый, который по преимуществу есть дух злобы и вражды, а потому место человеку, питающему злобу и недоброжелательство к брату своему, не в царстве мира, а со всеми отверженными духами злобы.

Очевидно, что без искреннего всесердечного примирения нашего со всеми братиями нашими во Христе благодатное поприще святого поста пройдет для нас бесплодно, хотя бы и старались мы провести пост по правилам церковного устава. Что пользы будет от поста, если мы строго воздерживаем себя от пищи телесной, а своим гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих ближних; если боимся осквернить уста какою-нибудь запрещенною снедью, а не боимся того, что из этих уст продолжают исходить, как смрадный дым из печи, слова осуждения, клеветы и злословия, насмешки язвительные, полные заразы и соблазна душевного. «Не такой пост Я избрал, — говорит Господь через пророка Исаию, — но разрешите всякий союз неправды, отымите лукавство от душ ваших, престаньте от лукавства вашего, научитеся добро творить» (см.: Ис. 58, 5—7). Не только никакой пост, но и мученический подвиг не заменит недостатка истинной любви к ближнему, той любви, которая долготерпит, милосердствует ...не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует .... не раздражается, не мыслит зла, но все любит и все переносит (1 Кор. 13, 4—7).

Если мы будем приходить в храм на молитву не с примиренным сердцем, то тогда мы услышим от Господа: «Когда стоите на молитве, отпускайте от всего сердца вашего, если что имеете на кого» (см.: Мк. 11, 25). Иначе, что пользы от молитвы, когда теми же устами, которыми прославляем Господа, проклинаем своего брата, когда называем Бога своим Отцом, а ближних своих, которых Отец Небесный назвал Своими чадами, злословим, ненавидим и смущаем злопамятством. Что пользы в молитве, когда по внешности себя смиряем, называя последними, а внутренне говорим, подобно фарисею: «Я не таков, как прочие люди, хищники, прелюбодеи, или же как сей мытарь» (Лк. 18, 11), когда устами произносим молитву преподобного Ефрема Сирина: «Даждь ми, Господи, зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего», а на деле ставим себя неумолимыми судьями всех и всего, замечаем сучок в глазе брата своего, не замечая бревна в своем глазе (см.: Мф. 7, 3—4).

О таких молитвенниках Господь давно уже сказал чрез пророка: «Приближаются Мне людие сии усты своими и устнами своими чтут Меня, сердце же их далече отстоит от Мене: напрасно чтут Меня» (Ис. 29, 13). И еще: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21).

Что пользы, наконец, если мы будем и каяться пред престолом Божиим, испрашивая прощения своих грехов с ожесточенным сердцем, сами не простив ближнему и не примирившись с ним? «Если будете прощать согрешения ваших ближних, — говорит Господь, — и Отец ваш Небесный простит вам согрешения ваши, а если не прощаете согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит и вам согрешений ваших» (см.: Мф. 6 , 14—13). Что пользы от покаяния, когда некоторые падают ниц в храме, прося прощения грехов своих, а выйдя из храма, готовы преследовать ближних своих; устами приносят покаяние, а в сердце таят злобу и мщение; просят прощения у Господа, не смирив своей гордости, не поправ своего самолюбия и тщеславия и не испросив прощения у оскорбленного брата своего?

Кто хочет, чтобы раскаяние было принято как благоприятная Богу жертва, тот должен не только простить согрешения брату своему от всего сердца, так, чтобы и не вспоминать их, но должен еще постараться расположить брата своего к такому же прощению, сделать его из врага своим братом, единодушным и единомысленным с собою. Без этого, сколько бы на исповеди ни разрешал нас духовник, связанный враждою наш дух не разрешится, и Отец Небесный не отпустит нам нашего согрешения. Господь говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой ... и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 3, 23—24).

Если мы к таинству святого причащения, к жертве, которая принесена преимущественно по любви Единородного Сына Божия к человеческому роду, дерзнем приступить без истинной любви друг ко другу, то не будет ли это оскорблением высочайшей любви Божией? Имея дух злобы, мщения, вражды к ближним, мы попираем святыню и кровь Господа вменяем ни во что.

Дорогие братия и сестры, древние христиане имели добрый и благочестивый обычай в Прощеное воскресенье испрашивать друг у друга прощения. Последуем и мы сему доброму обычаю по зову нашей Матери Церкви и попросим прощения друг у друга, особенно у тех, которых — мы знаем — чем-либо оскорбили. По немощи нашей природы, по обстоятельствам жизни в наших условиях, неизбежны столкновения, огорчения, а поэтому и постараемся через взаимное прощение смягчить наши души и взаимные отношения.

В Киево-Печерской обители жили два инока, которые были связаны тесными узами взаимной любви и дружбы. По зависти диавола эта дружба между ними пропала, а воцарилась такая вражда и ненависть друг ко другу, что они и смотреть не хотели друг на друга; в церкви друг друга не кадили, а проходили мимо. Один из них, пресвитер Тит, тяжко заболел и, чувствуя приближение смерти, через посланных стал просить прощения у своего брата — диакона Евагрия, но тот ничего не отвечал. Тогда его насильно привели к постели умирающего. Тит приподнялся с постели и сказал: «Прости меня, брат мой, может быть, я в чем-нибудь, как человек, оскорбил тебя». Но Евагрий отвечал: «Не прощу тебя ни в сей, ни в будущей жизни». И с этими словами он упал замертво, так что братия не смогли даже ни разогнуть рук его, ни выпрямить рта, так как тело его скоро одеревенело, а Тит тотчас же встал здоровым. И на вопрос братии, как это событие произошло, Тит отвечал, что когда Евагрий сказал такие слова, то ангел Господень поразил его, а его, Тита, поднял от одра болезни.

Итак, дорогие братия и сестры, простим всем от всего сердца нашего и с примиренным сердцем вступим в поприще святого поста, прося оставления согрешений наших у Господа. Будем при этом всегда помнить слова святого апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми, тогда и Бог мира будет с вами» (Рим. 12, 18; 15, 33). Аминь.

Наверх