Прощальная беседа в Неделю Православия в Нью-Йоркском кафедральном соборе

Прощальная беседа в Неделю Православия в Нью-Йоркском кафедральном соборе

Нынешнее воскресение именуется Неделею Православия или Торжеством Православия, ибо в настоящий день святая Церковь торжественно воспоминает победу свою над иконоборчеством и другими ересями. И это торжество Православия было не только тысячу лет тому назад – нет: по милости Божией Церковь и доныне то там, то здесь одерживает победу и торжествует над врагами. Много их у нее. Недаром Церковь уподобляется кораблю, плавающему среди разъяренного, бушующего моря, ежеминутно готового поглотить его в своих волнах, и чем дальше плывет корабль, тем больше хлещут по нему волны, тем яростнее нападают на него! Но чем сильнее бьют волны по кораблю, тем дальше отскакивают от него и сливаются с бездною, и исчезают в ней, а корабль по-прежнему продолжает свое победное шествие: твердо стоит основание Божие (см. 2Тим.2:19), на недвижном камне создана Церковь Христова, и врата адова не одолеют ее (Мф.16:18). Церковь Христова – Царство не от мира сего, не располагающее никакими мирскими приманками, гонимое и уничижаемое – не только не погибает в мире, но возрастает и побеждает мир! Так повсюду, в том числе и у нас здесь. Мы не можем не глаголати, яже видехом и слышахом (см. Деян.4:20). Правда, Церковь наша не может похвалиться ни численностью членов своих, ни ученостью их. Как и «слово крестное» (см. 1Кор.1:23), для одних она кажется низкою и соблазнительною, а для других – простою и безумною, на самом же деле в ней сокрыта «Божия сила и Божия премудрость». Она сильна и богата истинностью догматов, сохраненных в неповрежденности, чистотою правил, глубоким смыслом богослужения и обилием благодати. И сим она постепенно привлекает к себе сердца людей и все больше возрастает и укрепляется в стране сей. Вы сами, братья, свидетели и очевидцы роста и успеха Православия здесь. Всего каких-нибудь 12–15 лет тому назад у нас, кроме далекой Аляски, не было почти ни одной церкви здесь, не было священников; православных людей насчитывалось всего несколько десятков и много что сотен, да и те жили разбросанно, вдали друг от друга. А теперь? «Преславная днесь видеша во стране сей». Появляются храмы наши не только в больших городах, но и в малых местах. Сонм духовенства, верующих – десятки тысяч, и не только давних православных, а обратившихся из унии; заводятся школы, возникают братства. Даже посторонние люди признают успех Православия здесь, а как же нам самим после сего не праздновать «торжество Православия» и не благодарить Господа, благодеющего Церкви.

Но мало, братья, только праздновать «торжество Православия», нужно и самим нам способствовать, содействовать этому торжеству. А для сего надлежит свято беречь веру православную, твердо стоять в ней, невзирая на то, что мы живем в стране иноверной, не ссылаясь в оправдание своего отступничества на то, что здесь не старый край, а Америка, страна вольная, и посему будто бы нельзя соблюдать всего, что требует Церковь. Как будто слово Христово пригодно только для старого края, а не для всего света! Как будто Церковь Христова не «кафолическая»! Как будто вера православная не «вселенную всю утверди»! Поэтому, свято сохраняя веру православную, люди должны заботиться еще и о распространении ее среди иноверных. Христос Спаситель сказал, что зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на свечнике, чтобы всем светила (Мф.5:15). Не для того возжжен и свет православной веры, чтобы светить малому кружку людей. Нет, Православная Церковь – кафолическая; она памятует заповедь своего Основателя: идите в мир весь, проповедуйте Евангелие всей твари, научите вся языки (Мк.16:15; Мф.28:19). Своим духовным богатством, истиною, светом и радостью мы должны поделиться с другими, не имущими этих благ. И долг сей лежит не только на пастырях и миссионерах, но и на мирянах, ибо Церковь Христова, по мудрому сравнению святого апостола Павла, есть Тело, а в жизни тела принимает участие каждый член; при посредстве всяких взаимноскрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, великое Тело церковное получает приращение для созидания себя (см. Еф.4:16). В первые века за веру Христову были мучимы не одни только пастыри, а и миряне – мужчины, женщины и даже дети; просвещали язычников и с ересями боролись и мирские люди. Так и для каждого из нас распространение веры Христовой должно быть делом родным, близким и дорогим; в нем всякий член Церкви должен принимать живое участие, кто личным подвигом благовестничества, кто вещественными пожертвованиями и служением «нуждам святых», а кто нарочитою молитвою ко Господу, чтобы Он «Церковь Свою утвердил и умножил» и не ведающих Христа «огласил словом истины, открыл им Евангелие правды, соединил их святой соборной и апостольской Церкви».

О сем многажды говорил я своей пастве, и сие ныне, отходя отсюда, завещеваю хранити и творити, и наипаче вам, братья сего святого храма. Вы сами в прошлое воскресенье свидетельствовали, что «Провидение Божие приблизило вас к архиерейской кафедре» и что «сознание этой близости возвышает ваш христианский дух, облагораживает характер вашей деятельности, окрыляя вас на все доброе». Ваш храм есть кафедральный, первенствующий в епархии, и как прихожане его, вы, братья, должны подавать другим пример во всем добром, касающемся церковной жизни, в том числе и в заботах о вере православной. К тому же приход ваш русский, почти целиком состоит из людей, прибывших из России. А до последнего времени по всему миру Русь славилась как святая христианская земля, украшение которой – вера православная, благочестие народное, храмы Божии. Поддержите же, братья, здесь, в стране чуждей, славу своей родной земли! Явите себя пред лицем иноверных русскими православными людьми! С утешением могу сказать, что уже ныне своим усердным посещением нашего собора вы производили доброе впечатление на здешних граждан и наипаче радовали мое сердце и изгоняли ту грусть и скорбь, которая чувствовалась не одним мною в других местах при виде пустующих храмов во время праздничных богослужений. Господь да укрепит вас и впредь преуспевать в вере православной, – и о сем моя последняя молитва... Ныне расстаюсь с вами. Итак, простите, отцы и братия святого храма сего, близкие мне не только по духу, но и по совместным нашим молитвам, трудам и жительству! Прости ты, остальная моя паства, разбросанная по обширному лицу земли сей! Простите все вы, в пустынях скитающиеся, и в горах и пропастях земных работающие, и на островах сущие в мори далече!

Прости и ты, храм мой кафедральный! Дорог и близок ты мне. Во время моего святительствования ты был создан, при мне же благоукрашен и при мне сделан кафедральным. Быть может, для иных, видевших великолепные обширные храмы в России, ты и кажешься малым и бедным, и не блещешь золотом и серебром и камнями самоцветными, как те храмы. Но для русских православных людей, долгое время страдавших здесь без храма, ты являешься драгоценным сокровищем, и радуются они, что имеют тебя, как радовались евреи, возвратившиеся из плена вавилонского, при построении второго храма, хотя он и был беднее Соломонова.

Господи Боже Израилев! Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и нощь, и услышиши молитву людей Твоих, о нихже помолятся на месте сем! И всяк чуждий, иже несть от людей Твоих, приидет и помолится в храме сем, услыши и его с небесе от святаго жилища Твоего (см. 3Цар.8:29–30,41–43)!

Прости и ты, страна сия! Для одних ты являешься отечеством, родиною; для других ты дала приют, работу и достаток; иные в твоей вольной земле получили свободу исповедовать правую веру. Бог говорил в древности чрез пророка: «Заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него, ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (Иер.29:7).

Так и мы молимся Господу, чтобы Он послал стране сей «изобилие плодов земных, благорастворение воздухов, дожди и ветры благовременны» и сохранил ее «от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобные брани».

Да будут же благословенны – страна сия, и град сей, и храм, и на всех вас да почиет «благословение Господне благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».



Наверх