Просьба сыновей Зеведеевых как свидетельство немощи учеников
Последний пример немощи учеников являет просьба сынов Зеведеевых о почетных местах в Царстве. Эпизод относится к последним дням пути. Он подробно передан в Мф. (Мф.20:17–28) и Мк. (Мк.10:32–45). В Лк. он покрывается беглым намеком (Лк.18:31–34). В Мф. первое слово принадлежит матери Иакова и Иоанна, но мать не заслоняет сыновей: им и отвечает Господь – в Мф. так же, как и в Мк. Изложение Мк.– в этом случае, как и во многих других – отличается особою красочностью. Эпизод вводится описанием обстановки (Мк.10:32–34). Господь и ученики идут в Иерусалим: Иисус один впереди; ученики, в страхе и ужасе, не поспевают за Ним. Он подзывает Двенадцать и снова говорит им о предстоящих Страстях. Просьба сынов Зеведеевых раздается в этот момент. Нельзя не признать, что смысл происходящего они учитывают правильно – чрез Страсти Господь входит в славу Царства. Но какое вопиющее противоречие между готовностью к смерти и исканием славы! Ответ Господа обращает и учеников к мысли о смерти. С другой стороны, и в негодовании Десяти трудно видеть возмущенную ревность о правде. Древние толкователи уловили в их ропоте зависть. Это понимание представляется правильным и в наше время. Тщеславие одних и зависть других одинаково говорят о сердечной глухоте и непонимании, которое и отмечает Лука (Лк.18:34). Непонимание учеников накануне Страстей ставило с особой настоятельностью задачу воспитания – воспитания к Страстям. Перед самыми Страстями, в Иерихоне, в доме Закхея, Господь притчей о минах ответил на ожидание окружающих, «что тотчас (παραχρῆμα) должно открыться Царствие Божие» (Лк.19:11). Ответ звучал: человеку высокого рода надлежит уйти в далекую страну. Утверждением Царства будет Его возвращение. Ударение и в притче о минах – на Страстях, а не на славе. Последование за Господом в Его пути на Страсти есть последование в крестоношении. Задача воспитания, которую Господь поставил после исповедания Петра, оставалась в силе до конца пути.