Проповедь за Божественной литургией на Бутовском полигоне, 23.05.2009 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос Воскресе!
Это радостное Пасхальное приветствие мы обращаем на этом месте скорби ко всем вам, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, ко всем живущим, но также и ко всем, кто принял мучительную смерть здесь, на этой Русской Голгофе. Мы обращаемся сегодня к ним с этим пасхальным приветствием не как к умершим, но как к живым. Наверно мало мест на земле, где бы такой призрачной казалась грань, отделяющая земное от небесного и временное от вечного. Здесь вокруг нас сегодня те, кто мученически скончался, но кто ныне предстоит Богу и вместе с нами образует единую Церковь Божию, Церковь не мертвых, но живых, ибо Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых.
Осознание того, что нет границы и стены между земной жизнью и вечностью, осознание того, что нет границы между Церковью земной и Церковью торжествующей небесной, является важнейшим основанием нашего христианского миропонимания и мироощущения. Для нас мир Божий — это мир не только тех, кто живет сегодня, это мир тех, кто жил до нас, это мир тех, кто придет после нас, это все — Божие творение, силой могущества Божественного извлеченное из небытия. Мы, люди, являющиеся сердцевиной и вершиной всего творения, несем ответственность за все, что происходит в мире, потому что именно Бог вручил человеку многое, что ему надлежит сделать для того, чтобы мир и творение Божие обнаруживали красоту первозданного бытия.
Из этой ответственности за судьбы мира и человека проистекает особое служение Церкви. Мы называем это служение пророческим служением, потому что по примеру Господа и святых пророков, продолжая это служение, Церковь призвана провозглашать Божию правду людям, ибо пророчества — это и есть провозглашение Божией правды, и оно никогда не было легким. За всю двухтысячелетнюю историю Церкви множество раз провозглашение Божественной правды наталкивалось на глухоту и слепоту людей, на нежелание слышать, на раздражительность, на озлобление и даже на ненависть. Вся история Церкви — это история свидетельства о Божией правде, которая не ограничилась словесным свидетельством и свидетельством жизни, но которая включала в себя и свидетельство смертью. Именно это свидетельство мы называем мученичеством.
Наша Русская Православная Церковь принесла Богу такой дар этого свидетельства, каковым не может похвалиться ни один народ. Трагедия XX века, унесшая сотни жизней таких свидетелей являет собой, с одной стороны, образ дьявольской ненависти, восстающий на Бога и правду Его, но, с другой стороны, являет непреходящую красоту силы человеческого духа, каковая обретается в служении Господу.
Мученики погибли потому что не отказывались от креста. Самим этим неотказом они свидетельствовали о Божией правде. Мучители хорошо знали, что это свидетельство может быть воспринято другими. Многие из них помнили слова Тертуллиана, а если не помнили, то опытно чувствовали опасность проливать кровь христианскую, ибо она может быть семенем для рождения новых во Христе спасаемых душ. И потому убийства и мучения происходили втайне. Мученики XX века погибали как мученики за Христа, но им не давали даже этого права. Их томили в одиночестве в замкнутом пространстве, в отлучении от мира, и многие из них, наверно, никогда не думали о том, что их подвиг, даже поименный, станет известен людям. Но замысел мучителей не оправдался, потому что со святыми мучениками был сам Господь. И какой глубокой тайной не были окружены гонения на христиан XX века, какой глубокой тайны не было окружено и это место, все стало явным — и имена святых мучеников, и имена тех мест, где проливалась их кровь.
Для нас, дорогие мои братия и сестры, все то, что произошло с Церковью нашей в XX веке, является великим назиданием. С одной стороны — пример святых мучеников и исповедников XX века убеждает нас в том, что в любой момент каждый из нас должен быть готов и словом, и делом и даже до смерти возвещать Божию правду, что в этом заключается смысл нашей христианской жизни и нашего свидетельства. Пример XX века учит нас тому, что нет такой силы в мире, которая могла бы превозмочь силу Божию, нет такой человеческой злобы, которая могла бы противостоять Божией любви. И победа всегда за Христом и всегда за Церковью, потому что Христос воскрес из мертвых и Своим Воскресением уже совершил эту победу.
Нам иногда кажется, что подвиг исповедничества — это то, что принадлежит прошлому, поскольку нас сегодня окружает совершенно другая реальность, не требующая никаких особых усилий чтобы исповедовать Христа. Нам кажется иногда, что эта реальность мученичества и исповедничества — она в прошлом, она где-то позади. На самом деле исповедничество веры, подвиг свидетельства всегда будет. Сегодня никто не требует от нас отказываться от веры, никто не принуждает уйти из Церкви, но сегодня существует во всем мире великое множество соблазнов и сил, которые, воздействуя на человека, без всякого употребления физической силы способны оторвать его от Бога и Церкви и помрачить его жизнь, и способность свидетельствовать о Божией правде.
Сами стандарты жизни, стандарты мысли, некая мода на образ жизни, которые являются в современном мире господствующими, являются одновременно антихристианскими. Из этих ценностей, которые и ценностями нельзя назвать, удалено духовное и религиозное измерение. Сегодня созидается цивилизация внерелигиозная. Часто это делается сознательно, со ссылкой на то, что, мол, мир сегодня пришел в движение, в объединение, сталкиваются и входят в соприкосновение разные религии, разные системы ценностей, и потому невозможно построить мир, в котором бы присутствовали эти религиозные ценности, что мир должен быть внерелигиозным, оставляя при этом свободу людям быть верующими или неверующими, но ограничивать свою религиозность рамками личной жизни. И одновременно проповедуются те ценности, которые, по сути, являются языческими или даже, более того ― нерелигиозными. И человеческое сознание захватывается этой модой, этим стереотипом бытия, потому что вольно или невольно через средства массовой информации все эти стереотипы и моды нерелигиозной жизни обрушиваются на сознание современного человека. И вот здесь требуется мужество, вот тут-то требуется сила идти узкими вратами Царствия Божия, идти против течения, идти против общего потока, в надежде на то, что чем больше людей пойдут против этого потока, тем вероятнее, что мутные воды остановятся, а может быть и повернуться вспять.
Нам не дано знать, что может произойти в истории в результате нашего свидетельства о Христе, в результате нашего свидетельства о правде Божией. Но мы точно знаем, что именно жизнь в соответствии с этой правдой является жизнью, именно эта жизнь несет в себе истину, именно она является путем в Царствие Божие, потому что Сам Господь сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6).
Те наши отцы, матери, братья и сестры, которые приняли на себя подвиг мученичества и исповедничества, сегодня вместе с нами, с нашим народом. Их молитвами, их кровью, их подвигом и предстательством перед Лицом Божиим даруется и нам сила свидетельства. Дай Бог только, чтобы наши немощные силы были способны принять эту Божию благодать, ответить на эту силу молитвы новомучеников, чтобы жизнь нашего народа стала бы такой, которая исключала новые падения, могущие отлучить народ наш от Бога.
Пусть по молитвам святых новомучеников и исповедников российских укрепляется духовная жизнь народа нашего, пусть возрастает он от силы к силе. И пусть Церковь наша, мученица и исповедница, мудро и мужественно свидетельствует о правде Божией во имя Царствия Его. Аминь.