Проповедь во вторую неделю великого поста. 1860 г.
Вот уже кому неделя, кому день, как приступали вы к чаше Господней, как за обет не грешить, снова приняты в приискреннее общение с Господом, как восприяли намерение вести новую жизнь, и укрепившись благодатью таинств вступили на св. поприще истинно Христианской деятельности. – Что же? Успешно ли идут дела ваши?!
Братие и отцы! – Я не предполагаю между вами нерадивых и беспечных, – не предполагаю таких, кои холодно, – по обычаю только, – приступив к таинству, продолжают и теперь жить как жили прежде, или жить как живется, не заботясь о том, сообразны ли порядки их жизни с волей Господа, принятого в таинстве; не предполагаю и таких, кои с искренним желанием приступив к таинству в положив при сем в сердце своем не оскорблять более Господа, успели уже снова пасть в прежние страстные дела и привычки. – Думаю, что все вы – радуете ныне Господа и Ангелов Его, явившись сюда с той же чистотой и полнотой жизни, с какой отпущены были от св. Причащения, – и не только той же, но и большей, успевши приложить плоды добрых дел, как приобретение на полученные благодатные силы. Едино прошу от Господа, и то взыщу, – да будет сие так.
Но если так; то, ревнуя об исправном Христианском житии, заботясь о том, как бы явить себя угодными Господу, такую к нам великую Милость недавно явившему, вы верно встречались с вопросом: как бы сделать, чтобы снова не пасть, – как бы устроить такой порядок, чтоб он не мешал, а благоприятствовал новой, начатой по обету, требуемой совестью и желаемой сердцем, жизни.
Вероятно всякий решил уже сии вопросы для себя, – как умеет и как находит лучшим. – Но чтоб не вкралась в столь важном деле какая-либо ошибка, скажу вам об этом несколько слов, именно, – о том, как в самом деле надобно устроиться, чтоб сохранилась, крепла и возрастала начатая нами новая жизнь.
Христианская жизнь, утверждаясь корнем в сердце, развивается и растет на поле жизни нашей, подобно древу. Потому до познания способов воспитания его в нас можно сравнительно дойти по способам употребляемым при воспитании дерев.
Смотрите, что делает садовник с молодыми корнями или прививками, – и делайте сами то же с собой и с своей жизнью Христианской. – Тот огораживает свое деревцо и когда нужно прикрывает, чтобы неблагоприятные действия внешних стихий не повредили его: это первое. Огородив совне, поливает его, чтоб оно имело около себя довольно материи для всасывания в себя и образования из того питательных соков: это второе. Далее – чтоб оно росло ровно, – кроме своего надзора и обрезывания лишних ветвей, привязывает его к тычине или жерди, крепко и надежно утвержденной в земле.
Подобный же сему уход должен быть и за ростками жизни нашей духовной:
Во-первых, надобно оградить его от вредных влияний совне. Это вот что значит?! Положили мы твердое намерение не грешить... Надобно теперь отстранить все, что может поколебать сие намерение – именно: изменить прежние обычаи и оставить привычки, которыми питались наши страсти, – построить новый порядок своему поведению, – или своим занятиям дома и вне, и всем своим сношениям, а паче всего предохранять себя от соблазнительных встреч с такими предметами, лицами и вещами, кои могут возбуждать томящие нас греховные страсти... Если не сделаем сего, легко можем пасть, – и росток жизни нашей духовной – снова заглохнет подобно деревцу, подверженному вредному влиянию жара или холода, или росы злокачественной!
Но и оградив сей росток показанным образом, не должно ограничиваться этим одним... Нет, надо еще, во-вторых, питать его... Надо доставить ему, так сказать, стихии, кои усвояя себе, он умножал бы тем свои соки, рос и крепнул... То есть, надо делать – вот что: 1) читать и слушать слово Божие и писания отеческие, равно как самим рассуждать о спасительных истинах и вести о том беседы с единомышленными людьми или лицами, опытнейшими в жизни духовной; – 2) ходить, сколько это для кого возможно, – чаще в церковь Божию на Божественные службы, – и дома учредить уголок молитвенный, время молитвы и правило молитвенное; 3) никак не опускать ни одного представляющегося случая к деланию добра или какому бы то ни было подвигу терпения или самоотвержения... Ежели устроимся так, – то как бы светом, теплотой и влажностью обложим своего внутреннего человека, и напоим его разного рода стихиями духовными, впивая кои, он будет, как древо, насажденное при исходищах вод... пышно и быстро развиваться и зреть; а если не сделаем, то росток сей, подобно древу на сухой и песчаной земле, скоро истощится, засохнет и замрет.
Какого наконец уравнителя приставим к сему древу, чтоб оно росло ровно и не давало ненужных лишних отростков?! Это ближе всего свое собственное рассуждение. – Смотрите сами внимательно за всем и все направляйте к одной цели. – Не сможете сами, – останавливаетесь часто в недоумении, – обращайтесь к духовным отцам своим: – вопросите старцы и рекут вам. Но, при всем том, не забудьте главного садовника и воспитателя нашего внутреннего деревца жизни, – Господа нашего Иисуса Христа, Которому и предайте души свои всецело. Преданных к Себе Господь никогда не оставляет, но то внутренними внушениями Им собственно, то указаниями чрез духовных отцов – ведет их прямо и незаблудно кратким путем к совершенству в Христианской жизни!
Вот что надо делать тем, кои желают сохранить в себе начатки новой жизни и преуспеть в ней! – Не распространяюсь много. Потому что тем, кои ревнуют о спасении, не нужны долгие убеждения. Им только напомяни, и – они тотчас берут себе в правило все, что считается для них душеспасительным. Таковыми желаю быть и вам, – только одно еще считаю нужным приложить... Устроив все, о чем было помянуто, – а помянутое не есть только набор слов, а все существенно необходимо в деле хранения и воспитания духовной жизни, – так устроив все сие, – паче всего блюдитесь от рассеяния внимания ума, от пристрастия сердца к каким-либо предметам, и обременения воли многозаботливой попечительностью. Рассеянность, пристрастие и многозаботливость, – три злейшие врага внутренней жизни. Будучи допущены внутрь, в непродолжительное время заглушат они духовную жизнь и повергнут вас снова как бы в летаргический сон – в забвение, беспечность и холодность. А в этом – смерть духовная. Да избавит вас от сего Господь многомилостивый, в да умудрит вас во спасение! Аминь.