Проповедь в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в день памяти Преподобного Сергия Радонежского. 2009 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы торжественно прославляем имя Преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Преподобный Сергий является величайшим примером для всех нас, для Церкви, для народа нашего — примером того, как в личности человека могут осуществиться Божественные заповеди, как человек, обладающий слабостями и болезнями, связанный физическим бытием этого мира, обретает ангелоподобие.
У каждого верующего человека время от времени появляется мысль: возможно ли вообще достичь этого божественного подобия в нашем современном мире? Чтение жития Преподобного Сергия убеждает каждого, что это был действительно великий человек. Это был счастливый человек. Преподобный Сергий никогда не жаловался даже на самые стесненные обстоятельства жизни: и когда он жил в одиночестве в темном лесу, начиная созидать эту святую обитель; и когда он, не понятый братией, должен был удалиться из этой обители и жил как бы в изгнании от своих собратьев; и в те времена, когда величайшие опасности окружали и Церковь, и страну. Нигде не отмечено, что Преподобный был чем-то недоволен, раздражен или гневался, пытаясь человеческими силами что-то поправить. Житие свидетельствует нам о мудром, духовно сильном, прекрасном человеке — действительно, величайший для нас пример.
Что помогает понять тайну такой жизни? С чего начинается, чем поддерживается такой образ жизни? Замечательные тексты Священного Писания мы читаем в связи с памятью преподобных отцев. Всем хорошо известны слова из Евангелия от Матфея, которые звучали вчера на утрене: Придите и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем... А что дальше? ...И обрящете покой душам вашим (см. Мф. 11:28-29). Господь связывает кротость и смирение с внутренним покоем, но ведь покой и есть синоним человеческого благополучия. Можно быть богатым, знатным, обладать властью, можно быть иерархом, священником, министром — кем угодно, но если нет внутреннего покоя, то нет и благополучия. И современная жизнь показывает нам удивительные примеры того, как люди, достигающие высот в политической жизни, становящиеся очень богатыми, сверхбогатыми, не могут найти этого покоя. А почему? Да потому что мы живем в мире, где пребывает грех, и в сердцах человеческих возникают разные чувства по отношению к другим людям.
Например, всем хорошо известно чувство зависти, которое лишает человека покоя. Завистливый человек ищет пути наказать того, кто вызывает зависть, чтобы лишить его положения, денег, семейного благополучия либо уважения со стороны других. Реализация этого стремления требует действий: нужно построить некий план, может быть, нужно взять кого-то в единомышленники, нужно организовать целую стратегию борьбы. Но где же здесь покой? Мука, горе! А если что-то срывается, такие люди руки себе грызут, от злости слезы вытирают.
А иногда бывает так, что человек вовсе и не завистливый, а просто жизнь другого человека ему не нравится. Ему кажется, что он лучше сделает, чем тот. И снова начинается борьба, от скрытых интриг переходящая к открытым действиям.
Если с другой стороны посмотреть на обычный человеческий конфликт — иногда бывает так, что кто-то нас обидел, плохо о нас сказал, выразил с нами несогласие, даже начал вести против нас некую борьбу — что обычно мы делаем? Мы концентрируем свои силы для того, чтобы нанести удар такому человеку, чтобы ослабить возможные опасные по отношению к нам действия. Мы размышляем, теряя всякий покой, пытаемся искать союзников; порой публично, а в наше время и через средства массовой информации озвучиваем нашу позицию, включаемся в спор, в конфликт.
Всего этого делать не следует, если мы хотим быть счастливыми. Если мы хотим иметь покой, нужно научиться наших противников и врагов предавать суду Божию. Если мы чувствуем свою правоту, то первое, что должно быть присуще нам в опасной жизненной ситуации — убеждение в том, что только Бог является подлинным судией. Он прозревает глубины человеческого духа, и если тот или иной человек действительно становится нашим врагом, а мы того не желаем и поводов не даем, то нужно крепко молиться за этого человека и просить, чтобы свершился суд Божий, а не суд человеческий.
Суд Божий настигает людей, свершающих злые деяния, так быстро, что мы и представить себе не можем. Если же бывает промедление, то это для нашего спасения, для нашего смирения, для нашего терпения. Главное же для нас — не дрогнуть. Если впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости (Гал. 6:1) — только что мы слышали эти слова из послания апостола Павла к Галатам.
И, наконец, сегодняшнее Евангельское чтение: Блаженны нищие духом (Лк. 6:20) — то есть те, кто не своей самостью управляемы, но силой Божией; те, кто свое собственное «я» уступает Богу, и Бог становится в центре их жизни. Блаженны те, кто кроток; даже те, кто плачет (см. Мф. 5:4-5, Лк. 6:21). Но нигде не сказано, что блажен тот, который умеет защищать себя, который умеет наносить встречные удары, который умеет прокладывать себе путь к жизненному успеху.
Кротость и смирение есть величайшая сила, которая помогает не только управлять миром по Божию закону, но и помогает человеку обрести покой, а вместе с покоем — и здоровье. Отчего сегодня более всего болеют люди? От стрессов, от нервного перенапряжения. А если посмотреть на причину этих стрессов — ни к какому психотерапевту идти не надо — источник всего этого в грехе человеческом, потому что без греха не было бы и болезней. Современный мир, сегодняшнее человеческое общество ясно являет нам эту связь — между болезнью, неблагополучием и грехом.
Преподобный Сергий из глубины веков взирает сегодня на нас с икон своим кротким ликом и как бы стремится показать нам, как нужно жить. Ведь мы приходим в его Лавру, прикладываемся к его мощам, ведь мы чувствуем помощь, исходящую от Преподобного, — так давайте поверим и тому образу жизни, который он вел, побеждая врагов, усмиряя гордецов и завистников, поддерживая самых сильных мира сего, став через кротость свою и смирение великим духовным лидером нашего народа, и не только для поколения уже отдаленного от нас XIV века, но и для мятущегося во грехе поколения века XXI.
Церковь является общиной, которая, по примеру Спасителя, исцеляет людей. Святые угодники являют пример этой исцеленности, которая всякий раз обуславливается победой человека над его собственным мятущимся духом. И да поможет нам Господь, дабы мы, взирая на кроткие лики угодников Божиих, осознали великую и вечную правду: Придите ко Мне и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29).
Аминь.