Проповедь в среду первой недели поста, 17.02.1860
Вот уже протекли мы половину поприща говения! Еще несколько, и приступим к таинству покаяния, чтоб, очистившись, как должно, сподобиться причащения святых, пречистых и животворящих Христовых Таин, во исцеление души и тела, а не в суд, или осуждение. Господь да сподобит нас сего великого дара Его благодати! И сподобит, если не помешаем Ему сподобить. Ибо Он желанием – желает всем приобщиться и всех приобщить Себе; если сего не бывает, то причиной тому мы сами.
И вот о чем больше всего надобно нам позаботиться в остальное еще время: устранить причины, могущие воспрепятствовать любообщительному Господу приобщиться нам, ибо в этом существо причащения! Что же может воспрепятствовать сему? – главным образом – одно: нечистота сердца. Ибо как войти Чистейшему в храмину сердца, когда сия храмина не чиста? Очистим же ее!
Конечно, лучше бы всегда содержать ее чистой, и потому всегда быть готовым принимать Господа, или, лучше, быть способным всегда носить Его в себе. Но если мы не так счастливы в сем отношении, если, не остерегшись, пали в грехи, запутались в страсти и осквернили тем внутреннюю храмину свою, поспешим омыть ее в предлежащей нам бане покаяния. Когда Господь требует чистоты и святости, то требует непрерывной святости не непременно; а очищения грехов в покаянии и исповедании требует непременно. Мешают грехи общению с нами Господа, но не грехи соделанные, а грехи, по соделании их, оставленные не оплаканными и не исповеданными. Ο! даруй нам, Господи, обилие слез сокрушения и откровенного, без жаления себя, исповедания грехов!
Но, братие, понудимся немного и сами умягчить свое сердце! В прошедшие дни мы уже довольно подготовили себя к тому. Пост смирил несколько плоть и облегчил душу; домашнее уединение и хождение в храмы отреяли дым и чад мирской суеты; слышание поемого и читаемого в храме и домашнее молитвословие, с чтением, кто может, спасительных книг, заместили уже много недобрых представлений помышлениями благими. Все сие нужно. Продолжая и далее неопустительно поступать таким образом, приложим еще один труд или прием, исключительно направленный к тому, чтоб сокрушить окаменелое сердце свое.
В руках естествоиспытателей есть один прибор, состоящий из вогнутой большой тарелки, которая, принимая лучи теплоты, собирает их в одну точку и зажигает там вещество, какое будет подставлено. Вот подобное нечто можно сделать и над сердцем. Соберем на своде ума нашего все поразительные истины, какие представляет нам святая вера, и наведем их на сердце. Теснимое и проникаемое ими со всех сторон, оно, может быть, уступит силе их, умягчится, согреется, расплавится и породит пары воздыханий, и загорится огнем сокрушения.
Не считаю нужным перечислять сии истины: вы их знаете. Например, вот что: грехом любовь беспредельная Творца и Промыслителя оскорблена, обеты крещения нарушены, второе распят Господь и Спаситель наш (т. е. когда грешили, мы продавали Его, подобно Иуде, заушали, оплевывали, ругались над Ним и наконец распяли), чрез грех потеряны все высокие преимущества Христианские и – не только Христианские, но и человеческие, и человек уподобился скоту. К тому еще: ныне завтра смерть, далее суд, которого, не покаявшись, нет возможности переменить. Еще: может быть, мы, как бесплодная смоковница, оставлены только на это время покаяния, в надежде, что принесем плод слез, и, если сего не будет, то посечены будем. Сии и подобные поразительные мысли собирайте в душе и бейте ими свое сердце... Особенно делайте сие во время молитвы. Труд без саможаления с молитвой верно увенчается успехом! Одного только не забудьте: не верьте своему сердцу!.. Оно лукаво и есть первый нам изменник. Его надо взять в руки и без жалости жать и бить, как жмут и колотят белье, которое моют; надо бить сие сердце за то, что оно, как жадная губка, впивало в себя всякую встречавшуюся нечистоту, и жать для того, чтоб выжать сию нечистоту.
Когда же умягчится сердце, тогда легко им совладеть: тогда оно готово бывает на все, – и гибко, подобно шелковой материи. Тогда, что ни скажи, оно все сделает. Скажи ему: плачь, – заплачет; скажи: исповедуй грехи, – исповедует; скажи ему: перестань грешить, – и ответит: перестану, перестану. Тогда останется только одно еще дело сделать над ним: навести на него зеркало Слова Божия, или Божественных заповедей, и заставить его смотреться в нем. Тогда оно отразится в сем зеркале со всеми своими пятнами, морщинами и ранами, т. е., со всеми грехами, и большими, и малыми; тут увидит оно и гордость, и спесь, блуд и тщеславие, щегольство и сластолюбие, обиды, гнев, зависть, и проч... вообще все, чем чье сердце грешно пред Господом. Спросите его тогда: ты ли это? и оно охотно ответит: да, это я... несчастное! а в другое время оно спрячется или укажет на другого. Говорите ему: во всем этом ты виновно? Оно ответит: да, я виновно и само добровольно все сие наделало... а в другое время оно сего не скажет. Говорите ему: ты безответно? – да, безответно; а в другое время оно наговорит бездну оправданий и извинений. Прибавьте ему наконец: припади же к стопам милосердого Бога и умоляй Его о помиловании... плачь и сокрушайся, исповедуй все грехи свои и положи твердое намерение не поблажать более страстям своим, не грешить и не оскорблять тем Господа своего! И все сие оно совершит, как послушное дитя. А в другое время ему хоть и не говори!
Вот как дорого умягчение и сокрушение сердца!.. Оно одно заменяет все правила и все руководства. Обыкновенно много пишется правил, как готовиться к покаянию и как производить его... Но я скажу вам одно: умягчите свое сердце и сокрушите его, и оно тогда само научит вас всему! Как бедный, находящийся в тесноте, является изобретательным к облегчению своей участи или вымолению помощи... таковым явится и сердце сокрушенное... Ибо оно тогда будет в тесноте, как пойманный и уличенный преступник. Как начнет оно тогда хлопотать о том, как бы облегчить скорбь свою и избежать близкой опасности! Как радостно ухватится тогда оно за способы, предлагаемые Церковью, такие способы, к коим без того надобно бывает привлекать его ужем, как ленивого раба, и ухватится за них тем радостнее, что способы сии так немногосложны: – переузнай грехи свои все, т. е., все грешные дела, слова, мысли, чувства и расположения, и поди – исповедуй их духовному отцу своему! И будешь непорочен, и выйдешь из бани покаяния чист, как волна, и бел, как снег. Вот и все! Видите, как немного!.. А каков плод! – Таков, что его и описать нельзя... ибо того, кто так поступает, Господь не сочтет уже недостойным вселения Своего, но сотворит с ним по обещанию Своему: к нему приидем и обитель у него сотворим с Отцом и Святым Духом чрез приобщение крови Моей и плоти. А тогда – вот и царствие! Вот и все, чего так ищем и чего с таким потом добиваемся!
Сотворим же так, братие! Поспешим так устроиться ко времени причащения св. Таин, чтоб чрез то сподобиться быть едино с Господом. Ο Господи! помоги нам! о Господи! благопоспеши нам! Аминь.
17 Февраля, 1860.