Проповедь после Литургии в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре 23 августа 2020 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня действительно великий день для всей нашей Церкви, потому что эта древняя обитель святого Саввы Сторожевского — царская обитель. Именно сюда чаще всего приезжали на богомолье цари и царицы, здесь даже были дворцы царские, и вся эта дорога, которая сегодня называется Рублево-Успенским шоссе, называлась Царским путем, Царской дорогой. Это был главный царский путь на богомолье, а Саввино-Сторожевская обитель — главной царской обителью, где царь участвовал в богослужениях и молился чаще, чем в какой-либо другой. Поэтому значение Саввино-Сторожевского монастыря совершенно особое — в первую очередь для Московской земли, но поелику Москва стала столицей всего нашего Отечества, то и для Отечества нашего и для всей Церкви. Вот почему с особым чувством мы совершали сегодня Божественную литургию и вспоминали преподобного Савву Сторожевского, великого угодника Божия, ученика преподобного Сергия, по примеру которого ученики его создавали монашеские общины по всему лицу нашей Руси.
Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие о прощении господином своего должника (Мф. 18:23-35). Некий господин, человек очень богатый, может даже особа царствующая, простил долг своему рабу. Это была огромная сумма, целое состояние, но господин прощает этот долг. В свою очередь раб тоже дал кому-то в долг — сумму ничтожную по сравнению с той, что взял в долг у богатого господина. Встретив должника, раб потребовал вернуть долг, а тот не смог это сделать. Тогда он стал его бить и сказал, что посадит в долговую тюрьму, так что должнику придется продать все свое состояние, отдать в рабство жену и детей, — только чтобы вернуть долг. И мы знаем, что злой раб был наказан своим господином.
Сегодняшняя притча, конечно, не о том, чтобы мы правильно распоряжались материальными средствами. Разумеется, нужно помнить, что долг потому и называется долгом, что человек обязан вернуть взятые деньги. Иногда бывает, что по каким-то причинам вернуть все сразу невозможно, и люди просят об отсрочке, просят о милости. Вот пусть те, кому должники не могут в полной мере вернуть долги, вспомнят об этой притче. Может, и не всегда нужно требовать немедленного исполнения всех обязательств, — в случае, если по какой-то причине должник действительно не может в данный момент вернуть все.
Но опять-таки эта притча не о том, что нет необходимости в финансовой дисциплине, не о том, чтобы в банке брали заем и его не отдавали, не о том, что можно нарушать обязательства и не возвращать деньги. Совсем не о том! Притча эта — не о дисциплине, не о прощении долгов в обществе и в государстве, а о человеческой милости, о доброте и прощении. Недаром преподобный Ефрем Сирин говорит: «забудь и пост, и молитву, если ты не прощаешь ближнему твоему». Почему «забудь»? А потому что и пост, и молитва не достигают небес, в ответ на пост и на молитву Господь не дает и не даст просимого, если ты не прощаешь другому человеку его согрешений, его долгов, а иногда просто его несовершенства, которое раздражает тебя и создает напряжение в отношениях с этим человеком.
Другими словами, сегодня Евангелие учит нас милости друг ко другу и прощению. Ведь каждый знает, что происходит, когда прощаешь другого. На сердце становится легче. Вроде как ты прощаешь, а не тебя прощают, но даже это прощение снимает тяжесть с сердца. Действительно, это испытывают многие из тех, кто с чистым сердцем прощает другому грехи, обиды, разного рода неприятности. Чистосердечное прощение облегчает душу того, кто прощает, но дело не только в этом. А когда мы в семье прощаем друг другу? Нет семьи, которая бы не проходила бы через трудные моменты в жизни, когда нарушается взаимопонимание супругов, когда возникают трудности с детьми, когда возникают напряжение и даже скандалы. Как ужасно, если после такого люди не просят прощения и не прощают, а с этой тяжестью и живут! Казалось бы, как просто после неурядицы взять да и попросить прощения, как просто простить своих родных и близких, и не было бы конфликта, который разрушает семью и наносит вред каждому из его участников!
Но то, что справедливо в отношении семьи, справедливо и для трудовых, и для иных коллективов. Ведь конфликты разрушают солидарность, а значит, коллектив теряет собранность, теряет способность к свершению дел, и узы, связывающие членов коллектива, становятся все слабее. А если продвигаться далее по этой лестнице, восходя ко все большим и большим масштабам, а если говорить о народе, о государстве? Ведь если мы и в обществе научимся прощать друг друга, то это светлое состояние души, которое мы испытываем, прощая близких, будет присутствовать в и народе нашем.
Этим ведь и отличался наш русский народ — способностью прощать. Иногда приезжавшие к нам с Запада люди недоумевали и воспринимали способность русского человека — прощать — как некую слабость. Это не слабость! Это великая духовная сила, которая способна преображать жизнь народа. Поэтому сегодняшняя притча учит нас о том, что прощение — это такое деяние, которое исправляет к лучшему жизнь — личную, семейную, коллективную и жизнь всего народа. И дай Бог, чтобы мы дошли до осознания этой великой истины, чтобы мы научились прощать друг друга, а через прощение — исцелять язвы и недуги как в личной, семейной, так и в общественной жизни. Аминь.