Проповедь в пятую неделю великого поста, 1860 г.
Нынешнее Воскресенье посвящается памяти преп. матери нашей Марии Египетской, и мы уже восхваляли ее вместе с Церковью на Всенощной в пениях и песнях духовных, и помолились ей о помощи нам в трудном деле исправления своей жизни и своего нрава. – Теперь будем учиться у нее сему делу. – Св. Церковь, предлагая нам пример Марии Египетской, хочет внушить: «если хотите каяться и исправлять жизнь свою как должно, – вот как кайтесь и исправляйтесь! – Но так ли поступали вы в продолжение поста сего? – Если так, добро вам... А если нет, – вам еще остается две недели, успеете поправить неисправное, – или дополнить опущенное. Только не нерадите».
Но скажет кто: «Мария Египетская – пример для подражания! – Неужели же всем надо бежать в места необитаемые – в пустыню, – в горы»? Нет не всем. Но всем должно подражать ее трудам в самоисправлении, – ее твердой решимости переменить жизнь и тому, как она дошла до сей решимости. Вот стороны подражаемые! Как дошла преп. Мария до решимости переменить жизнь? Господь довел. – За что? За то, что при всей неудержимости одолевавшей ее страсти, она никак не думала оставаться навсегда в сем горьком рабстве. Она терпела насилие со стороны плоти и врага, действовавшего чрез сию плоть, и поддавалась увлечению, но не предавала себя ему вконец. Господь сжалился над страданием твари и пришел высвободить ее из томивших ее уз.– В этом урок из самой грешной части жизни св. Марии Египетской. Так если кто имеет несчастье состоять в рабстве какой-либо страсти плотской или душевной, возымей, по крайней мере, столько крепости, чтоб не отдаться ей безвозвратно, – не будь подобен тем, кои в нечаяние вложшеся предают себя студодеянию. Страсть точно вяжет человека и как ведомого ведет его на дела удовлетворяющие ей; – но ты и при узах рабства, обнаруживай, по крайней мере, нехотение таких дел – оставайся недовольным ими. Не говори: «ну уж верно так и быть... пусть ее будет, как было, или пусть текут дела, как текли». Но подобно тому, кто не имея сил противостоять, когда его влекут связанного, по крайней мере упирается ногами; и ты, несмотря на силу страсти тебя влекущей, хоть чем-нибудь показывай ей противление, говори ей: ну уж в последний раз, больше не поддамся; и хоть еще падешь, – опять то же говори и так далее; только говори не языком одним, но и сердцем, – и ко Господу вопий о помощи. – Как тот, кого враг связавши ведет в плен, оставя ему не завязанными уста, – хотя влечется вслед его, но имея возможность кричать, кричит, не услышит ли кто и не освободит ли его: так кричи и ты ко Господу: «Господи, – прежде даже не погибну, спаси мя; – Господи, – прежде конца даруй мне покаяться»... И услышан будешь. – Как дитя повитое, лежащее в колыбели, хотя не может двинуться ни руками, ни ногами, но криком своим берет за сердце мать свою и как ужем привлекает ее к себе: – так если будешь вопиять, и ты привлечешь к себе Господа, Который сказал, что скорее мать забудет дитя свое, нежели Он забудет вопиющих к Нему.
Когда же наконец придет к тебе Господь, внимай тогда, брат, – и не попусти себе – не воспользоваться как следует сим великим к тебе снисхождением Божиим. Ты будешь тогда походить на св. Марию, когда она пред входом ко гробу Господню была поймана судом Божиим. – Как она, пораженная силой невидимой, – долго не раздумывала, а тотчас пришла в сознание, что причиной сего – грех ее, – и тотчас же положила намерение – отстать от сего пагубного греха своего, – и никогда уже не возвращаться на него... Так надлежит сделать и тебе. Внимай же! Когда сильное ли угрызение совести, или страх суда и смерти, близость ли опасности, как меча над главой, или чувство величия Божия и великой Его благости, – или другое что – поразит глубоко сердце твое и потрясет все составы твои, так что ты будешь чувствовать, что как бы спали с тебя все узы, теснившие тебя дотоле; – знай, что это благодать Божия коснулась тебя и дает тебе свободу вступить на путь добра, – свободу, которой прежде у тебя не доставало. Внимай! минута сия дорога! То, что ты чувствуешь в ту пору, есть дело благодати... Приложи сюда и свое дело, – именно вот что: скажи: скверно жил я, поблажая страсти... С сих пор не буду... Затем, исповедав и прияв разрешение, – держись положенного обета... Так сделала св. Мария. Не отлагала она намерения переменить жизнь до завтра; нет, а тотчас, – решилась и сделала... Так должно всякому. – Благодать пришедши, точно разрешает узы страсти; но если кто тотчас не решится отстать от дел страстных, то опять заковывается в сии узы. – Когда Ангел явился Петру Апостолу в темнице, узы его спали; но если б он не пошел потом вслед Ангела вон из темницы, а остался в ней, пришел бы страж темничный, заковал бы его снова в кандалы, – и запер темницу, и остался бы св. Петр по-прежнему узником. Так снова облегают узы страсти всякого, кто ощутив действие благодати Божией, освобождающей его от страсти, не решается тотчас переменить жизнь свою, а отлагает то до другого времени. Не отлагай же, брат! – Ибо не знаешь, – придет ли еще когда такая благоприятная минута.
Положив твердое намерение исправиться, надо тут же и самим делом начать сие исправление, как сделала св. Мария. Оставив все, укрепясь таинствами, напутствованная советами духовного отца, – устремилась она в пустыню заиорданскую – уединением, пощением и молитвой иссушать засеянные и порочной жизнью воспитанные греховные навыки. Берись и ты тотчас за труды и подвиги. Не всем конечно один путь по обращении. Кто удаляется в пустыню, – и живет один; кто идет в обитель, – и спасается в числе братства, кто остается в порядке общей всем семейной и гражданской жизни. Многие уже прошли всеми сими путями, – и на всех были спасавшиеся и люди великие. Какой кому избрать, – пусть сам решит по своему настроению, внушению Божией благодати и по совету отца своего духовного. Только ведай, что без труда не исправишься. Борьба великая предлежит всем хотящим победить плоть, воюющую на дух. Чего не вытерпела преп. Мария!... И всякому – труд! Надо, как я уже говорил прежде, отстранить все могущее питать страсти; а это стоит труда немалого. Надо делать все, чем может питаться и укрепляться начатая новая жизнь; но и это не бывает без труда. Нужно в истине Божией поучаться, – сколько можно чаще быть под действием таинств с участием в священнодействиях Церкви, бороться со страстьми и творить дела добрые, противоположные страстным навыкам; но и это все – труд. А главное что надо? – никогда не должно оставаться одному... Прилепись к духовному отцу своему, найди единомышленного тебе, углубляйся в советы св. отцов, – и ничего не предпринимай, не справившись во всех сих местах. – Не смотри в сем на преп. Марию. – Она жила одна; но ее путь был по особенному Божию избранию. – Нам же лучше держаться общего порядка жизни. – Орел уединенно парит к небесам, и так высоко, что его бывает не видно. – Но то – орел... – Итак трудам преп. Марии в самоисправлении, ее постоянству в сем, и неуклонной верности положенному обету – подражай... а в прочем – иди общим путем спасаемых. – Будь только тверд, не позволяй себе расслабляться... и немного потрудившись, не думай, что уже все сделал: ибо конец венчает дело.
Сей блаженный конец преднапиши в уме твоем, – и теки к нему, по Апостолу, задняя забывая, а в предняя простираясь, дóндеже достигнешь места упокоения от трудов, которое уготовал Господь всем Своим труженикам. Аминь.