Проповеди на праздники:


Проповедь в Праздник Воздвижения Креста Христова. 1958 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

Праздник Воздвижения Креста Христова возводит нашу мысль к тому светоносному времени в истории Христианской Церкви, когда Святая Церковь после трехсотлетних на нее гонений восторжествовала в мире.  

Не от внешних благоприятных обстоятельств зависело торжество христианской веры, не в силе и помощи человеческой была ее крепость — залог ее успехов в ней самой.  

«Сия есть победа, победившая мир, вера наша», — говорит святой апостол Иоанн Богослов. Император Константин Великий, неоднократно испытавший несокрушимую силу Креста Христова, возымел желание найти само древо — сам тот Крест, на котором был распят Спаситель. Этот священный труд — отыскать Крест Господень, — принимает на себя восьмидесятилетняя мать императора, императрица Елена. «Дух Святой, — говорит один отец Церкви, — внушил этой равноапостольной царице, чтобы она к славе Распятого и радости православных христиан употребила все возможные усилия на изыскание Креста Господня». Прибыв со свитой в Иерусалим, святая царица по совету архиепископа Макария созвала старейших иудеев и обратилась к ним со строгим вопросом: «Где их предки скрыли Крест Христов?» Иудеи отвечали указанием на некоего Иуду, который из письменного предания своего предка определенно знал, где Крест Христов. Но Иуда, как бы предчувствуя обретением Креста сокрушительный удар для иудейства, оставался непреклонным к прошению и кротким убеждениям царицы. Пока, наконец, шестидневный голод на дне безводного колодца не принудил его к признанию. Приведя царицу и архиепископа к северо-восточной стороне Голгофы, Иуда, изможденный голодом, сказал: «Здесь на этом самом месте, где капище Венеры, вы найдете Крест вашего Христа». Сразу же было разрушено капище, но долгий и упорный труд не давал желаемого результата. Уже все теряли надежду обрести Крест Христов, как вдруг благоухание, исшедшее из земли, подкрепило надежду трудившихся. Усилия усугубились, в скором времени обретены были три креста. Но который был из них Животворящий Крест Христов, спасший от тления прочие два? Все они по виду были одинаковыми, а дощечка с надписью была отдельно, кресты разбойников были без надписей. Архиепископ сказал: «Если Промысл Божий не благоволил навсегда оставить Крест Господень в земле, то попустит ли ему оставаться в неизвестности теперь? Допустит ли Господь, чтобы мы вместо Креста Господня воздавали честь кресту разбойника? Бог Сам укажет Крест нашего Спасителя. Несите за мной все найденные кресты!» И он отправился в дом к одной благочестивой женщине, которая уже лежала на смертном одре. Войдя к ней в дом, он после  пламенной молитвы приказал возлагать на умирающую кресты один за другим. Первые два не произвели в больной никакой перемены. Но прикосновение третьего не только восставило ее с одра болезни, но даровало ей еще больше силы, нежели какими она обладала прежде! После этого, воздавая славу Богу, все единодушно признали чудотворный Крест Крестом Господним. Но этого мало еще было для славы  достопоклоняемого Древа — Креста Господня. При выходе архиепископа с царицей и народом из дома исцеленной они встретились с похоронной процессией — несли на погребение умершего юношу. Исполненный веры, архиепископ Макарий полагает на мертвого опять три  креста в том же порядке. Но не помогшие больной первые два креста еще менее могли подать помощь мертвому. И только один крест Победителя смерти и ада, расторгнув узы смерти, оживотворил умершего. После этого каждый из присутствовавших, пораженный этим чудом, желал поклониться Кресту Господню и облобызать Его. Ho ввиду  огромного стечения народа этого сделать было невозможно, многие стали просить, чтобы Святой Крест хотя бы был показан им. Тогда святой Макарий, стоя на возвышенном месте, стал воздвигать (поднимать) Крест и опускать, чтобы его можно было видеть и отдаленному народу. A народ, объятый благоговейной радостью, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!» При этом боголепном зрелище многие враги Креста Христова признали ero силу. Иуда, с помощью которого было найдено место погребения Креста, со многими своими единомышленниками уверовал в Господа Иисуса Христа. Он принял святое Крещение с именем Кириака, и впоследствии был Иерусалимским патриархом, при Иулиане Отступнике сподобился мученического венца.  

В память священного события — Воздвижения Креста — и установлен настоящий праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, который со дня обретения Креста ежегодно праздновался на второй день светоносного праздника Пасхи. Ho с 7 века этот праздник был Святой Церковью перенесен на 14 сентября старого стиля, т.е. на сегодня, с установлением поста, по следующему случаю.  

В седьмом веке персидский царь Хозрой, овладев Иерусалимом, увел в плен множество христиан, вместе с патриархом Захарией, унес драгоценности храма и увез в Персию животворящий Крест Христов. Через 14 лет греческий император Ираклий победил персов, возвратил всех пленных христиан с патриархом Захарией, и святой Крест был с честью водружен в Иерусалиме. Радуясь и благодаря Бога, император Ираклий пожелал сам внести Крест в Иерусалим. Но у Голгофы невидимая сила остановила Крест, и царь был бессилен ero нести. Тогда патриарх Захария по внушению свыше указал царю, что Сын Божий — Царь Небесный — нес крест на Голгофу в смиренном уничижении. Император смиренно послушался патриарха, снял с себя царские одежды и босым внес Крест в храм на Голгофу, где патриарх снова воздвигал святой Крест над народом.  

С этого момента и установлено празднование праздника Воздвижения Креста Господня в нынешнем виде, как теперь мы его празднуем.  

Итак, зная силу животворящего Креста Господня, будем всегда взывать ко Господу: «Силою Честнаго Животворящего Креста Твоего, спаси нac, Господи!»  

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх