Проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя. 2023 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Крест в прямом смысле слова — это наказание, которое налагалось в древние времена на людей для того, чтобы они страданиями своими искупили преступление. Идея искупления преступления наказанием сохраняется в течение всей человеческой истории. Конечно, на эту фундаментальную истину налагаются различные культурные особенности, связанные с тем, как развивается человечество, какие возникают философские учения, связанные с преступлением и наказанием. Но сам по себе факт, что за преступлением следует наказание, никогда никем не оспаривался. На этом основывается вся юриспруденция, судебная практика, и, наверное, если бы не так, то в хаос превратилась бы наша жизнь. Многих от преступления удерживает именно страх перед наказанием. В этом смысле крест отображает некую глубинную онтологическую истину, заложенную Самим Богом в жизнь людей. И если бы не было наказания после преступления, то, наверное, человеческое общество было бы нежизнеспособно.
Сегодня мы прославляем Крест Христов. Это тот случай, когда наказание было несправедливым, когда Господь, не совершивший ничего плохого, в том числе против государственных законов и обычаев своего народа, был умерщвлен путем тягчайших страданий. Не потому, что был преступником, — совсем не потому! — но потому, что Его слово не соответствовало сложившимся идеалам, в том числе ложнопонимаемым идеалам религиозной жизни. Потому что Господь связывал с верой в Бога, с тем, что мы сегодня называем религией, внутреннее изменение человека. Человек, вступающий на путь Богообщения, молящийся Богу, тем самым обязуется в первую очередь внутренне себя менять, отвечать на Божий призыв, на Божии законы, на Божии заповеди. А если внутреннее делание не совершается, то мы, по слову апостола, медь звенящая и кимвал бряцающий (1 Кор. 13:1), то есть пустота, ничего существенного, в том числе и в нашей религиозной жизни. Поэтому воспоминания о Кресте Господа и Спасителя каждого из нас должно ко многому подвигнуть.
Во-первых, мы должны понимать, что страдания в человеческой жизни, как бы люди ни пытались от них избавиться, есть, как говорят философы, онтологическая, то есть существенная часть человеческой жизни. Страдания бывают разные, это действительно зависит, в том числе, от культуры, от развития общественных отношений и многого другого, но само по себе страдание не исчезнет до последнего дня человеческой истории. Однако страдания могут быть спасительным крестом, а могут быть гибелью — всё зависит от того, как мы воспринимаем скорбь, как мы воспринимаем свои страдания. Если у нас появляется отчаяние, тем более если мы исполняемся ненависти, готовности отомстить за то, что нам кажется причиной наших страданий, то мы только умножаем страдания и вносим свой вклад в общее безумие, в диавольскую логику конфликта.
Освобождение от страданий может быть только в Святом Духе. Мы знаем, что великие подвижники сами налагали на себя страдания. Что значит уйти в пустыню без куска хлеба или с крошечным кусочком, который закончится буквально за день, за два? Что означало находиться там, в песках, без еды и питья, и молиться Богу? Ни одно человеческое наказание не сопряжено с такими испытаниями, какие подвижники сами налагали на себя, чтобы через скорби приблизиться к Богу. И ведь приближались! Мария Египетская перешла Иордан как по суху, уподобившись ангелам. Через что? Через то, что она сама на себя наложила, — такие обеты, такое самоограничение, следуя которому, она действительно преодолела физическое тяготение человеческой плоти и стала равноангельским существом.
Крест Господень есть мерило праведности, что особенно ярко являет русское изображение креста с нижней перекладиной, справа от Господа вознесенной к небу, а слева опущенной книзу, что символически означает и оправданного разбойника, который признал Распятого на Голгофе Спасителем, и осужденного, который хулил Его вместе с хулителями. Но это не только символ того, что было на Голгофе, — это великий символ глубинной истины человеческого бытия. Вся наша жизнь — между добром и злом; каждый избирает, в какую сторону ведет его жизненная траектория — к небу или вниз, в дьявольскую бездну.
Каждый раз, когда мы взираем на Крест Господень, мы, конечно, молимся Господу о своем, так уж мы устроены. Взирая на Страдальца, мы часто молимся и о бытовых вещах, даже не представляя, насколько наша молитва далека от того, что изображено на кресте. Однако Господь и эту нашу немощь с любовью покрывает и отвечает на нашу молитву. Но при этом мы никогда не должны забывать, что Крест — мерило истины, мерило праведности. Если мы желаем быть подлинными христианами, мы должны пред Крестом Божиим искренне исповедовать свои грехи и осознавать, что в нашей жизни обращено к небу, а что обращено книзу, что влечет нас к гибели души и тела.
Крест Христов — это, если хотите, компас, ориентир духовной жизни. Именно поэтому поклонение Кресту началось с глубочайшей древности, Обретение Креста связано с деяниями императрицы Елены и сына ее Константина, и, конечно, замечательные деяния императорской семьи, которые положили начало всеобщему поклонению Кресту Господню, сегодня также в нашей благодарной памяти, и мы почитаем тех, кто явил миру Крест Господень. И каждый из нас должен сделать выбор — либо идти к Богу, прославляя Христа Распятого, либо вместе с неблагоразумным разбойником и кричащей у Голгофы толпой отвергнуть великую спасительную Жертву или ею пренебречь, даже будучи формально верующим человеком.
Еще раз хотелось бы сказать: взирая на крест, мы должны актуализировать свою веру, соединять ее с нашей жизнью, задавать себе нелицеприятные вопросы о том, где мы в этой системе ценностей. И, уповая на волю Божию, на Его милосердие, подкрепляя свою веру горячими молитвами к Господу, совершая добрые дела, мы действительно обретаем способность вместе с благоразумным разбойником стать одесную Креста, на пути к нашему спасению. Аминь.