Проповедь в праздник иконы Божией Матери “Споручница грешных” в Свято-Никольской церкви, что в Хамовниках г. Москвы. 1952 г
Все мы знаем, мои дорогие, что скоро придет весна. Еще она борется с зимой, но ни у кого нет сомнений в том, что весна ее победит. Под дыханием теплого весеннего воздуха растопятся снега и льды, обнажится земля, покроется зеленью, появятся листочки на деревьях, зацветут весенние цветы и птицы запоют свои песни.
Со временем весны в природе у нас, православных людей, совпадает особое время церковного года, называемое Великим постом. Еще отцы и учители первых веков христианства назвали это священное поприще святой четыредесятницы духовной весной.
Посмотрите, дорогие, как много общего между весной в природе и нашей православной духовной весной.
Весна в природе — это время пробуждения природы от зимнего сна, время обновления природы и украшения ее сверкающей, присущей только весне красотой. Время Великого поста, эти дни духовной весны, — время нашего пробуждения от греховного сна, нашего духовного обновления и украшения души христианскими добродетелями.
У весны в природе есть свои предвестники: длиннее становится день, теплее солнечные лучи, временами вода течет с крыш и оттаивает земля.
У нашей духовной весны есть свои предвестники. Уже за четыре недели до Великого поста Святая Церковь начинает нас к нему готовить. Своими евангельскими чтениями и связанными с ними песнопениями она хочет возбудить в нас дух покаяния и научить нас на евангельских примерах тому, каким должно быть наше покаяние.
За четыре воскресенья до Великого поста вы все слышали евангельское сказание о Закхее, сребролюбивом и жестокосердом к слезам и горю людей начальнике сборщиков податей. Вы знаете, как он, этот Закхей, под влиянием обращенного па него взора Господа Иисуса Христа и посещения его дома Спасителем внезапно переродился, восклицая: “Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо” (Лк.19:8). Вы слышите: Закхей, сознав свои вины перед Богом и людьми, хочет искупить свои грехи. Жестокий сердцем становится милосердным.
Какой урок для нас, грешников! Вот в чем должно состоять и наше искупление своих грехов после покаяния в них. Искупать грехи — это значит приобретать добродетели, противоположные тем грехам и страстям, в которых мы приносим покаяние. Гордые и чванливые пусть станут смиренными, раздражительные — терпеливыми и снисходительными, блудные — чистыми, жестокие и холодные сердцем — сострадательными и милосердными!
Слушая евангельское повествование о Закхее, мы напоминали себе о том, что подходит время нашего духовного обновления.
Прошла неделя. Святая Церковь предлагает нашему слуху евангельскую притчу о мытаре и фарисее. И у самого тяжкого грешника могут быть добрые дела и добрые порывы души. И, вероятно, у этого мытаря они были, но сейчас, войдя в храм Божий, он о них не думает: он видит только свои грехи. Чувствуя их зловоние, он даже боится войти внутрь храма, чтобы этим своим смрадом не осквернить святыни храма, и, стоя у церковного порога и бия себя в грудь, шепчет ту молитву, которая стала любимым воздыханием каждого грешника: “Боже, милостив буди мне грешнику!” (ср.: Лк.18:13). Вот в чем должно состоять истинное сокрушение в грехах: в полном и горячем самоосуждении, с забвением и всех тех малых добрых дел, которые могут быть в душе каждого. Такое сокрушение духа кающегося близко сердцу Небесного Отца и оправдывает грешника, как оправдало и этого мытаря.
Прошла еще неделя. За Божественной воскресной Литургией мы внимаем словам другой притчи Христовой — о блудном сыне (см.: Лк.15:11-32). Блудный сын, как вы знаете, ушел из-под родительского крова, прожил в грехах в далекой стране, истратил всю долю своего имущества и, наконец, “пришел в себя”: опомнился, одумался и сознал всю глубину своего духовного падения. После этого он вернулся к отцу.
С этого начинается покаяние и каждого из нас. Мы так привыкаем к своим грехам, что не замечаем их, не даем себе отчета в том, что своими грехами оскорбляем любовь Божию к нам и губим душу для вечности. Надо каждому из нас одуматься, раскрыть глаза на свои скверны, попять, что мы со своими нераскаянными грехами стоим на краю бездны, и, осознав всю опасность своего греховного состояния, спешить с покаянием в отчий дом — к ногам своего Небесного Отца. А Он, Любвеобильный и Всепрощающий, уже ждет со Своими объятиями каждого кающегося грешника, как в притче отец встречал своего блудного сына.
Еще через неделю Святая Церковь ставит в своем евангельском чтении перед нашим духовным взором священную картину Страшного суда. Думаем ли мы об этом или не думаем, но все мы при кончине века предстанем перед Всеправедным Судией. И обнажится не только перед взором Судии, но и перед лицом людей всего мира душа каждого из нас со всеми ее затаенными грехами, какие мы прячем от людей в дни своей земной жизни и о которых не знают даже самые близкие нам. За все будет судить Праведный Судия, в чем мы не захотели принести покаяния на своем земном пути. И ни о чем не вспомнит Праведный Судия, что здесь мы омыли слезами раскаяния и благодатью покаяния.
О, как надо спешить оправдаться перед правосудием Божиим и снять с себя тяжкое бремя греховное, пока еще Господь дает нам дни и годы земной жизни!
Уже накануне Великого поста, в последнее воскресенье, мы просили друг у друга прощения и должны были вступить в дни Великого поста свободные от взаимных обид, огорчений и оскорблений. В это воскресенье Святая Церковь в своих песнопениях вспоминала Адама, нашего праотца, который после изгнания своего из рая за грех свой восседал у затворенных врат рая и плачем покаяния сопровождал каждый час дальнейшей своей земной жизни.
Все мы, грешники, встретим после земной своей жизни закрытыми врата Царства Небесного, если уйдем туда, в вечную жизнь, лукавыми, ленивыми и нераскаявшимися рабами!
Посмотрите, дорогие мои, в чем еще сходство между весной в природе и нашей духовной весной. Весной мы вдыхаем в себя особый весенний воздух — живительный, бодрящий, чистый, ароматный от распустившихся листочков и первых весенних цветов. Особым благоуханием напоен духовный воздух в наших святых храмах в дни Великого поста. Печальные напевы за богослужениями; частые поклоны, к которым нас призывает Святая Церковь; особые памяти в эти святые дни: многократные напоминания о ветхозаветном грешнике, ставшем праведником, святом Давиде, с его 50‑м псалмом: “Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…”; прославление святого великомученика Феодора Тирона, покровителя поста; молитвенные обращения к преподобной Марии Египетской — бывшей блуднице, достигшей святости; много раз повторяемые слова благоразумного разбойника: “Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем” — всё это придает нашему великопостному богослужению особый духовный аромат, вселяет в нас дух умиления и порождает слезы покаяния.
Весеннее солнце в природе с каждым днем становится горячее. И наша Святая Церковь горячим теплом овевает души православных людей, посещающих храмы в эти дни Великого поста. Она вкладывает в наши уста и наши сердца такие молитвы, которые пробуждают в нас горячую любовь ко Господу и крепкую надежду на помилование нас, грешников, Небесным Отцом. Вы слышите на первой неделе Великого поста слова Великого покаянного канона и на всех неделях поста молитвенные воздыхания к Богу: “Господи сил, помилуй нас”; “Помилуй нас, Господи, помилуй нас”. Душа кающегося грешника вкладывает в эти слова всю силу своего раскаяния в грехах и всю свою веру в то, что такие воздыхания кающихся сердец не могут не дойти до сердца Небесного Отца.
В дни Великого поста — вы слышите — Святая Церковь особенно часто в своих молитвах и песнопениях обращается к Божией Матери. “На спасения стези настави мя, Богородице”, — поет она. “Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице”, — эти любимые православным сердцем слова мы часто повторяем в дни Великого поста. Православное сердце искони верует в то, что наша Небесная Матерь является нашей надежной и крепкой Заступницей перед Своим Божественным Сыном во всех наших нуждах и при нашем покаянии.
На дни Великого поста всегда падает праздник нашей любимой дорогой чудотворной святыни — иконы Божией Матери “Споручница грешных”, собравшей нас сегодня сюда, под своды этого храма, на молитву.
Эти молитвы Святой Церкви, обращенные к Божией Матери в дни Великого поста, это непрестанное напоминание нам о простертом над нами Ее Материнском Покрове приумножают то тепло в наших храмах в дни Великого поста, которым мы здесь, в храмах, согреваем свои души. Потому так и тянется православная душа в свой родной храм в эти великопостные дни: ей холодно в грешном мире, ей суетно и пусто среди внешних развлечений, хочется найти опору в жизни и то согревающее тепло, которое покрывает все наши скорби и томление грешной совести.
Пройдет в природе первый теплый весенний дождь, — он смоет всю грязь, копоть, которыми за зиму покрываются земля, крыши, деревья. И природа будет чаровать нас своей сияющей красотой.
Есть духовный дождь; это дождь покаянных слез и дождь благословений Божиих, проливаемых в кающееся сердце. Своими слезами грешный человек может омыть самую грязную, истерзанную грехами душу: такая у них сила. Дождем благодати Божией очищается самая преступная душа: такой могучей властью обладает благодать Божия.
Слезы могут быть горькие и сладкие. У кающегося грешника — слезы горькие: он плачет о том, в чем кается со стыдом и с глубокой скорбью. Но у христианина не может быть неутешных слез. И горькие слезы кающегося становятся сладкими, слезами радости, когда кающийся грешник получает прощение у Господа. Радость прощения, о котором объявляет кающемуся грешнику исповедующий его священник, — это огромная радость, в которой тонут и горечь покаянных слез, и трудность подвигов поста и покаяния. Счастье быть прощенным у раскаявшегося грешника подымается до той захватывающей дух высоты, на которую только один Господь может возвести свое прощенное блудное дитя.
После подвига покаяния Святая Церковь преподает нам бесценное, священное сокровище — Пречистые Тайны Божественного Тела и Животворящей Крови Господних.
Все эти радости духовной весны мы переживаем потому, что мы дети Святой Православной Церкви. Только она одна, как наша земная мать, может наполнить душу верующего человека такою радостью.
И зову я вас: крепко держитесь вашей верой за ризу Святой Матери Церкви Православной, берегите в себе веру как величайшую нашу святыню и бесценное духовное богатство. К этому зовут нас все святые люди Божии, которые прошли свой земной путь в вере, в покаянии и с молитвой.
Может быть, переживаемые нами дни Великого поста окажутся последними в жизни кого-либо из нас. Дорожите этими святыми днями, торопитесь принести покаяние в грехах и, принеся это покаяние, искупайте свои грехи так, как искупал их Закхей, украшайте себя вечной духовной красотой любви, смирения и чистоты!
Святая Церковь готовит нас: очистив себя от греховных скверн и соединившись с Богом в святом таинстве причащения, с духовным восторгом встретить святую ночь Воскресения Христова. Это упоение священной радостью в пасхальную ночь — неотразимое ни в каких человеческих словах предощущение той вечной весны, той вечной Пасхи в Царстве Небесном, которую со своим Господом будут праздновать все верные Его дети.
Горячо желаю вам, мои дорогие, радости покаяния, радости причащения Святых Тайн, счастья встретить Светлую ночь с душой, очищенной от греха, а когда мы перейдем в вечную жизнь, — счастья быть с Господом в веках.
ЖМП № 5 1952 г.