Протоиерей Максим Козлов
Проповедь в Неделю о блудном сыне. Память новомучеников и исповедников Церкви Русской, 08.02.2015
В этом году память триоди, неделя о блудном сыне, и память годичного круга, минеи, память новомучеников и исповедников Церкви Русской соединились в один день.
Это соединение, которое с какой-то периодичностью может происходить в церковном календаре, очень нескоро снова случится в нашей жизни. Оно естественно побуждает нас подумать о сопряжении вечной Евангельской истины с нашей новейшей историей.
Понятно, что притча Господа Иисуса Христа о блудном сыне, преимущественно относясь к судьбам людей, к жизненному опыту конкретного человека, ибо Евангелие и говорит преимущественно с конкретным человеком, тем не менее, может быть распространяема на целые народы, на целые собрания церковные, национальные, государственные и так далее. Только не забудем при этом, что все народы состоят из индивидуальных личностей, что народы это не стада овец, которые управляются внешней командой, а собрания свободных людей, каждый из которых является носителем образа и подобия Божия.
Наша новейшая история ХХ столетия есть яркая иллюстрация того, как не только один человек, но огромное большинство народа ушло на страну далече. Не сразу, не в один миг, хотя, так же как в притче, все было у наших предков. Была почти тысячу лет в нашей земле (900 с лишним к тому моменту) Православная единая истинная Церковь Христова, та, которая имеет преемственность Церкви апостольской и является носительницей истины. В ней были свои немощи к концу XIX – началу XX столетия, но они были не большие и не меньшие, чем в XVII или XV столетии. В ней были и свои великие святые в то самое время. Назовем хотя бы имена святых Оптинских старцев, святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. И, что в этом отношении глубоко знаменательно, к тому моменту, когда в нашей стране произошло то, что произошло, во главе ее стоял святой человек – царь страстотерпец Николай Александрович.
В России к этому моменту была Православная империя. Государство почти уникальное для политической карты тогдашнего мира, ибо если империи и сохранялись, то были почти номинальными, и уж, по крайней мере, ни одна из них не была носительницей наиболее соответствующего Библейскому пониманию государственности. Ибо после Ветхозаветного правления Судей никакой тип государственности не соответствует более Библейскому пониманию устроения общества, чем государство монархическое. Но при этом она была еще и Православная. То есть и с точки зрения изначальных смыслов Священного Писания, истинности веры, это было государство лучшее, какое могло существовать к началу ХХ века в мире.
В этом государстве, в этой Церкви, в этом народе за тысячу лет был накоплен удивительный духовный опыт: духовной культуры, духовных богатств, словесности, прекрасных храмов, которые стояли по всей Руси, литературы, в сравнении с которой нет в мире лучше и глубже говорящей о духовной жизни человека. Страна наша простиралась от Европы до края Азии и развивалась быстро и динамично. Люди тогда чувствовали, как они начинают жить все лучше и лучше. И, тем не менее, произошло то, что и произошло. Огромнейшее число народа выбрало уйти на страну далече. Можно говорить сколько угодно о винах внешних людей, но ответ будет очевиден: какова бы ни была вина внешних злоумышлявших – иноверных, инородных, безверных вовсе, но не они, а наши предки в огромном своем большинстве шаг за шагом, год за годом ушли на страну далече. Ушли, когда в феврале 1917 года позволили совершиться упразднению исторической Российской государственности. Ушли, когда группе заговорщиков в октябре того же года позволили стать во главе России. Ушли, когда потом проиграли ту войну, которую мы теперь называем гражданской. Ушли потом, хотя еще называло большинство людей (70 с лишним процентов населения, как мы знаем), на той страшной большевистской переписи 1937 года себя православными. Но в чем выражалось тогда их православие? В том, чтобы тайно покрестить внука или внучку. А жизнь-то определялась уже совсем другими идеологами, которые правили тогда государством. Да и потом, в конце концов, если был бы этот опрос повторили 10 или 15 лет спустя в конце 1940‑х годов, ситуация была бы уже совершенно иной. Может быть, для нас хорошо, что этот опрос тогда больше не проводился. Это произошло. И в этом смысле мы в абсолютном своем большинстве – потомки тех, кто ушел на страну далече. Решительное меньшинство среди нас тех, кто происходит из семей, которые церковную веру и верность Матери-Церкви сохранили на протяжении всех десятилетий ХХ века. Наверное, большинство из нас знает хотя бы один-два-три примера людей, которые происходят из этих семей. И они – как русские эмигранты. Они от нас несколько отличаются. Они говорят на несколько другом языке и мыслят несколько иными категориями. У них не было той поврежденности сознания, которую большинство, наследники советского времени, мы в себе несем и преодолеваем каждый своим путем.
Слава Богу, что в новое время начался путь назад после этого отпадения огромного числа народа от Православия. Но только на этом пути мы не должны забыть того, о чем говорится в сегодняшней притче: для того, чтобы начать возвращаться к Отцу Небесному, надо увидеть, что ты пребываешь в бездне греха. Надо понять, что без Бога не до порога. Что без Церкви Божией, без возвращения ко всему тому, что было на нашей Родине, без восстановления всей той правды удивительной, великой, святой, которая сияла на Руси и в России до февральского и октябрьского переворотов, не будет полноценности этого возрождения. И что не должно быть иллюзий. Нельзя соединить наследие безбожного государства со святым Православием, с тем, чему учит Святая Православная Церковь. Это точно также, как если князь Владимир вместо того, чтобы свергать идолов Перуна и других идолов языческих стал бы говорить, что мы к в общем хорошему язычеству, правильному, героическому, которое принесло нам такое расширение границ, что наши предки дошли до Константинополя, прибили щит на врата Царьграда (как это возвеличивает наш славянский род!) – вот к этому великому нашему хорошему славянскому язычеству добавим еще лучшее христианство. Нельзя соединить несоединимое. Нельзя соединить тьму и свет. Так и мы теперь в своем сознании должны преодолеть всякую иллюзию и всякий соблазн соединения того, что было в минувшие десятилетия со святым Православием и тем, что было в России до 1917 года. Только если мы обретем ту изначальную Евангельскую истину, нашу русскую историческую правду, явленную в нашем великом государстве, тогда только возможно возвращение блудной нашей Родины в полноте в лоно Матери-Церкви. Мы должны об этом молиться, мы должны искать этого в самих себе, мы должны помогать людям, которые входят в ограду Церкви на всех уровнях, во всех смыслах, преодолевать этот рубеж. Мы не должны смущаться тем, что пока церковных людей реальное меньшинство в нашей Родине, потому что это может стать той доброй закваской, которая заквасит все тесто.
Еще один момент, о котором хотелось бы сказать. Когда мы читаем эту Евангельскую притчу, старший сын видимым образом нам может после первого прочтения показаться не очень симпатичным. Он как-то не слишком радуется возвращению младшего брата, отец ему должен напомнить о том, чем он пользовался и пользуется на протяжении всей жизни. Так ведь, согласитесь, бывает. Наверное, каждый в начальный период своей церковной жизни может вспомнить и о старых церковных людях. Нас могли встретить не очень ласково, особенно тех, кто из нас старшего поколения. В православном храме та или иная бабушка, тот или иной многодесятилетний церковный прихожанин мог сказать нам что-то не очень приветливое и не выразить никакой видимой радости о том, что мы здесь в храме Божием оказались. С любовью и благодарностью примем и будем помнить те укоры, не важно, для нас лично справедливые или нет, которые нам достались от людей, которые не уходили из ограды церковной и которые десятилетия в ней пребывали. Если при этом в них воспиталась та или иная степень настороженности по отношению к новоприходящим, если они, имея многоразличные жизненные опыты, не могли всякому молодому лицу, молодой девушке или молодому человеку порадоваться, имея основания предполагать в них не только искреннего прихожанина, но возможно кем-то посланного человека, или случайно влезшего с целью посмеяться или поиздеваться, поймем, что это ничто по сравнению с той верностью Матери-Церкви, которую те самые наши церковные бабушки принесли.
Сейчас такое время, когда много говорят о молодежи: споем им песни, сыграем в игры, сделаем для них песочницу с куличами, чтобы они могли вокруг храма играть если не со своими детьми, то сами, как будто это какие-то бессмысленные и бесполезные существа, которым надо устраивать такие пионерские и октябрятские мероприятия. Давайте сохраним естественную иерархию отношений. Также как в семье главным является старший, как в государстве главным является тот, кто стоит при его управлении, так и в Церкви так же естественно большим уважением, почетом, большей совокупностью попечений должен обладать тот, кто пребывает в ней на протяжении многих лет. Нужны эти катехизические и миссионерские песни для новоприходящих, но нужно еще и любить и ценить тех, кто никогда и никуда не уходил и учиться на их примере: он лучше брошюр, мероприятий, конференций может помочь нам самим держаться в ограде Церкви и учиться тому доброму, что есть в жизни нашей церковной.
Ну и наконец, как в Евангельской притче, так и в нашей новейшей истории и в жизни каждого из нас есть Тот Главный, благодаря Которому все это имеет состояться – Отец наш Небесный, Который как призывал блудного сына и всегда любил старшего сына, также призывал и всегда любил и всех, кто ушел на страну далече в новейшее время и так каждого грешника кающегося, как разбойника на кресте распятого, принимал и отверзал ему Царствие Небесное. Будем помнить и об этом милосердии Отца нашего Небесного и, будучи строги к себе, по отношении к другим людям будем уповать на то, что эти объятия Отчии, которые неоднократно поминались сегодня на богослужении, будут им отверсты.
Это соединение, которое с какой-то периодичностью может происходить в церковном календаре, очень нескоро снова случится в нашей жизни. Оно естественно побуждает нас подумать о сопряжении вечной Евангельской истины с нашей новейшей историей.
Понятно, что притча Господа Иисуса Христа о блудном сыне, преимущественно относясь к судьбам людей, к жизненному опыту конкретного человека, ибо Евангелие и говорит преимущественно с конкретным человеком, тем не менее, может быть распространяема на целые народы, на целые собрания церковные, национальные, государственные и так далее. Только не забудем при этом, что все народы состоят из индивидуальных личностей, что народы это не стада овец, которые управляются внешней командой, а собрания свободных людей, каждый из которых является носителем образа и подобия Божия.
Наша новейшая история ХХ столетия есть яркая иллюстрация того, как не только один человек, но огромное большинство народа ушло на страну далече. Не сразу, не в один миг, хотя, так же как в притче, все было у наших предков. Была почти тысячу лет в нашей земле (900 с лишним к тому моменту) Православная единая истинная Церковь Христова, та, которая имеет преемственность Церкви апостольской и является носительницей истины. В ней были свои немощи к концу XIX – началу XX столетия, но они были не большие и не меньшие, чем в XVII или XV столетии. В ней были и свои великие святые в то самое время. Назовем хотя бы имена святых Оптинских старцев, святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. И, что в этом отношении глубоко знаменательно, к тому моменту, когда в нашей стране произошло то, что произошло, во главе ее стоял святой человек – царь страстотерпец Николай Александрович.
В России к этому моменту была Православная империя. Государство почти уникальное для политической карты тогдашнего мира, ибо если империи и сохранялись, то были почти номинальными, и уж, по крайней мере, ни одна из них не была носительницей наиболее соответствующего Библейскому пониманию государственности. Ибо после Ветхозаветного правления Судей никакой тип государственности не соответствует более Библейскому пониманию устроения общества, чем государство монархическое. Но при этом она была еще и Православная. То есть и с точки зрения изначальных смыслов Священного Писания, истинности веры, это было государство лучшее, какое могло существовать к началу ХХ века в мире.
В этом государстве, в этой Церкви, в этом народе за тысячу лет был накоплен удивительный духовный опыт: духовной культуры, духовных богатств, словесности, прекрасных храмов, которые стояли по всей Руси, литературы, в сравнении с которой нет в мире лучше и глубже говорящей о духовной жизни человека. Страна наша простиралась от Европы до края Азии и развивалась быстро и динамично. Люди тогда чувствовали, как они начинают жить все лучше и лучше. И, тем не менее, произошло то, что и произошло. Огромнейшее число народа выбрало уйти на страну далече. Можно говорить сколько угодно о винах внешних людей, но ответ будет очевиден: какова бы ни была вина внешних злоумышлявших – иноверных, инородных, безверных вовсе, но не они, а наши предки в огромном своем большинстве шаг за шагом, год за годом ушли на страну далече. Ушли, когда в феврале 1917 года позволили совершиться упразднению исторической Российской государственности. Ушли, когда группе заговорщиков в октябре того же года позволили стать во главе России. Ушли, когда потом проиграли ту войну, которую мы теперь называем гражданской. Ушли потом, хотя еще называло большинство людей (70 с лишним процентов населения, как мы знаем), на той страшной большевистской переписи 1937 года себя православными. Но в чем выражалось тогда их православие? В том, чтобы тайно покрестить внука или внучку. А жизнь-то определялась уже совсем другими идеологами, которые правили тогда государством. Да и потом, в конце концов, если был бы этот опрос повторили 10 или 15 лет спустя в конце 1940‑х годов, ситуация была бы уже совершенно иной. Может быть, для нас хорошо, что этот опрос тогда больше не проводился. Это произошло. И в этом смысле мы в абсолютном своем большинстве – потомки тех, кто ушел на страну далече. Решительное меньшинство среди нас тех, кто происходит из семей, которые церковную веру и верность Матери-Церкви сохранили на протяжении всех десятилетий ХХ века. Наверное, большинство из нас знает хотя бы один-два-три примера людей, которые происходят из этих семей. И они – как русские эмигранты. Они от нас несколько отличаются. Они говорят на несколько другом языке и мыслят несколько иными категориями. У них не было той поврежденности сознания, которую большинство, наследники советского времени, мы в себе несем и преодолеваем каждый своим путем.
Слава Богу, что в новое время начался путь назад после этого отпадения огромного числа народа от Православия. Но только на этом пути мы не должны забыть того, о чем говорится в сегодняшней притче: для того, чтобы начать возвращаться к Отцу Небесному, надо увидеть, что ты пребываешь в бездне греха. Надо понять, что без Бога не до порога. Что без Церкви Божией, без возвращения ко всему тому, что было на нашей Родине, без восстановления всей той правды удивительной, великой, святой, которая сияла на Руси и в России до февральского и октябрьского переворотов, не будет полноценности этого возрождения. И что не должно быть иллюзий. Нельзя соединить наследие безбожного государства со святым Православием, с тем, чему учит Святая Православная Церковь. Это точно также, как если князь Владимир вместо того, чтобы свергать идолов Перуна и других идолов языческих стал бы говорить, что мы к в общем хорошему язычеству, правильному, героическому, которое принесло нам такое расширение границ, что наши предки дошли до Константинополя, прибили щит на врата Царьграда (как это возвеличивает наш славянский род!) – вот к этому великому нашему хорошему славянскому язычеству добавим еще лучшее христианство. Нельзя соединить несоединимое. Нельзя соединить тьму и свет. Так и мы теперь в своем сознании должны преодолеть всякую иллюзию и всякий соблазн соединения того, что было в минувшие десятилетия со святым Православием и тем, что было в России до 1917 года. Только если мы обретем ту изначальную Евангельскую истину, нашу русскую историческую правду, явленную в нашем великом государстве, тогда только возможно возвращение блудной нашей Родины в полноте в лоно Матери-Церкви. Мы должны об этом молиться, мы должны искать этого в самих себе, мы должны помогать людям, которые входят в ограду Церкви на всех уровнях, во всех смыслах, преодолевать этот рубеж. Мы не должны смущаться тем, что пока церковных людей реальное меньшинство в нашей Родине, потому что это может стать той доброй закваской, которая заквасит все тесто.
Еще один момент, о котором хотелось бы сказать. Когда мы читаем эту Евангельскую притчу, старший сын видимым образом нам может после первого прочтения показаться не очень симпатичным. Он как-то не слишком радуется возвращению младшего брата, отец ему должен напомнить о том, чем он пользовался и пользуется на протяжении всей жизни. Так ведь, согласитесь, бывает. Наверное, каждый в начальный период своей церковной жизни может вспомнить и о старых церковных людях. Нас могли встретить не очень ласково, особенно тех, кто из нас старшего поколения. В православном храме та или иная бабушка, тот или иной многодесятилетний церковный прихожанин мог сказать нам что-то не очень приветливое и не выразить никакой видимой радости о том, что мы здесь в храме Божием оказались. С любовью и благодарностью примем и будем помнить те укоры, не важно, для нас лично справедливые или нет, которые нам достались от людей, которые не уходили из ограды церковной и которые десятилетия в ней пребывали. Если при этом в них воспиталась та или иная степень настороженности по отношению к новоприходящим, если они, имея многоразличные жизненные опыты, не могли всякому молодому лицу, молодой девушке или молодому человеку порадоваться, имея основания предполагать в них не только искреннего прихожанина, но возможно кем-то посланного человека, или случайно влезшего с целью посмеяться или поиздеваться, поймем, что это ничто по сравнению с той верностью Матери-Церкви, которую те самые наши церковные бабушки принесли.
Сейчас такое время, когда много говорят о молодежи: споем им песни, сыграем в игры, сделаем для них песочницу с куличами, чтобы они могли вокруг храма играть если не со своими детьми, то сами, как будто это какие-то бессмысленные и бесполезные существа, которым надо устраивать такие пионерские и октябрятские мероприятия. Давайте сохраним естественную иерархию отношений. Также как в семье главным является старший, как в государстве главным является тот, кто стоит при его управлении, так и в Церкви так же естественно большим уважением, почетом, большей совокупностью попечений должен обладать тот, кто пребывает в ней на протяжении многих лет. Нужны эти катехизические и миссионерские песни для новоприходящих, но нужно еще и любить и ценить тех, кто никогда и никуда не уходил и учиться на их примере: он лучше брошюр, мероприятий, конференций может помочь нам самим держаться в ограде Церкви и учиться тому доброму, что есть в жизни нашей церковной.
Ну и наконец, как в Евангельской притче, так и в нашей новейшей истории и в жизни каждого из нас есть Тот Главный, благодаря Которому все это имеет состояться – Отец наш Небесный, Который как призывал блудного сына и всегда любил старшего сына, также призывал и всегда любил и всех, кто ушел на страну далече в новейшее время и так каждого грешника кающегося, как разбойника на кресте распятого, принимал и отверзал ему Царствие Небесное. Будем помнить и об этом милосердии Отца нашего Небесного и, будучи строги к себе, по отношении к другим людям будем уповать на то, что эти объятия Отчии, которые неоднократно поминались сегодня на богослужении, будут им отверсты.