Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, 09.08.1864 г.

Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, 09.08.1864 г.

Давно не имел я утешения беседовать к вам. Затрудняюсь в выборе предмета и не знаю, о чем бы говорить. О чем ни задумаю говорить, приходит мысль, что вы то знаете, и отсекает охоту, ибо говорить о том, что известно, – только докучать.

Сами разберите, о чем стал бы я говорить вам, чего бы вы не знали. О Пресвятой Троице – знаете. О творении и Промышлении Божием – знаете. О Воплощении Бога Слова, Его учении, чудесах, крестной смерти, Воскресении, Вознесении и совершении всем сим нашего спасения – знаете. О сошествии Святого Духа на Апостолов, о проповедании ими Евангелия всей твари, об основании на земле Святой Церкви Божией и учреждении в ней всего потребного к нашему спасению – знаете. Знаете также, что ищущему спасения надо вседушно веровать в Господа и святое учение Его и исполнять святые Его заповеди, надо благодать Божию принять чрез Святые Таинства, во Святой Церкви законным священством совершаемые, надобно исполнять и все молитвенные, освятительные и очистительные уставы Церкви – соблюдать посты, говеть, исповедоваться и причащаться, надо вступить и в другие подвиги самоотвержения, в борьбу со «страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24), при полной уверенности, что вот нынче-завтра смерть придет и, взявши нас отсюда, избавит от тяготы здешнего жития, преселив в иную, нескончаемую жизнь – светлую или мрачную смотря по заслугам. Все сие знаете: что же и говорить об этом?

Возьмемте нынешнее Евангелие (Мф. 14, 22–34). Есть ли в нем уроки, которых бы вы не знали? В Евангелии сем повествуется, как Господь, по насыщении пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами, отпустил учеников одних на другую сторону моря, а Сам взошел на гору помолиться, как «в четвертую... стражу нощи» по морю шел Он к ученикам, как ученики испугались и были Им успокоены, как апостол Петр пошел было по волнам, потом, убоявшись ветра, начал утопать, извлечен из воды Господом и введен в корабль, в коем и пристали все спокойно к берегу.

Событие сие Господь устроил для того, чтобы возбудить и укрепить веру в Божество Свое в святых Апостолах, которые одни и были свидетелями его. И нам оно предано тоже для оживления и укрепления веры нашей в Божество Спасителя, а при этом и для того, чтоб представить нам общий очерк жизни нашей по вере в Господа и дать урок, как себя держать в ней. Как в сем событии, так и в христианской жизни каждого из нас Господь сначала насыщает благодатию в Крещении и Миропомазании или в Покаянии и Причащении, если кто, по удалении от Господа чрез грехи, опять обращается к Нему; потом насыщенных таким образом благодатию отпускает в море жизни – одних, и мы здесь «влаемся» (Еф. 4, 14) ветром внутренних страстей и волнами внешних противностей, готовых отклонить корабль жизни нашей от прямого направления к чаемому берегу – безопасной, безмятежной и успокоенной в Господе Будущей Жизни. Трудно жить в беспрестанной борьбе. Утомленный борец нередко думает, что он – один, оставлен самому себе, оставлен даже Господом; а Господь близ и в нужное время тотчас являет Себя ему, являет сначала неясно, будто в призраке, а потом ясно зрится и внятно сердцу его изрекает воодушевительное и утешительное слово: «Дерзай, Аз есмь, – не бойся» (Мф. 14, 27). Большая часть тем и успокаивается совершенно, и, прияв Господа в корабль свой, текут обычным течением. А иной, в порыве ревности, ввергает себя в разительнейшие опыты богопреданности, устаивает, пока жар есть, но потом охладевает и начинает погружаться в расслабление и нечаяние и спасается не иначе, как особенною помощию десницы Божией. Такова жизнь наша! Живи же всякий, как Бог повелел: того, что выше тебя, не бери на себя, испытания же и неприятности терпи. Вот-вот придет Господь, и, «влезшу Ему в корабль» твой, престанет ветр (Мф. 8, 23, 26).

Вот к каким мыслям приводит нынешнее Евангелие: но кто этого не знает? Слова другие, а мысли давно известные.

Возьмем теперь нынешний Апостол (1Кор.3, 10–18). Нет ли в нем чего такого, чего бы вы не знали?

В апостольском чтении святой апостол Павел изображает дело спасения нашего под видом здания. Основание здания есть вера в Господа Иисуса Христа, она же масштаб.

«Основания... – говорит, – инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» (1Кор.3, 11). Когда положено основание – крепкая вера в Господа, – смотри потом всякий, как строить на нем здание спасения. «Кийждо... да блюдет, како назидает» (1Кор.3, 10). Ибо иной «назидать» может на нем «злато, сребро, камение честное», а иной – «дрова, сено, тростие» (1Кор.3, 12). То есть иной творит дела истинно ценные и прочные, а иной неценные и непрочные, так что, когда придет огнь Суда всеобщего, у одних дела сгорят и ничего не останется, только сами они, а у других не сгорят. «Когождо дело, яковоже есть, огнь искусит. И егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет: а егоже дело сгорит, отщетится: сам же спасется такожде, якоже огнем» (1Кор3, 13–15). То есть, чье дело останется, тот получит награду, а чье сгорит, тот ничего не получит, сам же спасется, – а сам он не сгорит, но останется цел, только в огне на всю вечность, как толкует святой Златоуст. Спрашивается теперь: какие это дела походят на «злато, сребро» и «камение честное», а какие на «дрова, сено», хворост! «Дрова, сено», хворост – это жизнь тех, кои внешне только держатся христианских порядков, а о христианском настроении сердца своего нерадят. «Злато» же, «сребро, камение честное» – это жизнь тех, кои не внешне только христиане, но и внутренне, – кои, то есть, помыслы, чувства и расположения в себе образуют и хранят истинно христианские, как заповедал Господь. Отсюда я сказал бы вам: «Дал вам Господь благодать веры, – смотрите же, настройтесь и внутренне по вере. Не останавливайтесь на одном внешнем исправлении поведения, но и «сердце чисто» да созидается в вас, и «дух правый» да обновляется «в утробах» (Пс.50, 12) ваших». Но кто всего этого не знает?!

Таким образом, и что содержится в нынешнем Евангелии, и что содержится в нынешнем Апостоле – знаете. И это не про нынешние только, но про всякое другое Евангелие и всякий другой Апостол можно сказать. Всё знаете, так что вместо длинных поучений вам и наставлений остается сказать одно слово Господа: «Сия весте, блажени есте, аще творите я» (Ин.13, 17). То есть: знаете – так живите же так, как знаете. Знаете, что надо быть смиренными, кроткими, миролюбивыми, чистыми, терпеливыми, ревнителями добрых дел и прочее, – и будьте таковы. Знаете, что надо «сокровище» свое возыметь «на небе» и «сердце» свое там положить (Мф.6, 20–21), не связываясь землею и земным, так и сделайте. И все, что знаете, исполняйте.

Христианство не есть учение без конца. Учение его коротко, а жизнь по нему конца не имеет. И в житейских делах: выучится кто чему – и начинает действовать уже как знаток, а не всё учится да учится. Так и в христианстве не всё учиться – надо жить. Жизнь-то здесь и есть настоящая наука. Как начнет кто жить по-христиански, тут только и начнет входить в него христианство, тут только он и начнет познавать его и силу его. И знать христианство как должно нельзя иначе, как деятельно. И притом так, что только посредством сей деятельности сознанию открываются все тайны христианского ведения, или вся область духовных его предметов, – хотя забота у христиан не о ведении, а о жизни, – ведение же само приходит, как придаток.

Жизнь христианская похожа на восход на гору. Восходящий на гору трудится собственно над тем, чтоб взойти; но вместе с тем, как восходит, открывается ему все больше и больше предметов, ибо все шире и шире становится его кругозор. Так и в христианстве: чем больше кто преуспевает в жизни по нему, тем больший и больший круг духовных предметов становится ведомым его уму и сознанию. Настоящий мудрец и есть только тот, кто совершен в жизни христианской. Без жизни же ничего не поймешь. Что знают о христианстве умом без жизни, – это совсем не то, что есть на деле. Как вкус пищи познается вкушением, а не слушанием рассказа о сем вкусе, так и христианство настоящим образом познается чрез жизнь по нему.

Так-то, братие, пусть всё знаете, но если вы станете еще и жить по тому, что знаете, то широко раскроется ум ваш и вы станете мудрее всех мудрецов. Тогда никакой не будет нужды обращаться к вам с поучениями и мы собрались бы сюда только для славословий и благодарений, как и богослужение наше святое все устроено совсем не для поучений, а для излияния святых чувств пред лицем Бога – Отца всех нас. Верно, учредители его были все святы и не требовали, да кто учит их. Читались Евангелие и Апостол. Жизнию просветленный и окрепший ум каждого постигал все сам и тем питался и питал все духовное естество свое.

Да дарует Господь и всем нам достигнуть сего. Аминь.

9 августа 1864 года

Наверх