Проповедь в неделю 26 по Пятидесятнице, 20.11.1860
В прошедшей беседе я навел вас на мысль, что главное в нашей жизни есть настроение сердечное, и что каков кто в сердце, таковым того имеет и Бог, несмотря ни на какие внешние отличия и преимущества. Хочу и ныне остановить внимание ваше на той же мысли, чтоб научить вас – ценить свои движения внутренние и таким образом расположить – строже смотреть за своим сердцем и за всем, что входит в него и исходит из него.
Не буду для этого входить в рассуждения. Представлю только несколько случаев и примеров из слова Божия и житий Святых в подтверждение сей истины.
Вот и в читанном ныне Евангелии представляется богач, который, как обычно зажиточным, задумал перестроить житницы свои, по случаю обильного урожая. Ничего нет тут укорного. И за это не укоряет его Господь. Но между тем, как он это задумал, из сердца вышло такое помышление: «ну теперь только ешь, пей и веселись: – не о чем заботиться и нечего бояться». Кажется не велико слово. Но что значило оно?.. Оно значило, что он сердцем отвратился от Господа, и весь прилепился к богатству, на него одно полагаясь, и в нем чая иметь верного хранителя и всегдашнего защитника, поставляя его таким образом для себя в бога. Никто сторонний не видел в нем такого помышления. Но его зрел Бог с небеси святого Своего, – и тот же час дал ему должный ответ: в сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лк.12:20). Лег он, не предвидя никакой опасности, а утром найден умершим. Вот суд Божий не по внешнему, а по сердцу. Сколько, братие, знаем мы случаев скоропостижной смерти!!! Но кто знает, – не ответ ли это правды Божией богопротивному настроению сердца, делающему человека недостойным жить в Богоуправляемом мире, настроению, о котором, – думали может быть умершие, – и Бог не знает, как никто не знает из людей!
Предложу вам и еще опыт суда Божия. –
Известно вам, что народ Израильский был возлюбленный Богу. Сколько милостей явил к Нему, и как часто необыкновенным образом спасал его Бог!.. Израиль с своей стороны служил Богу по закону данному Самим Богом, и хвалился пред всеми народами именем Господа Саваофа, Которому служил. Войдемте же теперь мысленно в храм их, и посмотрим, – что там?.. приносятся жертвы овнов и тельцов, – возжигается кадило, поются псалмы; и это в новомесячие, – всякую субботу и праздники, все по закону Божию. Смотря на сие, мы бы сказали: благочестивый народ! Как приятно Богу смотреть на эти дела их веры и Богопреданности! Но вот является пророк Исаия, и послушайте, что говорит о них от лица Божия: «Содомляне вы, Гоморряне вы, семя лукавое, язык грешный! Что Мне в жертвах ваших, кадило ваше – мерзость Мне... Праздники ваши ненавидит душа Моя... И не приходите являться сюда пред лице Мое...» Слыша сие, вы готовы спросить в изумлении: за что, Господи, гнев такой? – И вот вам ответ: – За то, что сердце их исполнено лицемерия, лукавства, грабительства, жестокосердия ко вдовам и сиротам, неправосудия, плотоугодия и разврата (Исаии 1 гл. и др.). Вот что было у них на сердце!.. А снаружи посмотреть – они, кажется, все были исправны.
Еще разительнее то же самое изображает пророк Иезекииль. – Сидел, говорит, я в доме моем, и взял меня дух и поставил меня – в видении Божием – в Иерусалиме, в преддверии храма... Здесь увидел я одну скважню в стене. – Муж явившийся при сем сказал мне: раскопай; и я раскопал... Тот сказал: войди и виждь беззакония злая, яже творят сии здесь! Я вошел и увидел: – на стенах изображено всякое подобие гада и скота и суетная гнушения, и мужи Израильские кадят пред ними, каждый держа свою кадильницу в руке (Иез. гл. 8). – Что это такое? – Было это на деле? Нет. Этим изображалось то, что каждый помышлял на ложе тайном своем, говоря: не видит Господь. – Животными указывались страсти, коими полно было сердце их, а каждением – рабство сим страстям. Таковы были Израильтяне по сердцу!.. Но кто это видел?.. Никто сторонний... Видел Бог, и чрез пророка произнес Свой суд над ними по тому, каковы они в сердце. – За то, говорит, что они предались нечистотам, говоря: не видит Бог. – А Я вот есмь... не пощадит их око Мое, и не помилую (Иез.9:9–10). Вот как вышло. А по внешнему поведению они могли казаться честными.
Припомните в житии Андрея Христа ради юродивого, – как ему открыто было внутреннее настроение одного человека. Все чтили сего человека за трудолюбие, приветливость и воздержание. Но св. Андрей, подошедши, увидел змия сребролюбия, обвившегося вокруг шеи его. Вот одно было в наружности, а другое внутри.
В другой раз – шел кто-то – мужчина или женщина – не помню. На вид ничего худого не видно было, – но открылись очи у св. Андрея, – и он увидел ангела, зажавшего себе нос. На вопрос: что это значит, ангел сказал: нестерпимо зловоние блудной страсти, коей обладаемо сие лицо. – А наружность ничего такого не представляла.
В житии Евфимия великого рассказывается, что был в их стране старец, всеми чтимый и много всех пользовавший своими наставлениями и советами. Все считали его святым и Богоугодным. Но когда он был при смерти, пришел другой старец и увидел, что бесы окружают одр его, и с торжеством ожидают исхода души его... Видите, как все думали, и как оказалось на деле!
Рассказывали также, что в Египетской пустыне был старец, который, когда присылал кто к нему какое подаяние, тотчас угадывал, что было на душе у того, кто присылал, и всегда говорил ученикам: тут кровь или слезы, это отдается корыстью, а это – нечистотой плотской, или тщеславием и гордыней.
Много бывало и других случаев, показывающих, что вся сила в настроении сердца, и что каков кто по сердцу, таковым имеет его Бог, Ангелы и все Святые. Но довольно и этих, чтоб увериться вам, что так есть... Обратимся теперь к самим себе!
Если б открылись у кого очи умные, – и он осмотрел нас здесь теперь собравшихся; что б открылось?.. Даруй, Господи, всем нам – быть и пред Богом по силе нашей безукоризненными, как мы почитаемся и желаем быть почитаемыми между собой взаимно, – в наших отношениях. Но, братие, к чему тут слово лести? – Не обольщайтесь самоуверенностью – войдите внутрь себя, – и разберите тонкие помышления и устремления сердца вашего – каждый своего, – и по тому судите о себе и определяйте без лицеприятия, что вы, – зная, что таковыми, а не инаковыми открыты вы Богу и всему духовному миру. – А за тем худое исправляйте в себе, а доброе насаждайте. – Кто-то из св. отцов изобразил сердце сосудом, полным всяких гадов и змий, которые всякий раз, как замышляет человек сделать что, выходят из него, и если дело худо – питаются им, а если хорошо – покушаются осквернить его ядом своим. Если человек внимателен к себе, то не допуская дел худых и тем, не давая пищи змиям, истощает их, и, отревая их покушения – осквернить добрые дела свои, поражает их во главу. Продолжая неутомимо свой труд все в одном роде и духе, он наконец убивает сих змий и мертвыми выбрасывает вон. – Змии суть страсти и склонности худые. Смерть их – очищение сердца от страстей. Вот об этом и поревнуем. Грехи делать перестанем, а добрые дела станем творить так, чтоб к ним не примешивались никакие худые чувства и расположения. А если что проскользнет, будем очищать то покаянием. Делая так, чистыми явимся мы не только пред людьми, но и пред лицом Бога всевидящего... Даруй, Господи! Аминь.
20 Ноября, 1860.