Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, освящение семинарского корпуса, 03.11.1863 г.
Наконец высшее наше духовно-учебное заведение принимает окончательное свое устройство. Прославим Господа, благоволившего так! Благословим щедроты подавших способы! Возблагодарим поднявших труды в ходатайстве на начало и в заботах по приведению к доброму концу начатого – и помолимся усердно, да благословит Господь сей первый шаг новой вашей жизни и да не отвратит никогда лица Своего от сей обители мудрости и милосердия во все время стояния ее.
Пусть часть только вас, питомцы, вступает отныне в новое положение, но положение сие таково, что не останется без влияния на остальных питомцев, а от всех питомцев не может не перейти и на начальников ваших и наставников, так что справедливо день сей надо назвать началом новой жизни сего заведения.
Желаю вам всего доброго в сем новом повороте хотя обычной уже вам жизни, обычных ваших трудов и занятий, желаю сего всем, и вам, начальники с наставниками, и вам, питомцы. Но и с вашей стороны тоже ожидаю одного благого желания, желания крепкого – соответствовать видам и намерениям многопопечительной о вас Церкви нашей. Вы – питомцы Церкви. Явите же себя церковниками не по имени только, но паче по духу и настроению ума, сердца, характера. Церковь что есть? "Столп и твердыня» (1Тим.3, 15), по слову Апостола. Отличительная черта ее есть твердость и неизменность в началах ведения и в правилах жизни и освящения. Сии-то черты отпечатлеть в себе паче всего попекитесь, не страшась упрека в неподвижности со стороны тех, кои мятутся в вихре помышлений и «влаются... всяким ветром учения» (Еф. 4, 14), в достоинство себе вменяя срамную подвижность мнений и достойное укора непостояние жизни. Подобные нынешней небольшие перемены во внешней жизни вашей пусть не раздражают в вас позыва к изменениям и во внутреннем вашем духе и настроении. Какие большие иногда бывают волны на море! Но, говорят, эти колебания происходят только на поверхности, не касаясь самого тела вод, низшие слои коих остаются неподвижными. Вот и у вас неизбежны свои движения и перемены: перемены помещения, как теперь, перемены, в иное время, начальников и наставников, перемены методов и предметов обучения и прочее, но все сие пусть проходит как бы мимо вас, поверх вас, не касаясь и не колебая глубины обязательного для вас настроения и духа.
В нынешнем у вас событии находя повод к слову, нужным считаю напомнить вам особенно об этом потому, что, как видите, все вокруг нас пришло в движение и все стремится к поновлениям. Не подумал бы кто, что в сих порывах к новизнам нет уже и не должно быть никаких ограничений и исключений. Нет. Есть область, не подлежащая уже поновлениям, именно потому, что, будучи обновлена однажды, пребывает неизменно новою и всеобновляющею. Вот смотрите, какая это область! Истинное обновление человечества произведено уже однажды и другого не обещано. «Древняя мимоидоша, – уверил Апостол, – се, быша вся нова» (2Кор. 5, 17). А затем что? «Чаяние... твари откровения сынов Божиих чает» (Рим. 8, 19). «Мы, – говорит, – воздыхаем, и вся тварь воздыхает с нами» (Рим. 8, 22). О чем? Об освобождении "от работы тлению" (Рим. 8, 21). Когда? В будущее возустроение всяческих. Итак, видите, после обновления человечества в Господе Иисусе Христе благодатию Святого Духа чрез Апостолов, обновления, действующего и доныне во Святой Божией Церкви, желать и ожидать с воздыханием благословенно нам только одного обновления – обновления всей твари, имеющего последовать при кончине мира. До того же времени неизменными и неподвижными надлежит пребывать нам во всем спасительном устроении, преданном Господом Святой Церкви на хранение и приложение. Застой, думаете? Нет. В сем-то именно и сокрыт истинный, оживительный дух приснодвижущийся. Само устроение христианства, точно, неподвижно, но всякий вступающий в него и проходящий его, с первой минуты причастившись обновления, постоянно потом крепнет в нем, пока не облечется совершенно «в нового человека, созданного по Богу в правде и... преподобии истины» (Еф.4, 24). В сем-то и есть таинство, сокрытое «от премудрых и разумных» и открываемое только «младенцам» (Лк. 10, 21) по духу веры.
Понудьте себя и вы войти в обладание сею тайною посредством младенческой веры и потрудитесь освоиться с этим исходным началом жизни о Христе Иисусе, Господе нашем. «Кто во Христе, нова тварь» (2Кор.5, 17). Для христианина истинное обновление уже завершено. Все другие приемы поновительные не должны касаться его глубоко, касаться его с той стороны, по коей он есть христианин. Эта часть окончательно определена и должна оставаться неприкосновенною.
Хранение сей неподвижности духа христианского в христианах вверено пастырству от Самого Господа чрез святых Апостолов. На это же дело служения готовитесь и вы. Содержите же в мысли сие призвание ваше и отселе навыкайте быть твердыми и непоступными.
Пусть все вокруг нас движется и изменяется, не увлекайтесь тем и не касайтесь того, потому что во всем этом много может быть такого, что идет наперекор Христовой истине и христианскому убеждению. Внимайте же.
Вот, непрестанно изменяются и поновляются формы слова человеческого. И пусть. Но если вы во всех многословных произведениях его редко встречаете или совсем не встречаете того, что выражает существо христианства, как, например: «слово плоть бысть, и вселися в ны» (Ин.1, 14), Господь «грехи наша... вознесе на теле Своем на древо» (1Пет2, 24), «единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть» (Рим.5, 12) и прочее, то ведайте, что оно приняло ложное направление, и не подражайте ему.
Вот, быстро идут вперед науки. И пусть. Но если они допускают выводы, противные откровенным истинам, каковы следующие: что все пришло в бытие потому, что Бог «рече и быша... повеле и создашася» (Пс. 32, 9), или что, когда тело возвратится в землю, из коей взято, дух отыдет «к Богу, Иже и даде его« (Еккл. 12, 7), то ведайте, что они уклонились на распутие лжи и не идите вслед их.
Вот, повсюду размножаются удобства жизни. И пусть. Но наперед знайте, что сие никак не может изменить той истины, что «узкие врата и тесный путь» вводят »в живот" (Мф.7, 14), и кто стал бы проповедовать противное сему, проповедал бы ложь. Не слушайте его.
Вот, утончаются формы взаимных отношений (гуманность, цивилизованность). И пусть. Но да не обольстит кто вас лестию, будто, в угоду сему, истина может подать руку лжи, дух – плоти, Христос – велиару (диаволу) (2Кор.6, 15). Кто бы стал утвержать сие, нет истины в нем. Не имейте части с ним.
Вот, изобретается все к упрочению благоденствия на земле. И пусть. Но то несомненно, что сие никогда не дойдет до того, чтоб не нужно уже было «нова... небесе и новы земли, по обетованию Божию, чаять" (2Пет. 3, 13). И кто бы стал настаивать на сем, шел бы против истины, – уклонитесь от такого.
Так и во всем! Утвердите вы в себе сознание духа веры и жизни христианской и, храня его непоколебимым, все несогласное с ним отревайте. Сие сознание да будет в духе вашем, как утес среди волн моря. В мире живем. Нельзя не встречать происходящих в нем волнений. Но в том, что встречаем их, не лежит какая-либо необходимость увлекаться ими наряду со всеми. Напротив, тут призыв сознавшим истину стоять за истину, обличая ложь.
Осмотритесь кругом. В отечестве нашем или в членах Церкви нашей на духовное (собственно) звание Промыслом Божиим возложено – хранить залог святой веры чистым и неповрежденным, как он предан нам Вселенскою Церковию. Если в сем залоге – основание обетований нынешних и грядущих, то, значит, на нас почивают надежды Церкви и отечества. Это так есть, и ведайте, что, пока Промысл Божий сам не сложит с нас сего поручения, никакое помышление, как бы оно ни казалось основательным, не может уволить нас от исполнения его и освободить от ответственности, не говорю уже – за уклонение от истины, но за одно нерадение и беспечность в хранении и защищении ее.
Духовное звание по тому делу, которое возложено на него, выше других званий в религиозно-нравственном порядке жизни. Так угодно Промыслу Божию. Сами мы тут ничто. Говорю сие не затем, чтоб возгордить вас, но затем, чтоб раздражить ревность вашу, «ваше звание и избрание... известно» сотворити (2Пет. 1, 10). Назначение звания высоко, но каждый, принадлежащий ко званию, тогда только становится и сам высоким, когда входит в виды Промысла Божия и начинает ходить достойно звания, в кое призван. Положите сие в совесть вашу и восприимите «все оружия» (Еф. 6, 13) на защиту дела Божия.
Смотрите, как быстро дух лжи овладевает званием, которое прямо выше нас стоит в гражданском устройстве. За ним стоим мы. Отец лжи и на нас уже начал делать нападения и вылазки. Нам надо стать грудью и ни за что не позволить себе пропустить чрез себя ложь в прочее тело Церкви и отечества. В этом в настоящее время преимущественно призвание наше и ожидаемый от нас подвиг. Взойдите же в сознание сего и позаботьтесь настроиться соответственно тому. Если уже и нас одолеет ложь, чего ожидать? «Аще в сурове древе будет сие, в сусе что будет?» (Лк.23, 31).
Ложь восторжествует. Но ведь это только на время может быть. Придет срок, и оправдится Господь «в словесех» Своих и победит, «внегда судити» Ему (Рим.3, 4). Ложь есть ничто, призрак. Вся тяжесть суда и осуждения падет на орудие лжи и всех, кто позволит себе быть проводником ее. «Горе... имже соблазн приходит» (Мф.18, 7).
Все сие в противность духу времени счел я нужным напомнить вам, пользуясь настоящим случаем. Хоть я и уверен, что вы не иначе учите и не иначе учитесь, но всё, думается, не излишне подать вам голос одобрения: да – так надо, и иначе ему быть не следует. Аминь.
3 ноября 1863 года, в семинарской церкви