Проповедь в неделю 2-ю по Пасхе (Антипасха). 2013 г.
Сегодняшнее воскресенье именуется Антипасха, потому что оно обрамляет Светлую седмицу, которая начинается Светлым Христовым Воскресеньем и завершается воскресеньем, противостоящим через неделю Светлому Христову Воскресенью (анти – значит напротив). Светлая седмица – это кусочек из семи дней, которые тоже знаменуют собой полноту даров Святаго Духа (мы знаем, что их семь) и с двух сторон обрамляется Пасхой и Антипасхой.
В этот день Святая Церковь вспоминает эпизод, когда Господь явился своим апостолам ученикам, а Фомы между ними не было. Когда же апостолы сказали Фоме, что к ним приходил Христос, Фома не смог поверить. Он ответил, что рассказывают они всё очень хорошо, но «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). Тогда Господь Иисус Христос, тут же, если можно так сказать, сжалился над Фомой и явился. И предложил Фоме свой палец или даже всю руку в ребра Его запустить, потому что рана большая, убедиться, что это Господь, а не какой-то дух или видение, что это Его тело, Которое страдало на Кресте. Но Фоме это не понадобилось. Он сказал: . То есть исповедал явившегося к нему Иисуса своим Господом. Это говорит о том, как Господь заботился о Cвоих учениках. И каждый раз, когда они тонули в море неверия, Он протягивал им руку.
Каждому из нас в своё время, а некоторым даже неоднократно, Господь тоже протягивал руку помощи. Так не бывает, чтобы человек пришёл в Церковь, а перед этим Господь вот так же не вытащил бы его из бездны неверия. Даже сегодня ко мне подошла одна маленькая девочка и говорит: «Вот, батюшка, мы помолились». Я говорю: «Ну, как?» Отвечает: «Господь помог». То есть уже в таком маленьком возрасте ребёнок помнит и знает, что такое обращение к Господу.
Я помню, что первый раз я молился в детском саду, даже помню по какому поводу. И когда я уже был взрослым, я поехал в этот детский сад. Меня удивили две вещи: первое, что он до сих пор существует. А второе – то, что тот двор, который мне казался огромным, с этот храм, примерно, когда я увидел его взрослым, оказался меньше, чем центральная часть этого храма. Там то же самое дерево росло, и такая же лужа была, видимо, это что-то там постоянное. Я помню даже место, на котором я стоял, молился Богу, обращаясь к небу. Потому что всякий нормальный человек, не псих, знает, что Бог на небе. Даже атеисты в курсе дела. Когда атеиста припечёт, он обычно молится, обращаясь лицом к небу. Правда, бывает по-разному, но обычно так. И вот это непосредственное общение с Богом и называется религиозным опытом. Потому что Бога человек, конечно, может познавать из книг или созерцая природу, или какие-то явления. Например, в любом законе физики или механики мы видим проявление Божества; уж про химию и биологию и говорить нечего – это сплошные чудеса. Поэтому, как правило, большие учёные, конечно, верующие люди. Не всегда церковные, но всегда отдающие себе отчёт в том, что то, что создано, что им удалось открыть – это чудо из чудес. В каждой области человеческой жизни можно увидеть проявление Божества. Но это не религиозный опыт. Религиозный опыт – это когда человек или человечек обращается к Богу, а Бог ему отвечает. То, о чём я просил у Бога, Он тут же исполнил. Прошло с тех пор почти 60 лет, и я этого никогда не забуду. Понятно, когда выживу из ума – там всё забудешь, а пока всё это помнится очень ярко, потому что было событие очень важное, оно дало мне возможность вообще никогда не терять веру в Бога. А вера зиждется на религиозном опыте. Не на том, что кто-то мне однажды рассказал, бабушка или дедушка, или учитель в школе, что Бог есть и надо в Него веровать, а для этого нужно правила читать, заповеди соблюдать. Нет. Зиждется исключительно на вот этом, на личном опыте. Человек познаёт Бога опытным путём. Не то, что он ставит опыты. Нет. Он приобретает опыт общения с Богом. И этот опыт совершенно реальный. Но недаром люди говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Хотя мы верим и тому, что нам говорят, но когда мы видим своими глазами, для нас это важнее. Но одно дело увидеть в кино или услышать, что ветераны рассказывают о войне, а другое дело – самому повоевать. Пусть не в той войне, в другой, но войны очень похожие, меняются только методики и орудия погубления противника. А так – то же самое, все чувства, которые в человеке возникают в результате боевых столкновений – они такие же, как семьдесят лет назад. Поэтому в том, что Фома усомнился, нет ничего ни удивительного, ни нового, ни неправильного. Потому что они, десять его братьев-апостолов, рассказали ему об опыте, совершенно новом и для него, и для них – опыте общения с воскресшим Христом. И, естественно, он тоже захотел этот опыт приобрести. А как? Поэтому сочинил такие вот условия. И Господь пошёл на эти условия. Ты хочешь увидеть раны Мои? Смотри. Можешь их осязать, убедиться.
Сейчас неверующих людей практически не встречаешь, а раньше многие люди, особенно в студенческие годы, говорили: «Вот ты веруешь, я бы тоже хотел. Что для этого надо?» И я часто такой метод использовал, говоря: «Да нет ничего проще: сегодня же уверуешь в Бога. Вот, вечерком, когда все лягут спать, зайди на кухню (жили-то в маленьких квартирах, свободное помещение – только кухня и ванна), выключи свет, сядь на табурет посредине, посиди спокойно и обратись к Богу. Скажи: “Господи, если Ты есть, сделай так, чтобы я в Тебя уверовал”. Не пройдет одного или двух дней, как ты получишь то, что ты бы хотел от Бога». И это всегда получалось. Всегда. Даже был такой случай с одной моей очень хорошей знакомой (я её очень люблю, она, к сожалению, давно уже умерла): ей нужно было поменять квартиру. Тогда не продавали квартиры, всё было в государственной собственности, и чтобы переехать, нужно было меняться. Это очень сложно, люди даже цепочки по 20 звеньев составляли: этот с этим меняется, тот с этим. Сложнейшие системы. Воронеж – на Москву. Все хотят в Москву, а из Москвы в Воронеж найти человека – это невозможно. А у неё в Воронеже жила мама. Я ей и говорю: «Ну что, хочешь веровать?» Она ещё некрещёная была. «Вот если ты скажешь, тебе бы я поверила». Я говорю: «Вот ближайший от тебя собор в Елохове, иди к любой иконе, поставь свечку и скажи: “Господи, помоги моей маме обменяться на Москву”». Потому что мама уже была пожилая. У неё ещё братик есть, тоже в Москве жил, доктор, он и сейчас жив. Проходит неделя, а может и меньше, звонок: «Мама поменялась! Двухкомнатную квартиру – на двухкомнатную!» Можете себе представить? Даже сейчас квартира в Воронеже стоит примерно в 8 раз дешевле, чем в Москве. Тогда тот, кто менялся, счёл это равноценным обменом. Она тут же приняла Святое Крещение, и у неё началась совсем другая жизнь. Умерла замечательно, по-христиански. То есть, если человек, любой человек, самый отчаянный грешник, пожелает общения с Богом, то Господь как любящий Отец, всегда отзовётся. Потому что Господь всех людей любит. Он по нас скучает. Он хочет с нами общаться. Он желает, чтобы мы с Ним жили одной жизнью. Он хочет нам помогать, Он хочет исправлять нашу жизнь, наши поступки, Он хочет, чтобы мы были такие же, как Он – хорошие, добрые, любящие, терпеливые. Господь такой терпеливый! Нам это невозможно себе представить. Мы не можем потерпеть одного-двух людей, а Господь нас терпит – все 7,5 миллиардов, со всеми нашими безобразиями. И мы не в состоянии даже хоть как-то представить себе такую любовь. Но Он Бог. У Него и сердце Божественное, в которое всё вмещается – все мы со своими грехами. У нас тоже дети бывают окаянные: и маленькие, и взрослые, и мы их любим. И что? И только желаем им спасения. Ни одна мать не будет молиться: «Ах, Господи, чтоб он был проклят, да чтоб он покрылся язвами, да чтоб у него глаза лопнули, да чтоб в нём в живом черви завелись, да чтоб его машина два раза переехала, а он бы жив остался, калекой…» Такого не бывает. Как бы он мать ни обижал, она и прощает, и терпит, и ждёт, и надеется, что совершенно безнадежный человек в себя как-то придёт. Что с ней происходит? Она любит. Что с этим сделаешь, с материнской любовью? Если она есть, конечно. Попадаются теперь такие существа, которые даже не знают, что такое любовь, не чувствуют, это у них не образовывается, они ко всем с подозрением, их жизнь очень много била, и они такими бесчувственными вырастают. Но мам таких всё-таки очень мало. Большинство мам всегда желают, при любых условиях, добра своим детям. Даже если судят какого-то маньяка, мать ужасается, и всё равно нанимает адвоката, чтобы хоть не пожизненно дали, а хоть лет двадцать, чтобы какая-то надежда была, что он выйдет, как-то одумается. Ну, какое там «одумается», он уже сумасшедший человек, как дикий зверь стал, но она не теряет надежду. И Бог не теряет надежды. Вот то, что мы сейчас все живые, своими ногами пришли в храм, это о чём говорит? Что Он не теряет надежды, несмотря на всё наше окаянство, и верит, что мы можем остановиться в нашем грехе. И Он жаждет общения с нами. Потому что любовь всегда требует взаимности. И вот обращение человека к Богу, пусть и по нужде, это тоже для Него отрада. Поэтому, если мы часто обращается к Богу, то, как ни странно это звучит, мы приносим радость Самому Богу. Хотя, конечно, Он совершенный, а потому пребывает в вечном блаженстве. Бога нельзя ничем смутить, огорчить, потому что Он всё понимает. Как врача нельзя смутить болезнью больного, он, собственно, на то и призван. Но врач всё-таки видит пациента первый-второй раз, а Бог – наш Создатель, понимаете? Из миллионов генов Он составил каждого из нас – абсолютно уникальное существо. Такого, как каждый из нас, во вселенной не было никогда и никогда не будет. Может быть, будет внешне похож, это бывает, даже совершеннейших двойников я в своей жизни встречал. Это такое сочетание удивительное!
Поэтому то, что произошло с Фомой, не должно нас удивлять, каждый человек на это так бы отреагировал. Нам же надо, переживая это событие – Антипасху – всегда помнить о случае с Фомой, зная, что Господь всегда ждёт нашего обращения к Нему.