Проповедь в Неделю 2-ю по Пасхе. 2009 г.
Господь сказал Фоме: не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 27-28). То есть исповедовал то, что он Христа почитает как Бога и признаёт Его, Христа, своим Господином, а себя, соответственно, рабом. Это и требуется от каждого человека, который уверовал в Бога. Во Христа Бога. Потому что кто признаёт над собой какого Бога, тот такому Богу и раб. Ему служит, потому что Бог есть бесконечно высшее существо, нежели человек.
Дальше Господь сказал такие удивительные слова: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). В чём же состоит это блаженство? Для Бога очень важна такая добродетель в человеке, как вера. Более того, даже сказано в Писании, что без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6). Вера есть необходимое условие, потому что человек видит Бога не телесными очами, как видит Фома, а очами своей веры. Если строго посмотреть на то, как мы вообще воспринимаем мир, даже когда мы общаемся с каким-то человеком, зрительно мы воспринимаем только его лицо, руки, одежду, выражение лица. Что-то об этом человеке может сказать его речь, его поступки. Причём об этих поступках мы можем узнать от кого-то, не быв непосредственным участником событий. Этот поступок неким образом характеризирует самого человека. Мы видим даже человека не только своими собственными глазами, потому что глазами мы мало что видим.
Например, в том приделе орёт младенец. Я не вижу ни младенца, ни его маму, но отчётливо могу сказать, что она есть бестолковая курица. Почему? Потому что не понимает, что люди пришли в храм Богу молиться, а не слушать крик её младенца. Если бы она немного отдавала себе отчёт, а не впадала в ступор от крика младенца, она бы тут же его вынесла, потому что на улице не мороз, договорилась бы с ним и управилась. Но так как она в полной растерянности, буквально как курица себя ведёт. Когда с курицей происходит что-то неожиданное, она начинает метаться, не знает, что ей делать. Вот и здесь то же самое происходит. Не видя человека, можно определённое впечатление составить о том, в каком состоянии находится этот человек. Понятно, что это мы видим не глазами своего тела. Я ничего не вижу, только слышу.
Во взаимоотношениях с Богом точно так же. Бога глазами человеческими, телесными, видеть невозможно принципиально. Бога не могут видеть даже ангелы, потому что Бог – есть невидимый, бессмертный Дух, Творец всяческих. Мы можем видеть Бога очами веры, потому что каждый человек, хоть и тварный, то есть сотворённый, но тоже есть дух. Поэтому мы можем о Боге иметь некие представления, причём наши представления могут быть составлены исключительно из того Откровения, которое дал нам о Себе Бог. Откровение – от слова «открыть». Глядя на небо, глядя на животных, птиц, рыб, насекомых, глядя на горы, на моря, реки, ручьи, глядя на всю красоту, которую создал Бог – это есть естественное откровение, как его именуют богословы – мы можем познавать величие Божие. Что бы Бог ни создал, начиная от пустыни, кончая прериями или какими-то высоким горами – это всё красота. Можно поставить перед собой пустую рамку и водить ею, ставя в разные точки – на рощу, на берег, на ручей, мы всегда увидим законченную картину. Вот как Он смог это всё гармонизировать? Художнику нужно пятнадцать лет учиться, а некоторые и по двадцать лет учатся, но, к сожалению, дальше, чем народный художник не могут ничего достичь, потому что то, что они производят, полная дрянь. С помощью всяких технических вещей достигают каких-то регалий, за которыми ничего не стоит в живописи. А Бог так создал, что куда ни посмотри – везде красота, везде гармония.
Помимо этого, есть ещё Божественное Откровение – Священное Писание. Люди на протяжении тысяч лет собирали и составили такую книгу, которая хоть и называется Библия, мы о ней говорим в единственном числе, на самом деле в переводе на русский язык это означает «книги». Много разных книг, много разных авторов у этих книг, но прослеживается в этих книгах какое-то одно авторство, несмотря на то что писалось в разные эпохи. Некоторые тексты даже дошли до нас на двух языках. И сами языки отличаются. Язык, которым написана книга Бытия, отличается от языка, которым написаны книги Царств. Общее авторство прослеживается, что дало людям, которые над этим размышляют, прийти к выводу, что эта Книга Боговдохновенная. Она вдохновлена единым Духом. В каждой книге, независимо от разных реалий, в которых происходит то, что написано, тем не менее чувствуется один и тот же Божественный Автор. Это то, что Бог захотел нам о Себе рассказать через людей.
И наконец, самое последнее откровение, когда Бог пришёл к нам, жил среди нас, создал Церковь из Своих учеников, для того чтобы она продолжала Его дело. Для того, чтобы люди Его поняли, Он принял на Себя человеческую плоть, стал Человеком. Так как Он был единственным христианином на земле тогда, понятное дело, что Его убили, и Он воскрес в третий день. Это главное, что составляет нашу веру, потому что воскрешения бывали и раньше, когда один человек воскрешал другого. Но чтобы человек воскрес сам, такого ещё не бывало. Но не только в этом дело, а в том, что Он воскрес в совершенно другом теле. Качество этого тела, нового, преображённого, было другое. Каким оно было, нам не понятно, у нас нет такого опыта. Апостолы тоже удивлялись. Во время Его явления иногда думали, что это дух им явился. Специально, чтобы убедить их, что Он не есть дух, Он перед ними ел. Вкушению пищи после Воскресения уделяется много времени. Апостолы это отмечают в Евангелии, потому что они сами были этому удивлены. Как же Он сквозь стену проходит, а в то же время ест с ними. Как это возможно? Ничего подобного ранее не было. Он первый воскрес из мертвых, проложив нам дорогу. Каждый христианин, который верует во Христа, так же ожидает воскресения мертвых.
Вот Он и говорит Фоме: Не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27). Тебе дали потрогать, ты убедился. А чем же блаженней человек, который уверует, уже не видя Христа Спасителя, а со слов апостола Матфея, апостола Марка, апостола Луки, апостола Иоанна? Чем же в данном случае эти люди блаженнее тех? Свойство веры – это свойство исключительно человеческое. Человек без Бога, к сожалению, звереет. Мы видим на примере древних раскопок или той же Библии, как Адам, который был изгнан из рая, оказался наследником того, что его дети Каин и Авель пришли в состояние такого конфликта, что Каин убил Авеля. Представьте ситуацию, что у вас двое детей, два сына, и один убил бы другого. Как отцу с матерью на это вообще глядеть? Это страшная душевная катастрофа. Мы, конечно, читаем об этом более формально, но, если примерить это на себя, это говорит о совершенно ужасном состоянии души, в которое пришёл человек, потеряв Бога уже в следующем поколении. Потом люди вообще превратились в дикарей, оделись в шкуры, питались дикими зверями, убивали кучами, между собой страшно враждовали. Если бы не Господь, Который сохранял специально человека, то люди перебили бы друг друга. Сейчас мы видим, что из-за оскудения этой любви людей друг к другу даже в семьях часто отношения между мужем, женой, детьми, дедушкой, внуком такие, что собаки в собачьем питомнике живут и ведут себя гораздо более дружно. Такой ненависти нет, как мы наблюдаем у людей. В чём причина? Причина в том, что оторвались от Отца Небесного и одичали. Человек без Бога постепенно превращается в лютого зверя. Тем опасней этот зверь, что он умней, либо одержим каким-нибудь идеями – либерализма, коммунизма, фашизма, национализма. Любые идеи могут захватить человека и сделать его фанатиком этой идеи, когда человек готов всех убить, если эта идея представляет для него что-то привлекательное. Любви к самому человеку не наблюдается. Вот почему Господь сказал: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Чтобы увидеть в словах апостолов истину о Христе, нужно иметь в своём сердце некоторый не убитый грехом очаг. Нужно чтобы некие струны остались в душе, которые могли бы зазвучать, если услышат слово о Христе. Мы сами это знаем, потому что каждый раз, когда мы уверовали, мы желаем всех привести к Богу. Почти у всех это бывает, у некоторых даже длится довольно долго. Как человек, который увидел что-то красивое или прочёл какую-то хорошую книгу, он всем рекомендует её почитать, чтобы другой человек так же это испытал, чтобы поделиться этим. Когда человек уверовал в Бога, душа его наполнилась общением с Богом, этим счастьем быть свидетелем постоянных чудес, он хочет этим поделиться. Когда он начинает делиться, что он встречает от людей? Полное непонимание. Почему? Человеку обычному даже нечем это воспринять. Пойдём сейчас на остановку, возьмём человека, отвезём его к семи часам в Московскую консерваторию, посадим, скажем: «Слушай». А чего тут слушать? Чтобы воспринимать музыку, нужно по крайней мере лет десять этому учиться. Чтобы по художественной выставке ходить не как баран, показывая пальцем и хихикая, нужно учиться лет пятнадцать. Без этого как ты бараном был, так ты бараном и умрёшь. Ничего из этого не выйдет. Не хватает некой утончённости души и познания самого языка музыкального произведения, живописи. Причём так бывает, что человек разбирается в живописи, но ничего не понимает в скульптуре и архитектуре, потому что это совершенно разные языки. Человек может любить читать и ничего не понимать в поэзии, ровным счётом. Складно-нескладно. Некоторые такие люди даже стихи пишут и мучают всех вокруг. Потому что то хотят почитать, то какую-то книжку дают. А что в этой книжке? В этой книжке просто ужас. Если бы существовала смертная казнь за такие книжки, то просто сразу надо было бы убивать. Человек обижается, он думает, что он стихи пишет, ведь у него всё складно. Мама-тама – видите, какая рифма. Всё хорошо получается. Он не понимает, чем же это хуже Пушкина? Всем. Это даже не хуже, это нельзя сравнивать, как кусок бетона, из которого торчит арматура, с каким-то бриллиантом «Григорий Орлов». Несравнимые вещи – кусок бетона и бриллиант. Почему человек не понимает? У него душа огрубела.
Так же и в духовной жизни, если человек сумел познать Бога, это говорит не о том, что он умный, не о том, что он прекрасный архитектор, не о том, что он начитанный человек. Очень многие начитанные люди на дух это всё не принимают. Как Владимир Владимирович Познер, когда ему говоришь: «Христос», он морщится, он просто не понимает. Ему это всё как-то очень неприятно. Это совершенно другое качество души. О, если это умение познать Бога в человеке сохранилось, каким-то таинственным образом! Неизвестен механизм этого сохранения. Все мы дети Адама, чёрненькие, беленькие, жёлтенькие, красненькие, пучеглазенькие, косоглазенькие, лысенькие, курчавенькие – все дети Адама, но в одном человеке это сохранилось, а в другом нет. То ли спит, то ли уже так утрамбовано, что никак. Господь говорит: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Если человек ещё как-то реагирует на слово Божие, на слово о Христе, значит в нём есть что-то живое. Очень многие люди веруют в Бога, но на этом как-то останавливаются. Если я и задаю какой-то вопрос, то только один: «У тебя дома есть Евангелие?» – «Есть» – «А ты читал его?» – «Нет». Человек даже не проявляет какого-то любопытства. Представим себе, что в программе “Время” сегодня объявят, что в 23:00 в Москву прилетают инопланетяне. Можно приехать на Васильевский спуск, ибо они там будут спускаться, либо по телевизору смотреть, будет прямое включение. Понимаете, сколько людей будет у телевизора и сколько толп соберётся? А что такое инопланетяне? Это просто бесы, на бесов посмотреть. А тут Сам Бог явился во плоти, жил среди людей, как Человек, неужели не любопытно узнать, что Он делал, что говорил? Не любопытно узнать, как за две тысячи лет эта книга сохранилась? Почему она переведена на все языки? Почему она у тебя дома есть, а ты её не читаешь? Это же странно. На самом деле, в чём странность? Да ни в чём. У человека нет потребности. У Фомы эта потребность была: «Говорите, воскрес? Хочу палец вложить в Его раны, чтобы убедиться, что это действительно так». Он хотел. Господь увидел, что он хочет, и специально явился ещё раз. «На, возьми свою руку, протяни, вложи в рёбра, ощути». Но Фоме это уже не понадобилось. Говорит: “Всё, я вижу. Ты мой Господь и мой Бог во веки веков”. У него душа загорелась, она воспламенилась этой любовью и верой. Для Бога это очень важно. И Господь всем хочет веру даровать. Если человек не верует во Христа, то по двум причинам – либо он об этом ничего не слышал, либо слышал какую-то ложную информацию, либо он мёртв. Господь хотел бы, чтобы все ожили, чтобы мёртвые воскресли. Мёртвые не только телесно, но и мёртвые душой. Эта мёртвость души гораздо страшнее, чем мёртвость тела. Когда тело умирает, душа всё равно жива, но, если душа мёртвая, не реагирует на это самое главное, значит она не восприимчива к Богу. Представьте себе, душа покидает тело и устремляется ввысь. Эта душа, не восприимчивая к Богу, встречается с Богом. Каков результат? Взаимное отторжение. Не то, что Бог кого-то наказывает, карает, нет. Она сама этого не хочет, она не чувствует этого, не воспринимает, ей это неприятно. Ничего с этим не сделаешь. Человека нельзя насильно привести, никак нельзя. Можно только зажечь. Насильно Бог может с нами, с тараканами, сделать что угодно, но Он идёт другим путём – Он Сам становится Человеком, одним из нас, тараканчиков. Маленьким, беззащитным. В Вифлеемской пещере родился, даже не в роддоме, не в гостинице, не у родственников. В пещере для домашних животных. Маленький, крохотный Младенец, таким Он пришёл в мир. Специально таким, как мы все, чтобы прожить перед нами всеми ту жизнь, которую Он бы хотел, чтобы мы все прожили – жизнь без греха. Вот чего Он от нас хотел. Из людей, которые на это откликнулись, Он собрал Церковь. Дальше апостолы пошли и так же проповедовали, уже больше количество людей собрали. Со Христом несколько сотен ходило, а уже по слову апостолов обратились тысячи, потом десятки тысяч, потом сотни тысяч, потом миллионы, теперь уже миллиарды. Уже миллиарды на имя Христос каким-то образом реагируют. Кто слабо, кто сильно, кто вообще становится святым человеком, угождая Богу. Поэтому Господь сказал: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Самому через слово Божие, через молитву пробиться к истине – это сложнее, но тем и дороже, тем и ценнее. Поэтому не будем ослабевать. Господь каждому из нас дал драгоценнейший дар. Помимо миллиардов, которые имеют этот дар, существует ещё большее количество миллиардов, которые этого дара не имеют. Нам дан драгоценный дар христианской веры. Драгоценней этого нет ничего. По роду службы приходится общаться и с умирающими, и с отсидевшими в тюрьме, с теми, кто сел совершенно несправедливо. Спрашивал у одного, которого ни за что осудили, как это часто это бывает, потому что наша судебная система, сформировавшаяся еще при Николае Ивановиче Ежове, полностью сохраняется и сама себя репродуцирует. Если нормальный человек туда попадает, его либо делают таким же, либо он оттуда вылетает. Сейчас такая тенденция — очень много следователей становятся адвокатами, потому что невозможно работать. Раскрыть какое-то преступление, найти преступника — это вообще никому не интересно. Перед системой уже стоит совершенно другая задача. Я с одним таким говорил, спрашиваю: “Вот ты в тюрьме уверовал в Бога. Хотел бы ты назад отмотать свою жизнь? Опять вернуться к неверию, но остаться на свободе?”. Он говорит: “Нет. Благодаря тому, что я сел, я в Бога уверовал, я теперь верующий человек. У нас в тюрьме была церковь. Я теперь исповедуюсь, причащаюсь, в церкви читаю. Я понял, что меня Господь именно таким путём провёл, через это невинное страдание, чтобы мне было легче познать Христа. Все нормальные люди сидели. Христос сидел, апостол Павел сидел, апостол Пётр сидел. Все из апостолов в тюрьме сидели. А я что? И меня Господь сподобил”. Совершенно другое отношение. Человек сел невинно, вроде бы должен всё вокруг проклинать, а он благодарит Бога. Впервые это встретилось у Солженицына. Он говорит: “Всему, что у меня есть, я обязан лагерю”. Был такой советский офицер, капитан-артиллерист. Кем бы он стал? Пройдя через эти страдания, стал всемирно известным писателем. Прожил долго, на двух человек хватило бы. Этот лагерь вписался в его жизнь, он не проклинал этот опыт, а наоборот, благодарил Бога за то, что Господь его провёл через это. По милости Божией среди нас, по-моему, сейчас нет того, кто сидел в тюрьме, а Господь нам уже веру дал. Это же блаженство. Вот радость Пасхи. Какая радость у человека, не знающего Бога? Поесть и выпить, всё. С поесть и выпить и у нас не хуже дело обстоит. Что-нибудь из того, что предлагает этот мир, какая в этом мире есть красота? Очень много всякой красоты в этом мире, но разве это сравнится с радостью Пасхи? Бледно, слабо. Даже ради этой радости и то стоит жить, чтобы приобщиться к этой радости. Подлинное христианство – это, действительно, подлинная радость и блаженство. Нам даётся это даром. Никто из нас не может сказать: “Я это заслужил, я это достиг своим трудом. Я такой замечательный человек, что мне Господь дал”. Нет, каждый из нас грешник, мы хуже всех. Мы ничем не можем похвастаться перед людьми, которые ходят вовне. Тем не менее, Господь нам это дал. В нашей душе оказались те струны, которые зазвучали. Но этого недостаточно. Нужно на этих струнах сыграть хвалу Богу за это. Нужно научиться Бога благодарить. Главная служба, которую мы сегодня служили, называется Евхаристия, что значит “благодарение”.