Проповедь в Неделю 19-ю по пятидесятнице о воскрешении сына Наинской вдовы. 2011 г.

Проповедь в Неделю 19-ю по пятидесятнице о воскрешении сына Наинской вдовы. 2011 г.

Господь «пошёл в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев её, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности» (Лк. 7, 11-17).

Мнение распространилось. И что из этого мнения? Ничего. Потом мнение поменялось, и эти же люди кричали: «Распни, распни Его». Потому что от мнения меняется только настроение. А Господь пришёл затем, чтобы люди изменили направление своей жизни. И вот в этом действии, которое Он совершил в Наине, Он всему миру и нам показывает, что Он готов помочь вообще каждому человеку, когда он находится в положении отчаянном, как была эта вдова, похоронившая единственного сына. Потому что это сейчас человеку платят какие-то пенсии, и плохо-бедно, но с голоду он не умрёт. А тогда уже обречён человек был на нищенство. И Господь всё это знал, и вернул ей её сына, даже нарушая общий порядок вещей. Это вообще удивительное событие, недаром его читают в воскресный день, – чтобы подчеркнуть милость Божию к нам грешным. Ради того, чтобы утешить плачущую женщину, которая попала в безвыходное положение, Бог готов нарушить общий порядок вещей. Нарушить те законы, которые Он установил Сам.

Адам после своего грехопадения прожил девятьсот тридцать лет. Но по приумножении зла в мире Господь вынужден был ограничить жизнь человека семьюдесятью, как сказано в Писании, – от силы восьмьюдесятью годами. С ужасом можно представить, что по тысяче лет прожили бы Генрих VIII, или Иосиф Виссарионович, или Адольф Гитлер. Уж тогда бы точно был тысячелетний Третий Рейх. Но вот, так бывает, что человек и долго может у власти находиться, но всё-таки конец этому приходит. И этот конец неизбежен, и понуждает каждого человека готовиться к этому. В той или иной степени, хорошо ли, плохо ли, но тем не менее, об этом думать.

И вот Господь, чтобы её утешить, вот этот общий порядок вещей меняет. Это говорит о чём? Что Господь совсем не фарисей. Для Него инструкция гораздо меньше значит (а любой закон – это инструкция), чем милосердие. Любовь к этой женщине, потерявшей сына, больше, чем любовь к тому порядку, который Он Сам создал. Это очень для нас утешительно. Более того, мы все живём благодаря этому. И имеем возможность даже прийти в храм. Ведь если к нам подходить со стороны закона и правил надо храм очистить, потому что ни один из нас не проходит по этим параметрам, которые церковные правила требуют от христианина. И только милость Божия даёт нам эту возможность. Поэтому это Евангелие о милости Божьей.

В Писании сказано: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). Ну, например, милосердие. Преподобный Амвросий в последние годы очень болел, почти не вставал с постели. И тем не менее, вместо того, чтобы – всё! – закрыть двери своей кельи, тем не менее, из последних сил принимал людей, потому что они нуждались в нём.

Им руководила любовь к этим людям, часто настолько бестолковым, что они не могли понять, зачем тратить столько долго времени, чтобы ехать туда, в Калужскую область, когда то, что их волнует, можно спросить у любого встречного двенадцатилетнего человека. И он спокойно объяснит, как нужно действовать. Для этого не надо незнамо куда ехать. Тем более на лошадях, ведь за это и деньги надо платить. К сожалению, все девяносто девять вопросов старцам не только не стоят выеденного яйца, а даже не стоят той плёночки между скорлупой и белком, которая остаётся после того, как мы съели крутое яйцо.

Но человеку так кажется, что его проблема, она такая большая. Отчего это происходит? От себялюбия. Себя любит человек, и малейшая неприятность его выводит из равновесия... Ну вот салфетка лежит под столом на полу, надо согнуться, протянуть руку, достать её. И уже раздражает, уже это такая проблема, «вечно у вас тут всё». Встань, подними. Ну неохота нагибаться – ну сходи, принеси швабру, вытяни её туда. Опять не хочешь наклоняться? Ну возьми ещё, допустим, ложку для обуви и шваброй этой ложкой подними, отнеси в унитаз или мусорное ведро и спусти. Это что, проблема? Это не проблема. Поэтому самая большая проблема для человека – это он сам. Потому что человек не может никак уладить отношения с самим собой. Поэтому его проблемы восприятия мира так драматичны, трагичны, потому что он сам не может найти для себя возможности.

Поэтому Господь вот в Евангелии и подсказывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Мф. 11, 28-30).

Что это за ярмо – иго – которое Господь предлагает нам надеть на себя? Это иго – Его заповеди. Мы должны это взять на себя. Мы должны с помощью этого ига управить свою жизнь. А что нужно? Нужно следовать за Христом. Куда? Вот как раз по тому пути, по которому Он прошёл. Чтобы по нему пойти, нужно приобрести два качества: кротость и смирение. Нужно категорически и навсегда не пускать в своё сердце ни зла, ни раздражения, ни мести, ни обиды. Кроткий человек – это значит незлобивый. И со смирением принимать то, что с тобой происходит в этой жизни. Со смирением принимать и окружающих тебя людей, потому что ты не можешь их исправить. Со смирением принимать всякие погодные невзгоды, потому что ты не властен что-то изменить. Со смирением принимать болезни любимых тобой людей, потому что ты не в состоянии их вылечить. Со смирением принимать ту жизнь, которой ты живёшь. Это очень важно. Потому что чтобы достичь спасения, которое приходит через благодать Божию, нужно чтобы душа была мирная. Она не должна быть в возмущении, не должна быть в негодовании, не должна быть в обиде.

Если человек находится в обиде, если он сердит, если он мрачен, в чём причина? Обычно человек причину ищет во вне: это власти, это такое государство, это такая погода, это я плохо себя чувствую, это у меня характер такой. Замечательно. С одним сойдусь характером, а с другим не сойдусь. А с третьим сойдусь характером на пять минут. А через пять минут его зарежу. Потому что разошёлся с ним характером. Человек готов всё время себя оправдывать. Зачем оправдывать?

Если ты хочешь быть исцелён, нужно признать, что ты болен. Причём правильно поставить диагноз. Поэтому очень важно, чтобы в спокойствии духа рассмотреть себя, увидеть собственную неправоту, начать изменять своё поведение. Сначала с поступков, потом и слова, потом и мысли, ну а потом уже и чувства. И тогда достигнем того, о чём говорит апостол Павел: в нас должны быть те же самые чувства, что и во Христе Иисусе Господе нашем.

Конечно, то, что сделал Он, мы не можем... Идёт похоронная процессия, мы подходим к усопшему, берём за руку, он встаёт, опускаем гроб на землю и отдаём его плачущим родственникам. У нас это не получится. У нас нет такой власти над жизнью и смертью. Это может сделать только Бог. Но очень многое мы можем сделать. И никогда не нужно пренебрегать этой возможностью. Если ты сделаешь что-то малое, Господь тебя поставит над чем-то уже и большим. Он тебе предоставит возможность сделать большее. Потому что Он, дав нам веру, рассчитывает на каждого из нас, что мы будем (каждый из нас) продолжать Его дело на земле. В меньшем, конечно, масштабе. Даже в меньшем масштабе, чем Амвросий Оптинский. У нас и подготовки-то такой нет. Потому что он всё-таки духовную семинарию закончил. Потому что ну как? Допустим, мы бы сели дома и стали бы принимать народ. Ну и куда бы мы отправляли бедных? Туда, где находимся сами. Спаси и сохрани от такого учительства. Но что-то практически: человеку помочь, оказать ему милость, любовь – мы это можем. И мы не должны этим пренебрегать. И случай с наинской вдовой это прекрасно показывает.

23 октября 2011 г.

Наверх