Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, 27.09.1864 г.

Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, 27.09.1864 г.

В проезд мой по епархии, всякий раз, как мне приходилось служить, везде слышал я, что на ектеньях молятся после царствующих градов и о граде Владимире, и, конечно, не о стенах, зданиях и местности, а о вас – жителях града сего. Знаете ли вы сие? Если знаете, помните ли? Если помните, держите ли вы себя в отношении к другим градам и весям так, как обязывает вас молитва их о вас? Считаю нужным напомнить вам о том, чтоб по забвению не оказались вы неблагодарными и по невниманию на благожелание не ответили неблаговлиянием.

Я не имею в виду вашего на них влияния по гражданскому управлению, по торговле и порядкам общежития. Хочу сказать вам, что вы должны быть благотворно влиятельны на них в отношении к вере и благому житию. И как в отношении к внешнему быту град сей служит посредником сношений с предержащею властию и всеми средоточиями благосостояния, так в отношении духовном да будет он благопоспешником всех в восхождении к Богу – Царю всяческих, от Коего исходит «всякое даяние благо» (Иак.1, 17).

По сей одной мысли вы уже сами можете доразуметь, к чему сие обязывает вас. Что говорил Господь Апостолам: «вы... свет миру» (Мф.5, 14), – то приложу к вам. Вы должны быть свет для всей епархии – свет веры просвещенной, свет жизни непорочной и назидательной, свет неуклонного хождения по всем чинам и уставам Святой Церкви Православной, – то есть вы должны подробно и ясно знать все учение православное – не для себя только, но чтоб и всякого, имеющего вопросить, вразумить и наставить, предостеречь и отвлечь от уклонения в какое-либо зловерие или зломыслие. Вы должны так свято жить, чтоб всякий приезжающий в град наш и без слов назидался вашими добродетелями чрез примеры их, представляемые вами на всех путях и всех родах дел ваших, – в судах и торгах, в жизни семейной и служебной, даже и во всяких сношениях внешних. Вы должны быть паче всех других верны спасительным уставам Святой Церкви нашей, в чествовании воскресных и праздничных дней, в соблюдении святых постов, в неопустительном говении, Исповеди и Святом Причастии, в совершении всех молитвословий и освятительных священнодействий, в усердном посещении храмов Божиих, в благоговейном в них стоянии и молитве и во всем прочем. Так, чтоб не по епархии только, но и повсюду и имени другого вам не было, как святой град Владимир, и по святыням, здесь сияющим, и по стремлению всех жителей к освящению себя чрез Святую Церковь в Господе и Спасителе нашем.

Припоминаю, что в первые времена христианства, если в христианах возникало какое недоумение, учители Церкви обыкновенно указывали им на главнейшие города, в коих наипаче просиявало христианство, и туда посылали их искать вразумления и решения недоумений. «Ступай, – говорили, – и посмотри, как веруют, живут и спасаются в Иерусалиме, Антиохии, Александрии, Эфесе, Кесарии, Солуни, Афинах, Риме и прочих городах, – и себе так веруй, живи и спасайся». Честь такая тем градам воздавалась не ради значения их в гражданском отношении, а ради того, что они были преисполнены образцовыми во всех отношениях христианами. О, когда бы и наш град возревновал о подобной чести, чтоб всякому, не ведающему святой веры или соблазняемому расколом и ищущему вразумления, было можно сказать: «Ступай во Владимир – там дети научат тебя правой вере, а не только взрослые и пожилые», чтоб всякому, грешно и порочно живущему и желающему исправиться, можно было посоветовать: «Поди поживи во Владимире – там повеет на тебя от всех жителей духом святости и отрезвит, и укрепит расслабевшую душу твою», чтоб всякому, охладевшему к Святой Церкви, можно было внушить: «Спеши во Владимир – там умеют приметаться к дому Божию (Пс. 83, 11), умеют под действием благодатных святынь освящаться и возгревать дух свой строгим исполнением чинов и устава Святой Церкви, – там согреется сердце твое и новою воспламенится ревностию ко всему святому и освящающему».

Можно ли так сказать о вас, вам самим лучше знать, чем другому кому. Совести вашей представляю или похвалить вас, если можно так сказать, или укорить, если нельзя. Но не могу умолчать об опасности и гибельности для вас самих, если о вас не только сего сказать нельзя, но надо сказать противное, – если приходящие сюда и входящие в общение с вами возвращаются отсюда, вместо созидания в вере, поколебленными в ней, вместо укрепления в добрых нравах – с семенами разврата, вместо согреяния духа – с охлаждением к Церкви. Не могу умолчать, ибо лежит за это грозное слово Господа: «Горе... имже соблазн приходит» (Мф.18, 7), и еще: "Кто соблазнит единого от... сих меньших – лучше бы ему не родиться» (Мк.9, 42), а жители сел и деревень точно в отношении к вам суть меньшие. Вы град «на верху горы» – и не можете «укрыться» (Мф. 5, 14). Хотя и нехотя, обнаруживаете вы себя пред другими, и они, видя вас, или назидаются добром вашим, или худом вашим развращаются и готовят вам или награду, или осуждение. Почему к вам паче приложимо слово: «Блюдите... како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры, искупующе время» (Еф. 5, 15–16), – не затем, чтоб ухитряться скрывать себя и лицемерствовать, но затем, чтоб во всем представлять себя примером мудрого жития и ведения, как и в нынешнем Апостоле (2Кор. 6, 1–10) святой Павел учит так жить, чтоб ни в чем никому не давать никакого «претыкания», «но во всем» представлять себя истинными рабами и «слугами Божиими»: «в терпении... в скорбях... в трудах, в бдениях, в пощениях, в очищении» (то есть говении, Исповеди и Святом Причащении), «в разуме» (разумном знании веры), "в любви нелицемерной, в словеси истины» и всесторонней справедливости (2Кор. 6, 3–7).

Я не имею в мысли обременять вас укорами и не связываю нарочно тяжкого бремени, чтоб возложить его на плечи ваши. Но, радея о вас, указываю вам в вашем положении – и опасность, чтоб вы умудрились избежать ее, и благоприятность ко спасению, чтоб вы сумели воспользоваться тем. Ибо если воистину будете всех всем назидать, то уготовите тем себе воздаяние много. Кому дано много, с того много и взыщется (Лк. 12, 48). Ваш град почтен первенством в своей области, среди вас явлены такие святыни, к вам скорее притекает всякое указательное распоряжение, – и еще одно указал бы я вам среди вас преимущество духовное, если б на эту минуту не отошла от меня моя нескромность. Все это разве даром? Все сии дары или таланты вверены вам от Бога, как научает нас нынешнее Евангелие притчею о талантах (Мф.25, 14–30). Все, что ни имеете – внутренне и внешно, – есть от Господа, и все это есть талант. Пустив его в оборот, благотворным действием на других вы можете приумножить его и за то, когда придет Домовладыка «стязаться... о словеси» (Мф. 25, 19), услышите от Него радостотворное одобрение: «Рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего» (Мф.25, 23). Как и наоборот, если кто никакого не сделает приобретения на полученные таланты, услышит: «Неключимаго раба вверзите в тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом» (Мф.25, 30). Ведь это по-мирскому так бывает, что, кто поставлен в выгодное положение, начинает выситься, а по-христиански не так: «Поставлен ты первым – будь всем слуга» (Мф.23, 11).

Положите же вы в сердце своем – быть слугою всем градам и весям епархии нашей и слугами в Господе и Спасителе нашем, всячески ревнуя созидать всех в вере, святости, непоколебимости и преданности Святой Божией Церкви. По мудрому народному присловию: «друг о друге, а Бог обо всех». Грады и веси поминают вас в молитве, поминайте и вы их в молитве и во всем, чему служит выражением и к чему располагает молитва, будьте для них благотворны. Это с вашей стороны будет и воздаянием – за их сердечный с вами союз, и оживлением и укреплением сего союза, да тако, все в себе объединившись, единым сердцем, а за сердцем и «едиными усты» славим Единого Бога, во Святой Троице поклоняемого, – Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

27 сентября 1864 года, в г. Владимире, в соборе

Наверх