Проповедь в Козлове, - в соборе, 07.06.1860
Обходя град ваш и осматривая храмы ваши, я не мог не видеть так ясно на всем отпечатлеваемую вашу любовь к святой вере и Церкви, не мог не приметить и духа искреннего благочестия, одушевляющего вас. Радуюсь сему, как обретший корысть многую и благодарю всемилостивейшего Господа, так вас настраивающего, моля Его благость – сохранить в вас тот же дух до времени последнего Своего пришествия, чтоб неукоризненными вам явиться и в последний день пред лицом всего мира. – Но изъявляя такую радость о вас пред вами же, не могу скрывать и опасений моих за вас, да не како истлеют разумы ваши от простоты, – не уклониться бы вам на распутия – к понятиям и делам неплодным. Потому обязанным себя считаю сказать несколько в отношении к сему слов в предостережение вам...
Блюдитесь, братия, паче всего от того, чтоб не погас в вас дух ревности по св. вере и жизни Богоугодной. В вас он есть, и есть преимущественный. Но как много духов вошло в мир, – и всякий дух ищет преобладания; то и смотрите, – не увлечься бы каким не к славе Божией и не в похвалу себе. – Нельзя жить без духа жизни; всякий живущий чем-нибудь да воодушевляется. Свойственный нам дух есть дух Христов, который один и должен одушевлять нас, подчиняя своей власти все другие и делая их служебными себе орудиями. Дух Христов вам ведом как Христианам. – Это – все творить во славу Божию и спасение свое. Противоположный ему есть дух мира, по которому, в Богозабвении, неутомимо действуют, гоняясь за пустыми мечтательными целями, никогда их не достигая и никогда не услаждаясь покоем сего достижения. Иначе именуется он духом лестчим, который под разными благовидностями увлекает многих, преобразуясь в ангела светла. – Например, нельзя не иметь. Но кто с забвением Бога и Его св. закона, предается любоиманию, тот воодушевлен недобрым духом. – Стяжевай; но по Богу и для Бога. Нельзя не иметь приятностей в жизни: иначе жизнь не жизнь. Но кто поставляет целью одни утехи и удовольствия, тот не на добрый уклонился путь. Надо иметь доброе имя. Но кто о том только и хлопочет, чтоб слышать одни добрые отзывы или шум льстящей молвы, тот преследует мечтательную цель. Все это неправые духи, из которых каждый разрождается во многих отраслях и видах, которых и исчислить нет возможности. Одно обще всем им – отклонять от Бога и, погружая в Богозабвение, погашать ревность о спасении. – Всего такого блюдитесь, храня живый еще в вас истинный дух Христианства.
Храня же дух ревности по вере, – блюдитесь далее, чтоб не истощать сил сего духа понапрасну, не тратить их на то, что ни славы Богу, ни спасения душе не приносит. Много есть вещей и дел, кои кажутся хорошими, не будучи таковыми на деле. Вы знаете, как это возможно и в каком отношении возможно. Во избежание ошибок вот как поступайте: все с советом творите. В делах торговли, например, вы советуетесь с искусными торговцами, в делах мастерства – с искусными мастерами. А в делах веры и благочестия советуйтесь с теми, кому поручено блюдение их в мире Христианском и созидание их в душах ваших. Конечно лучший советник вам самый дух благочестия. Но с одной стороны не у всякого может быть он в силе, с другой, – есть много уже примеров уклонения к неправым направлениям, которые судя по лицам и местам, где встречаются, кажутся правыми.– Долго ли потому попасть в ошибку? Ныне многие увлекаются новизной... но не все новое хорошо, как и многое из старого отжило свой век. Надо разбирать. Старое, однако ж, как испытанное, всегда лучше нового, еще неиспытанного. – В делах же веры и благочестия, чем что старее, тем лучше, или даже – старое-то и есть самое верное. Конечно неизменным должен оставаться только дух, но и во внешнем выражении сего духа очень многое так существенно и близко к духу, что коснуться его нельзя иначе, как с ущербом для самого духа. – Дыхание, например, есть внешнее выражение жизни. Но дышит человек с самого сотворения все одинаково, и все одним и тем же воздухом. – Такого же рода все почти и во внешнем облачении нашей веры и Церкви. Здесь очень мало такого, что можно сравнить с покроем платья или образом шитья его. Да и какая нужда изменять например рисунок иконы, или ноты в напевах? – особенно когда старое созидает, а новое разоряет. – Европа нас сводит с ума; но Европа почти вся и во всем своем составе оязычилась. – Не лучше ли оставить ее себе самой. Истинный свет пришел к нам из Византии. И мы не маленькие, – не вчера вышли на свет. Скоро уже тысяча лет, как веруем в Господа и содержим Его святой закон. И в этом пусть другие у нас учатся, как и следует: ибо истина у нас.
Я коснулся сего не за тем, чтоб заставить вас и внешнее ставить наравне с внутренним. Нет. Всякому свое, и внутреннее всегда выше. Но тут новое предостережение: блюдитесь, чтобы предаваясь заботам о внешних делах благочестия, не забыть внутреннего духа его; но блюдитесь и того, чтоб под предлогом предпочтения внутреннего внешнему не оставить совсем внешнего. – Внешнее без внутреннего еще бывает, а внутреннее без внешнего никогда. Видали ль вы когда силу растительную без видимого тела растения?! А тел растений – дерев, сколько есть без внутренней жизни?!
Внешнего не оставлять – это закон. Но да не будет нам – останавливаться и на нем одном. А под ним – под его влиянием, руководством и указанием зреть и внутренно. Внутреннее веры слагается из ведения св. веры и соответственных ему дел, – или из совокупности здравых понятий и св. чувств и расположений. – Обращаю особенно ваше внимание на собрание здравых о всем понятий, или на разъяснение для себя истин св. веры. Смотрите, как учения мирские распространяются! И сколько пишется и выпускается книг, духом мира пропитанных! Расширяется и умение читать все более и более. Не будьте же слишком падки на мирскую письменность. Есть, конечно там и хорошее, но есть много и нехорошего. Предостеречь вас считаю своим долгом: не увлекайтесь тем чтением. – Без просвещения нельзя оставаться. Но надо различать свет от света. И курящаяся во тьме навозная куча издает какой-то свет. Но что это за свет?! – Светильник, сияющий в темном месте, по Апостолу, есть откровение Божие, – или совокупность учения содержимого и предлагаемого св. Церковью. – К нему стремитесь. Его усвоить поревнуйте, – и будете истинно просвещенными... Братия, поберегитесь! Много злых учений ныне распространяется. – Противопоставьте же им ведение истины. Слушайте беседы, которые будут говориться здесь – в сем храме каждое воскресенье, – позаботьтесь приобретать книги, по указанию ваших пастырей, как я внушу, или читайте, беседуйте, размышляйте. Слово Божие да вселяется в вас богатно. И будете ходить во свете, как сыны света и дня: тьма вас не имет и вы никогда не поткнетесь.
Если поревнуете о таком просвещении, то в нем найдете руководство и к тому, как вообще соразмерять внутреннее с внешним, – как избежать напрасной траты сил духа ревности по вере и как сохранить самый сей дух. Т. е. явитесь и будете являться всегда такими, какими подобает вам быть пред лицом Бога и мира Христианского. Господь да благословит вас тако тещи, да постигнете и, явльшуся Пастыреначальнику, приимете неувядаемый славы венец, его же уготова Господь любящим Его, – и искренно ревнующим о славе Его и спасении душ своих. Аминь.
7 Июня, 1860.