Проповедь в храме Живоначальной Троицы села Горетово, 2015 г.
Есть такой закон духовной жизни, и этот закон очень ярко прослеживается в жизни отца Михаила. Закон этот таков. Когда появился на земле Новый Адам, Господь наш Иисус Христос, ничего другого, как только Ему быть убитым, не могло быть на земле. И когда на нашей русской земле захватили власть безбожники, то такие люди, как отец Михаил и все те, кто нарисованы на стенах этого храма, конечно, вызывали в них злобу и раздражение. А так как у богоборцев была власть, они старались по возможности убить этих людей. Как говорил их предводитель, главный бандит, Ленин: «Нужно убить как можно больше», то есть ему доставляло большое наслаждение убивать людей церковных. И спрашивать, за что, бессмысленно, этот вопрос риторический, на него нет ответа, потому что не за что. Есть ответ на вопрос «почему?». Почему? Потому что ненависть. У людей часто вызывает ненависть инаковость других людей. Тем, у кого большая шевелюра, не нравятся лысые. Тем, у которых белая кожа, не нравятся смуглые. Толстым не нравятся тощие, а тощим не нравятся толстые. Татарам не нравятся русские, русские при разговоре обязательно подчеркнут: «Это татарин». И так во всём. Почему? Не такой как я. Хотя он, может, по-татарски ни слова не знает, но уже рождается неприятие, и в пределе это неприятие вырастает в злобу. И этим пользуются те, кто разжигает войны между людьми совершенно на пустом месте. Это очень легко осуществить, используя вот это свойство падшего человечества: если немножко не такой, значит надо либо давить как-то, угнетать, либо убивать. И вот то, что у нас случилось в 1917 году, что сейчас на Ближнем Востоке происходит, что на Украине – это всё одно и то же. Все думают: а что ж так похоже-то? Потому что всем этим руководит одно и то же существо – это дьявол. Дьявол – существо не творческое, поэтому что две тысячи лет назад, что в 2015 году – одно и то же. Поэтому может прийти время, и подобные события будут осуществляться и на нашей земле. Я думаю, что не позже, чем через 50 лет, потому что наш народ вымирает, ослаб, очень стал старенький. Даже вот в церкви. В любую церковь зайди – одни бабы, а в любую мечеть зайди – одна молодёжь, крепкая, здоровая, руки, бычьи шеи, баб и не видать. К чему это приведёт? Через несколько десятков лет они придут сюда, к ним дяди приедут из Америки, из Англии, объяснят, что этих надо убить, а из храмов будут красивые мечети. И что?
Русский народ был самый могучий ещё сто лет назад. Как говорили, без разрешения русского императора пушка не может в Европе выстрелить, а Россию называли жандармом Европы. Кто такой жандарм? Это тот, кто следит за порядком. Не стреляет никто, не обижает слабого, русский император во всё вмешивался и устанавливал справедливость. Первым о всемирном разоружении вообще заговорил Николай II. Зачем столько оружия, зачем такие войны? Ещё перед Первой мировой войной. Потому что у него было сердечко доброе, и лицо у него, посмотришь, очень доброе, одухотворённое лицо. Конечно, когда его большевики захватили, им его надо было убить, это понятно. Для них был невыносим ни вид его прекрасных детей, ни он сам. Как великий русский поэт Алексей Константинович Толстой сказал: «Сад изгадить надо затем, что он цветочный!». И вот ходишь здесь по Москва-реке: красивейший пейзаж превратился в помойку. Кто это, татаро-монголы сделали? Нет, это русские люди гадят, превращают в помойку ту красоту, которую им дал Господь. То есть в душе помойка, и эту помойку человек распространяет и вокруг, гадит Божие творение. Это есть закон духовной жизни. И этому противостоит только одна Церковь. Приезжайте в любое село: что самое красивое здесь? Есть на что-нибудь смотреть, кроме сараюг каких-то, страшных заборов, обшарпанных зданий? Есть, и это только церковь. Церковь творит красоту, а им она невыносима. Для них – родная помойка, бутылки, окурки, засохшая блевотина, вот это вот свинское всё, родное, заплёванное, речь – мат-перемат. Что такое родное? Родное – это блевотина. Как Господь говорит: Как пес возвращается на блевотину свою... (Притч 26, 11), «как свинья лежит в калу» (покаянный канон ко Господу Иисусу Христу). Сатана хочет превратить людей в это. Христос – наоборот, говорит: Я посылаю вас, как овец среди волков (Мф. 10, 16). Чем сражаться? Побеждать любовью, кротостью, красотой, умягчать злые сердца. Вот для этого Господь пришёл на землю, жизнь Свою отдал, и все Его ученики, начиная с первых, Петра и Павла, всех других апостолов и заканчивая Михаилом Горетовским, все отдали за это жизнь.
Мы сейчас тоже пока ещё живы. Осталось только поглядеть, за что мы с вами жизнь отдадим – за Божественную красоту или за свою блевотину? Каждый человек в течение жизни делает выбор и так же воспитывает своих детей. Что для него дороже: любовь к красоте, добротолюбие или любовь к своей помойке, быть ли ангелом или быть свиньёй. Христианство призывает нас к ангельской жизни. Мир, в котором мы живём, призывает нас к самому подлому, жестокому, к тому, что заканчивается убийством, ко всякой грязи, всякой отвратительнейшей вещи. И к чему сердечко каждого человека тянется, то он и наследует. Что для него благо. А к чему тянется сердечко? Исключительно к тому, что любит. Говорят: «Вот, Бог накажет!». Да Бог никого не накажет, просто человек своим сердечком сам выбирает – либо Царство Небесное, либо помоечную блевотину. Он сам это выбирает, никто его не заставляет. Он сам. Ведь как многие говорят: «В церковь ходить я не готов». Почему он не готов, что, ноги не ходят? Давай на машине привезём. А почему он не готов? Потому что он в блевотине, а она уже присохла к нему. И вот, он никак не может пошевелиться, он заскоруз в блевотине, поэтому не готов. А как подготовиться? Нужно размочить блевотину слезами покаяния и соскрести с себя. А если человек будет продолжать лежать в ней, она только шибче будет стягивать все члены его души.
Слава Богу, что мы с вами пришли, но это только начало. А завершение – это как у отца Михаила. Конец – делу венец. Цыплят считают по осени, и Господь смотрит на завершение нашей жизни, как Он сказал: «В чём застану, в том и сужу» (св. муч. Иустин Философ). И помоги нам Господь за молитвы Пречистой Матери – Казанскую икону мы ныне празднуем – нам это поприще пройти и совершить. Спаси всех Господи! Очень радостно, что вы в этот святой для нашего храма день пришли, мы освятили ещё, правда, не законченный иконостас такой прекрасный и росписи нашего придела южного. Храм уже практически готов. Видите, какая у нас красота! Мы здесь отдыхаем душой, дух наш возносится горе. Поэтому храмы и строились такие высокие, чтоб душа улетала к Небу, к красоте, чтоб она замирала, чтоб всё ей напоминало, что нас ждёт. Поэтому чем раньше мы вырвемся из помойки нашей жизни, тем скорее окажемся на Небесах.
Спаси всех Господи!
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-69825/