Архангел Гавриил
Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела...undefined >>

Проповедь в канун праздника Вознесения Господня 2017 г.

Вот перед нами лежат иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца и Патриарха Гермогена, такого великого подвижника, который жизнь отдал для того, чтобы народ предупредить и для того, чтобы сказать ему правду. В те времена вообще духовных школ, кроме монастырей, не было. Но Патриарх был большим авторитетом, поэтому он посылал письма, где изъяснял людям, что такое Лжедмитрий. Оккупанты-поляки, конечно, были этим недовольны, потому что очень много затратили сил и денег для того, чтоб собрать войско, разогнать войско русское, захватить Москву. И вдруг Патриарх Гермоген пишет в разные концы земли Российской свои послания, и находятся люди, которые, обходя все польские заставы, эти письма распространяют по всей Русской земле.

Третья икона – Вознесения Господня. Господь вознёсся на небеса. Что это для нас значит? Это значит столь много, что ни одна голова на земле не может это в себя вместить. Поэтому мы просто читаем в Евангелии, в Деяниях святых апостолов рассказ о Вознесении, диву даёмся, но представить нам невозможно, как Господь уже после Своего Воскресения собрал Своих учеников на горе, сказал им напутственные слова и стал подниматься на небо. И вот, Его фигура становилась всё меньше, и меньше, и меньше, пока не стала светящейся точкой, и Он исчез. Зачем Он это совершил? Он сам сказал, зачем. Придёт время, когда Он уже на землю придёт, посетит её второй раз, но уже не как сын мнимый Иосифа Плотника, хотя и из рода царского Давидова, а как Царь всей вселенной. И закончится этот период жизни земли. От чего зависит, когда Господь придёт второй раз, а выражаясь церковным языком, совершится Второе славное пришествие Христа Бога нашего. Когда это произойдёт? Когда Господь увидит, что не осталось на земле уже ни одного человека, которому нужна жизнь небесная. Вот представим себе, некий садовод выращивает прекрасные цветы. И то ли земля оскудела, то ли семена уже потеряли свою силу, но вместо прекрасных цветов растут какие-то жуткие сорняки, такие противные, отвратительные. И что тут делать? Либо менять семена, либо перепахивать всю землю и завозить другую. Так и Господь сказал, что будет новая земля (см. Ин. 21) и совсем новый мир, устроенный по-другому. А что будет с людьми? Физически они все погибнут, а те, кто не погибнут, изменятся, то есть с ними совершится то преображение, которое совершилось с Господом на горе Фавор, они приобретут новые свойства, новую жизнь. Все люди разделяются Богом на две части. Это с некоторых пор у нас на церковном языке называется Страшным судом. Это, конечно, не суд в прямом значении этого слова, но сказано: и отделит Господь овец от козлищ (см. Мф. 25, 32). Он сам будет решать. Почему? Он сам знает каждого из нас, и сам выберет, кого Он с собой берёт, а кого отвергает. Тем, кого берёт, Он скажет: «придите, благословенные <...>, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). А другим скажет: «отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23). Люди будут говорить: «Ну как же, Господи? Разве не твоим именем мы всё совершали?», а Господь ответит: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» (Мф. 7, 23). Очень многие люди пребывают в таком обольщении, они думают, что они весьма и весьма угождают Богу, а на самом деле они весьма Богу противны.

Вот все три иконы перед нашими глазами. С именем святителя Николая вообще будет связан весь месяц, он нас посетил своими мощами, которые с великой торжественностью принесены в Москву, каждый из нас, если пожелает, может помолиться перед ними, попросить у человека, которого Церковь называет «скорый помощниче и преславный чудотворче», потому что святитель Николай очень отзывчив на каждую человеческую просьбу. А почему он такой отзывчивый? В чём тут дело? А он из всех учеников Христовых, которые были за две тысячи лет с апостольского периода до сегодняшнего дня, Церковью уподобляется святым апостолам, потому что он понял самую суть христианства. А в чём самая суть? В том, что христианин – это самый добрый человек на свете. Он таким и был и так и жил. И для него смысл жизни был не как у большинства людей, чтоб делать добро себе, а в том, чтоб делать добро людям. Он выходил на улицу и смотрел, не требуется ли кому-нибудь в чём-нибудь помочь, и помогал кому золотишком, кому ещё чем. И до сих пор очень много совершает, творя исцеления. Я уж не знаю, как французские или английские, но русские люди говорят, что главное – это здоровье. Поэтому больше всего направлено молитв о здоровье.

Мы оказались посредине большого праздника. Мы празднуем великое событие, когда Господь в человеческой воскресшей плоти восшёл на небеса. Что случилось? Случилось чудо чудесное. Человеческая плоть навсегда пребывает рядом с Отцом Небесным во Христе Иисусе. Полчаса тому назад этого не было. Это совершенно новая эпоха, новое состояние человеческой души. У каждого человека, если через веру свою приобщится к Христу, есть такая возможность быть вознесённым на небо вместе со Христом. Если только Христос тебя признает своим. Его же обмануть нельзя, Христос смотрит на самую суть человека: добрый ты или злой, кроткий ты или гордый, честный ты или последняя скотина. Никак нельзя обмануть. Поэтому каждый человек сам выбирает свою участь. Никто его судить не будет. Каждый человек в течение всей своей жизни судит себя сам. Каждым своим словом, каждой своей мыслью, каждой своей ленью или трудолюбием. Всё сам. За каждый свой выбор человек несёт ответственность перед Богом. А в итоге каждый наследует то, что он выбрал. Выбор может быть крупным, например, где жить или какую веру исповедовать. Или на ком жениться. Многие так: «Вот, моя жена...» – «Обожди, стоп-стоп. А ты женился-то сам или тебя на аркане привели?» – «Ну сам» – «Ну что «ну»? Вот сам женился, сам и неси ответственность». Ничего другого не бывает. За всё, человечек, ответишь. «А я не знал!». А вольно же тебе было не узнать сперва. Сегодня пришли двое. «Мы, – говорят, – хотим венчаться». Я теперь у каждого спрашиваю: «А зачем?». Он мне, представляете, какую-то глупость отвечает: «А мы хотим и после смерти быть вместе». Я объясняю: «А на небесах ни женятся, ни выходят замуж (Мф. 22, 30). Никаких «вместе» даже и не думайте, это всё сказки безмозглых дураков. Мало ли, что вы там намечтаете! Господь что будет, из-за вас, дураков, которые о вере даже не знают ничего, менять Свои правила? Да никогда в жизни. Вот, Закон Божий почитайте о семье и браке. Если какие-то возникнут вопросы, приходите, поговорим». А он начинает спорить. Ну что, я буду спорить? Щенок, вдвое меня моложе, и я буду спорить? Да пошёл ты! Ещё время на тебя тратить. Одно дело, когда человек спрашивает, а другое дело, когда он заранее спорит. Это же как бы смешно. Приходит студент: «Так, мне эта программа в университете не подходит. Вот эти билеты, что вы мне выложили на экзамен, надо убрать. Или, по крайней мере, вот эти уберите. И вообще, смените ректора. Так, в этой аудитории я сдавать экзамен не буду, надо так». Ну скажут: «Ты больной». Но, к сожалению, такие больные люди всё время нас окружают. Они думают, что они сейчас будут Самому Богу указывать, что Ему, как надо сделать. Они сочиняют всякие там сказки о том, кто на ком будет жениться на кладбище. Это вместо того, чтобы взять из моря книг, которые существуют, и прочесть одну. Вот и всё. Если нет у тебя книг, в интернете найди по ключевым словам «Церковь», «семья и брак». Всё тебе там напишут, где взять, где почитать. Даже не надо в магазин идти, всё лёжа в бане на верхней полке. Но и этого не хотят. Тупое, безмозглое упорство. Да, учить такой народ трудно. Но всё-таки можно. Вот, посмотрим, придёт ли в другой раз, нет ли. Но это как бы его дело.

Так вот, Господь вознёсся и плоть человеческую вознёс превыше Ангелов, Серафимов и Херувимов. Показывает, к чему призван каждый грешный человек, который покаялся в своих грехах и, как черенок, привился к лозе, ко Христу, а это приращение идёт только через Церковь. Для этого Господь Её и основал из людей – для того, чтобы они постепенно через Церковь становились христианами. И когда станем христианами, сможем применить к себе слова, которые Господь говорит через апостола: вы <...> свои Богу (Еф. 2, 19). Мы откликнулись на Его призыв. Он говорит, что те, кто слушается Его голоса, те идут за Ним (см. Ин. 10, 27). Нам осталось идти на Его голос, слушать то, что Он нам говорит, и жизнь свою исправлять по тому, что Он сказал. И исправлять до самой смерти, как Патриарх Гермоген. Его уморили голодом, но он за то, чтобы поесть и запить это всё, не изменил правде Божией, не стал выпрашивать себе жизнь. Ему очень дорога была и Церковь, и наш бедный глупый народ. И собралось ополчение, и выгнали поляков. С тех пор они очень злые на русских. С тех пор русский народ окреп, и Польша может только из-за кустов скалить зубы, но уж никак не угрожать. И с кем только они ни приходили, чтобы реализовать, как теперь по-латыни говорят, свои амбиции. Ничего не выйдет.

У нас задача – стать такими, как святитель Николай. Это всё очень просто, каждый человек понимает, что такое «добрый», а что такое «злой». Если мы будем добрые с вами, то к нам выстроятся такие же очереди, как сейчас на набережной. И пройдёт 1700 лет, а имя ваше не забудут. Вы можете себе представить?

Вот видите, какой замечательный ряд, и сколь о многом он нам говорит. Поэтому если мы будем подражать вере святителя Николая, патриарха Гермогена, то у нас есть возможность вознестись на небеса со Христом.



https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-85234/



Наверх