Проповедь в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 08.05.1892 г.
Святой апостол и евангелист Иоанн преимущественно пред другими Апостолами именуется Богословом – по очевиднейшему исповеданию Бога слова Богом, по высоте созерцания и глубине ведения тайн Царствия Божия. Почему в день, посвященный памяти его, приличнее всего учиться богословию, и учиться именно у него. Блаженны слышавшие изустно слово его в Иерусалиме, Кипре, Эфесе, Патмосе и в малоазийских Церквах. Но и мы не лишены возможности стать в ряды учеников его. Пред нами его апостольские послания. Раскроем их и будем усвоять содержащиеся в них истины. Мы получили таким образом полный курс христианского богословия в существенных его чертах. Если все истины, содержащиеся в посланиях Иоанна Богослова, свесть воедино, то они войдут под один обзор в следующем порядке (приступите и послушайте так, как бы вы стояли пред кафедрою его самого).
По природе своей и отпечатленному в ней характеру человек предназначен пребывать в общении с Богом. В этом его Живот Вечный, его полная радости жизнь (1Ин.1, 3–4).
Но «Бог Свет есть, и тмы в Нем нет ни единыя" (1Ин. 1, 5). Почему, чтобы быть в общении с Ним, надо ходить во свете, как «Сам Той есть во свете». Кто же ходит во тьме, тот перестает быть в общении с Богом и хотя бы говорил, что имеет сие общение, ложь есть и «не творит истины» (1Ин. 1, 6–7).
Пока праотцы наши ходили во свете воли Божией, были в общении с Богом; но, когда возлюбили тьму пожеланий своих, пали в грех, перестали быть в Боге. В них и мы пали в ту же тьму и испали от богообщения. Это такая непреложная истина, что, кто не исповедует ее, кто говорит, «что мы не согрешили», тот Самого Бога «творит лжа», в таком «и слова Его нет» (1Ин. 1, 10). Нет. Если скажем, «что не имеем греха, себя прельщаем, и истины нет в нас» (1Ин. 1, 8).
Но в грехе смерть и пагуба. Что же творит любовь Божия? «Отец посла Сына Спасителя миру» (1Ин. 4, 14). «Сына Своего Единороднаго посла Бог в мир, да мы живи будем Им» (1Ин. 4, 9). И вот любовь Бога к нам! Мы не устояли в любви, а Он не перестал любить нас и «Сына Своего... послал ...очищение о гресех наших» (1Ин. 4, 10). Теперь «Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа, Праведника. И Той есть очищение о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира» (1Ин. 2, 1–2). Он явился, «чтоб взять грехи наши» и «разрушить дела диавола» (1Ин. 3, 5, 8). В Нем «Живот», Он «был у Отца и явился нам» (1Ин.1, 2).
Так «Живот Вечный дал есть нам Бог, и сей Живот в Сыне Его есть» (1Ин.5, 11). Отныне таков закон правды и любви Божией, что «имеяй Сына Божия, имать Живот, а не имеяй Сына Божия, Живота не имать» (1Ин.5, 12). Ибо, кто имеет Сына, имеет и Отца, и Духа (1Ин.2, 23, 3:24, 4:13) – Бога Триединого, в Коем источник Живота.
Таковы законы богообщения. А вот преимущество и плоды его. Пребывающие в Боге именуются и суть «чада Божии», кои, как «рожденные от Бога, греха не творят» (1Ин. 3, 1, 9, 5:18). Ибо свет Его в них пребывает (1Ин. 2, 24) и они по роду своему приносят всегда плод правды. Если же и согрешит кто, – Кровь Сына Божия очищает его «от всякого греха» (1Ин. 1, 7). Кто исповедует грехи, тому оставляются они, и он чистым является «от всякой неправды» (1Ин. 1, 9). Посему пребывающие в Нем, когда Он явится, не посрамятся «в Пришествии Его», но будут иметь «дерзновение» пред Ним «в День Судный» (1Ин. 2, 28, 4:17), ибо «сие есть обетование... Сам обеща... Живот Вечный» (1Ин. 2, 25).
Таков блаженный конец богообщения! Сподобившись сего дара, употребим труд пребыть в Нем. Тому, кто хочет пребыть в непрестанном общении с Богом, надобно «соблюсти слово Его» (1Ин. 2, 5). Только «соблюдаяй заповеди Его, в Боге пребывает, и Бог в нем" (1Ин. 3, 24). «И заповеди Его тяжки не суть» (1Ин.5, 3). Вот заповедь Его – "да мы веруем во имя Сына Его, Иисуса Христа, и любим друг друга, якоже дал есть заповедь нам» (1Ин. 3, 23).
Первая заповедь: да веруем в Сына Божия. «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе» (1Ин.4, 15). Кто хочет Богу угождать без Господа Иисуса Христа, да слышит приговор себе – только тот имеет и Отца, кто имеет Сына. А «всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать». Так что отвергающий, яко Иисус есть Христос, отметается Отца и Сына. И «сей есть антихрист» (1Ин. 2, 22–23). Кто не верует в Сына, тот Самого Бога творит «лжа», потому что не верит свидетельству, «которым свидетельствовал Бог о Сыне Своем» (1Ин. 5, 10). Так – все, что вы слышали исперва, в вас да пребывает! "Если в вас пребудет, что вы слышали исперва... и вы в Сыне и Отце пребудете» (1Ин. 2, 24). Ибо «всяк преступаяй и не пребываяй во учении Христове Бога не имать: пребываяй же во учении Христове, сей и Отца и Сына имать» (2Ин. 1, 9).
Вторая заповедь: да любим друг друга. Кто во Христе, тот должен и «ходить» так, как Тот ходил (1Ин. 2, 6). А Он «душу Свою... положил за нас» (1Ин. 3, 16). Итак, «возлюбленные, если так возлюбил нас Бог... и мы должны... друг друга любити» (1Ин. 4, 11). «Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» (1Ин. 4, 16). Обманывает себя тот, кто говорит: «Люблю Бога – и довольно». Нет. Заповедь такова, чтоб любящий Бога любил и брата своего. Ибо, кто не любит «брата... которого видит... Бога, Которого не видит... как может любить» (1Ин. 4, 20). Обманывает себя и тот, кто говорит: «Буду любить братий – и довольно». Нет. Таков закон, что чад Божиих истинно любит только тот, кто Бога любит (1Ин. 5, 2). Кто не любит брата, тот «пребывает в смерти». Потому и «знаем, что мы прешли от смерти в Живот, если любим братию». Кто же ненавидит брата, тот «человекоубийца есть и... не имеет Живота Вечного, пребывающего в себе» (1Ин. 3, 14–15). Так, братие, только тогда, как «любим мы друг друга... Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин. 4, 12). «Возлюбленный, не уподобляйтеся злому, но благому», ведая, что только «благотворняй от Бога есть, а злотворяй не виде Бога» (3Ин. 1, 11). Если кто имеет «богатство мира» и, «видя брата» нуждающегося, «затворит утробу свою от него, како любы Божия пребывает в нем? Чадца моя, не любим словом... но делом и истиною» (1Ин. 3, 17–18).
Таково светлое блаженное братство чад Божиих. Те же, кои не веруют в Господа Иисуса Христа, не приемлют учения Его или, принимая его, чужды духа Его по жизни и настроению сердца, составляют пагубный мир, лежащий во зле (1Ин. 5, 19), который зле мыслит, зле творит и на зло поучает других. Братие! "Не любите убо мира, ни яже в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей... Все, что в мире, – похоть плотская, похоть очей и гордость житейская, несть от Отца, но от диавола есть. Но и мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки» (1Ин.2, 15–17). «Не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть, яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов, о коем слышали вы, что он идет, и ныне... есть уже ...в мире» (1Ин. 4, 1–3). «Дети, последняя година есть... Слышали вы, что антихрист грядет, – и ныне многие стали антихристами... Они от нас изыдоша, но не беша от нас» (1Ин. 2, 18–19). Кто приидет к вам из таковых и не принесет истинного учения Христова, не принимайте такового в дом и радоваться ему не глаголите, чтоб не сделаться сообщниками делам его злым. «Они от мира суть: сего ради от мира глаголют, и мир тех послушает. А мы от Бога есмы: иже знает Бога, послушает нас, и иже несть от Бога, не послушает» (1Ин. 4, 5–6). Мы – «что слышали» ушами нашими, «что видели... очами... и что руки наши осязали», то возвещаем вам «о Словеси животном». «И Живот явися – и видехом и свидетельствуем и возвещаем вам Живот Вечный... Еже видехом и слышахом, поведаем вам да и вы общение имате с нами. Общение же наше с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин. 1, 1–3). И Сам Бог свидетельствовал о Нем. "Если приемлем... свидетельство человеческое ...свидетельство Божие более есть». Всяк «веруяй в Сына... имать свидетельство в себе» (1Ин. 5, 9–10). Кто стоит в истине, знает истину. «Вы помазание имеете от Святаго и весте вся» (1Ин. 2, 20). «И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем» (1Ин. 2, 27).
Таков, братие, вкратце весь курс христианского богословия! Приняв его, как от уст самого Апостола, будем крепко держаться его. Ныне «вемы... яко Сын Божий прийде в мир, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем в истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и Живот Вечный» (1Ин. 5, 20). "И ныне, братие, пребывайте в Нем: да егда явится, имамы дерзновение и не посрамимся от Него в Пришествии Его» (1Ин. 2, 28). Аминь.
8 мая 1862 года