Патриаршая проповедь в день Радоницы после Литургии в Архангельском соборе Московского Кремля 14 мая 2024 г.

Патриаршая проповедь в день Радоницы после Литургии в Архангельском соборе Московского Кремля 14 мая 2024 г.

Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня, как каждый из нас знает, особый день. Сегодня мы прославляем Воскресшего Господа всей Церковью — и земной, и небесной. С нами сегодня прославляют Воскресшего и те, кто ушел от нас, но, знаем, силой Божией пребывает с Ним и воскреснет, как и все живущие на земле, в последний день. Вот это вселенское, даже более чем вселенское, космическое празднование Пасхи Христовой и совершается в день, который мы называем Радоницей. Потому что, действительно, великая радость и на небе, и на земле о том, что Христос восстал от мертвых и победил диавола. Ибо его дело было мучить и убивать людей, сталкивать их лбами, разрушать семьи, провоцировать войны. Злые деяния диавольские, к сожалению, еще продолжаются, но уже не имеют вселенской космической силы. Все творение Божие уже защищено от тотального господства зла Спасителем, искупившим нас Своей смертью. Но это не значит, что зло не расширяется. И мы, люди XXI века, можем об этом свидетельствовать. Оно проникает туда, куда раньше проникнуть не могло, — в детские души, к тем, кто слаб и болен, кто близок к тому, чтобы покинуть этот мир, но вместо покаяния, смирения и готовности к великому переходу к жизни вечной исполняется злобой, а иногда и кощунственным поруганием Бога. Все это еще есть, но, тем не менее, мы говорим о победе Христа над злом, и эта победа действительно имеет вселенское космическое измерение. И если тот, кто стоит на стороне зла, хочет победить — у него ничего не получится. Локально — да; локально пространственно и локально исторически. И мы знаем, что так и происходит — где-то, в каких-то местах торжествует зло, и люди убивают друг друга. Мы знаем, что в течение истории были разные эпохи, в том числе и на нашей благословенной земле. Но опыт, духовный исторический опыт России свидетельствует, что даже самое страшное торжество диавола, которому, казалось, не будет конца и которому невозможно никак противостоять, в одно мгновение исчезло. Без единого выстрела. Господь просто вошел в нашу историю. Я говорю это в первую очередь о нашей земле Русской, об исторической России.

И вот сегодня мы в Кремле, куда не могла ступить нога православного человека, в том месте, где покоятся выдающиеся отцы и матери нашего народа, цари и царицы, великие князья и княгини. Мы вместе с ними прославляем Господа, и, выйдя из храма, не подвергнемся никаким репрессиям, никакому осуждению. Совсем недавно это и представить было невозможно. И говорю это все к тому, чтобы мы укоренялись в мысли, что не кто иной, а только Господь является Господином истории. Он дает свободу человеку, но в какие-то определенные моменты Он входит в исторический процесс и круто разворачивает его. И уж кому как не нам, людям, столько пережившим в веке XX, не верить в чудодейственное присутствие Господа в человеческой истории!

Ну, а сегодня мы вспоминаем и молимся о всех, кого знаем, родных, близких, о родителях, если таковые скончались, о дедушках, бабушках, прабабушках, прадедушках, о многих, кто стоял в ряду православных людей, в том числе защищая нашу веру. Мы просим Господа, чтобы Он принял в Свое Небесное Царство всех тех, за кого мы сегодня так горячо и искренне молимся, и верим, что эту молитву слышит Господь.

Конечно, нельзя не сказать еще о чем-то очень важном. В течение долгих десятилетий после революции было запрещено говорить что-то хорошее о тех, кто возглавлял наше государство. Исключением был Петр, по понятным причинам — он произвел некую революцию в истории нашего государства. Поэтому те, кто произвел кровавую и страшную революцию, имели в Петре хоть какое-то оправдание тому, что иногда и жестокость необходима, чтобы сменить направление жизни общества и государства. А так-то все, кроме Петра, признавались абсолютно отрицательными историческими персонажами. А теперь и наука, и литература, но в первую очередь Церковь, совершая у этих гробниц поминовение усопших наших государей и государынь, свидетельствуют о том, что они в вере почили, что трудились на благо Отечества своего и что нынешнее поколение русских людей не забывает этого подвига и этого служения.

Сегодняшний день сопрягает эпохи, времена и помогает нам думать не только о дне сегодняшнем, но и вспоминать дни минувшие, пребывая в надежде на Божий промысл, так сильно явивший себя в истории Отечества нашего и нашей Церкви, с тем чтобы Господь и далее вел наш народ и управлял нашим историческим путем. А для того чтобы было так, есть только одно условие: народ, не потеряй веры, не поскользнись еще раз на каких-то обещаниях, на каких-то философских идеях или на каком-то нигилистическом безразличии — на всем том, на чем поскальзывались наши предшествующие поколения! Умудренные историческим опытом, мы должны, стоя перед этими великими гробницами, осознать свою подлинную ответственность и за духовную жизнь народа нашего, и за его исторический путь, дабы, не повторяя ошибок, укрепляемые силой Божией, идти вперед по этой еще никому не известной дороге к будущему, с надеждой на то, что Господь приклонит Свою милость к народу нашему и к Отечеству нашему, как Он неоднократно приклонял сию милость в течение прошедших веков, в течение трудного, но славного исторического пути.

Всех вас, мои дорогие, я приветствую с этим особым пасхальным днем, днем молитвы об усопших, днем воспоминания о прошлом и днем, когда мы к молитве об усопших присовокупляем и нашу молитву о милости Божией и о Его благословении на предстоящий нам всем — и народу, и стране, и каждому из нас — жизненный путь. Аминь. Христос Воскресе!

Источник:  Официальный сайт Московского Патриархата
Наверх