Проповедь в день празднования Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа. 1965 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Праздник в честь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа установлен в Православной Церкви со времени перенесения его в 10 веке из Эдессы в Константинополь.
Важность и значение праздника истекает не из самого события перенесения образа, а из воспоминаний о тех необычайных явлениях милости Божией, которые связаны с обстоятельствами явления и прославления Нерукотворного Образа, а так же из существенно необходимого для нас иконопочитания в деле нашего спасения.
О происхождении Нерукотворного образа Христа Спасителя известно следующее. Во время земной жизни Спасителя в Сирийском городе Эдессе был князь по имени Авгарь. Он заболел тяжкой, неизлечимой болезнью. Узнав о чудесах Иисуса Христа и не имея возможности сам прибыть к Нему, Авгарь послал в Иудею к Иисусу Христу своего слугу по имени Анания, с письмом, прося Господа прийти и исцелить его. Вместе с тем Авгарь приказал Анании, как искусному живописцу, написать тайно co Спасителя изображение лица Его, т. е. портрет Его. Сколько ни трудился Анания, он никак не мог изобразить сияющий небесной благодатью лик Иисуса Христа. Сердцеведец Господь, видя напрасные усилия Анании и усердное старание ero, потребовал воды, умылся, взял убрус, т. е. полотенце, и отерся им, и вдруг на этом полотенце отобразился или отпечатался Его божественный лик, т. е. начертался Нерукотворный образ Его. Господь отдал Нерукотворный образ Анании и сказал, что по вознесении Своем Oн пошлет одного из Своих апостолов, который нe только исцелит его совершенно от болезни, но и просветит его истинной верой. Как только князь Авгарь принял от Анании Нерукотворный образ Спасителя, так сразу же исцелился от своей головной болезни, но которая оставила следы на его лице.
По вознесении Господа один из семидесяти апостолов, Фаддей, проповедавший в Эдессе, пришел к Авгарю и чудесно исцелил его от последней болезни, а потом совершил над ним и Таинство святого Крещения. Князь Авгарь поместил Нерукотворный образ Спасителя над городскими воротами. Из далеких стран приходили христиане для поклонения этой святыне, и многие получали исцеления. Так Нерукотворный образ находился на воротах города и при сыне Авгаря. Но один из правнуков Авгаря, преданный идолопоклонству, хотел было снять образ и на ворота поставить идола. Тогда, по особому откровению Божию, эдесский епископ скрыл образ в стене, поставив перед ним зажженную лампаду и заложил камнями. Впоследствии, при нашествии царя персидского Хозроя, по указанию свыше Нерукотворный образ обретен был в стене и послужил к избавлению города от врагов.
Много было чудодейственных знамений от Нерукотворного образа как в самой Эдессе, так и по перенесении его в Константинополь, доколе, наконец, Господь опять скрыл эту святыню. По преданию, Нерукотворный образ при разгромлении крестоносцами Константинополя в 1204 году отправлен был на корабле в Венецию, но корабль погиб в море, и доселе корабельщики с благоговением указывают то место, где святыня скрылась в волнах, чтобы, может быть опять, когда будет угодно Богу, явиться миру христианскому.
Мы жe, находясь здесь, среди бесчисленных сект, отрицающих иконопочитание, должны твердо хранить истинную православную веру и помнить, что Православная Церковь на 7-м Вселенском Соборе произнесла анафему на не почитающих святые иконы.
Святая Православная Церковь учит, что «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющиеся иконе поклоняются существу, изображенному на ней» (догмат 7-го Вселенского Собора). Святые иконы и являются для нас священными книгами, написанными, вместо букв, лицами и вещами. Вот наглядное изъяснение догмата иконопочитания.
Однажды привели к царю-иконоборцу Льву Исавру православного христианина святого Стефана. Царь приказывает ему попрать ногами икону Христа Спасителя. Святой Стефан попросил царскую монету с изображением царя и спросил: «Чей это образ и написание?» Ему ответили: «Царский». Тогда святой Стефан плюнул на изображение, бросил его на землю и начал попирать ногами. Царь пришел в ярость, и все, окружающие царя, вознегодовали. Но святой Стефан сказал им: «Вот каково суждение ваше, безумные! Вы гневаетесь на меня за то, что я поругал образ земного царя вашего, который есть прах и пепел. Как же не гневаться на вас Царю царствующих и Господу господствующих, когда вы попираете святой образ Его, Его Пречистой Матери и святых угодников».
Да пошлет и нам Господь твердость в исповедании святой православной веры.
Аминь.