Проповедь в день праздника святого пророка Божия Илии в Ильинской церкви, что в Черкизове г. Москвы 2 августа 1952 г.
Для нашего общего назидания, мои дорогие, я хочу вам сейчас напомнить слова святого апостола Иакова из сегодняшнего апостольского чтения за Божественной Литургией.
Апостол Иаков говорит нам: “В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот мы ублажаем тех, которые терпели” (Иак.5:10-11).
Одного из пророков — славного пророка Илию — мы прославляем сегодня. Пророк Илия, как вы знаете, жил за девятьсот лет до Рождества Христова, именно в тот период жизни иудейского народа, когда большая часть этого богоизбранного народа, образовав отдельное Израильское царство, оставила веру своих отцов и перешла в идолопоклонство.
Пророк Илия имел горячее сердце и был великим ревнителем славы Божией. Он не мог терпеть поклонения своих единоплеменников деревянным и каменным идолам и выступал много раз со страстным словом обличения. Израильский царь Ахав, идолопоклонник, и особенно царица преследовали пророка Илию, и пророк испытывал на себе проявление злобы царя и царицы. Царица издала приказ убить пророка. Пророк Илия спасался в пустыне в пещере, в голоде и жажде, и страдания его были так велики, что он, молясь Богу, даже просил себе смерти. Но Бог ему смерти не дал. Бог незримо подкреплял его, и пророк еще ряд лет потрудился в деле проповеди истинной веры.
Слова апостола Иакова и пример злостраданий и долготерпения святого пророка Илии напоминают нам, дорогие мои, о том, что немало среди людей несчастных страдальцев, которых посещают те или другие скорби, беды, болезни, тревоги и испытания на земном пути.
Среди этих страдальцев немало вопиющих ко Господу своими воплями, своими воздыханиями. Немало среди этих воздыхающих к Богу таких, которым Господь Бог не сразу отзывается на их страдальческие вопли.
Что же делать страдающему сердцу, если оно плачет перед Богом и Бог медлит исполнить эти просьбы сердца? Ведь так не сразу отозвался Господь на вопли евангельского иерихонского слепца и на слезы женщины-хананеянки, которая просила у Господа милости и исцеления своей дочери.
Не отчаивайся, скорбящий брат мой, не падай духом, унывающая сестра моя! Если твоя мольба, как кажется тебе, не сразу бывает услышана Господом Спасителем, напоминай себе Его слова: “Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?” (Лк.18:7). Продолжай просить Господа своего о своей беде, о своем горе, о своей нужде. Он — Неиссякаемый Источник любви: “…Бог есть любовь” (1Ин.4:8). И ты своим сердцем не можешь не услышать, своими духовными очами, очами веры, не можешь не увидеть того отклика, каким Господь отзовется на твои воздыхания и всё сделает, если это нужно, для твоего вечного спасения.
А в ожидании милости от Господа, чтобы найти себе подкрепление и утешение в своих просьбах и мольбах, обращенных к Богу, постарайся остановиться своим взором духовным на всем роде человеческом и на самом себе, вникни в существо страданий, какими посещает тебя Господь, подумай о той жизни, какая ожидает тебя по смерти, — и ты во всем этом найдешь для себя подкрепление и ободрение.
Посмотри вокруг себя. Все мы знаем, сколько слез орошает нашу грешную землю. Все мы знаем, как часто за днями ликования, за днями радости человеческой наступают дни скорби и плача, как ясные дни сменяются пасмурными и дождливыми. Может быть, ты скажешь: какое же утешение можно найти в том, что мы видим слезы и горе и вокруг себя? Может быть, это только увеличит наши скорби и удрученное состояние духа?
Нет. Вот ты посмотришь на других людей и скажешь самому себе: не я один страдаю, каждый несет то или другое страдание в своем теле или в своем сердце. Чем же я лучше других людей, чем же я выше их, ибо я перед Господом грязен в своих грехах? Вчера я благоденствовал, сегодня я страдаю, а другие сегодня благоденствуют, но не избегнут в своей земной жизни своих испытаний и своих страданий.
Посмотри внутрь себя. Положи на одну чашу весов строгой и нелицеприятной правды свои страдания, на другую — свои грехи, и, может быть, ты скажешь самому себе: за свои грехи я заслуживаю еще больших испытаний. Может быть, ты повторишь слова святого псалмопевца: “Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам…” (Пс.102:10).
Подумай в эти минуты своей скорби о самой сущности страданий и испытаний, — не станет ли тебе понятно, что всякое страдание оказывает душе великую пользу и нередко бывает необходимо для нас, как огонь, очищающий золото.
Подумай и о том, что страдания и испытания научают нас ценить счастливые и радостные дни нашей земной жизни. Если бы не было у нас несчастливых дней, дней испытаний и болезней, мы не умели бы ценить всех дней радостных и счастливых, когда мы сами здоровы, когда у семейных людей дети счастливы и здоровы, когда мы можем славить своего Господа в святом храме, когда мы, бодрые и здоровые, приходим сюда и с открытым перед Богом сердцем воспринимаем в себя всю силу Божиих благословений и Божиих милостей, какими насыщает нас Господь через Святую Церковь в Своих храмах.
Подумай о будущей своей жизни, какая ожидает каждого из нас. Что говорит святой апостол Петр? Он говорит: “Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете” (1Пет.4:13).
Напоминай себе слова Господа Иисуса Христа: “Блаженны плачущие, ибо они утешатся” (Мф.5:4). Ведь в страданиях Господь подает нам возможность проявить одну из завещанных Господом добродетелей. Ты хочешь помочь голодному, но, может быть, у тебя сейчас нет лишнего куска хлеба; ты хочешь совершить путешествие ко святым местам, но у тебя нет для этого здоровья и средств. А вот потерпеть скорби и испытания — это может каждый из нас. И в безропотном перенесении их, в проявлении нашей христианской добродетели — терпении — великая наша перед Богом христианская заслуга. “…Претерпевший… до конца спасется”, — говорит Господь Спаситель (Мф.10:22).
Не переставай, дорогой мой, вопиять ко Господу из глубины своей страдающей души, вкладывай в свою молитву всю свою веру в Бога, всю свою сладкую надежду на Бога.
Если родной отец не положит камня в руку сына своего, просящего хлеба, Отец ли Небесный не подаст Своей милости в руку того, кто простирает ее к Нему с верою, что любовь Небесного Отца неисчерпаема? Не так ли питал Господь Своею милостью и святого пророка Илию?
Когда-то евангельский слепец около города Иерихона обращался с воплем к проходившему Спасителю: “Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!” (см.: Лк.18:35-43). Люди его удерживали, требовали, чтобы он замолчал, а он еще громче повторял этот крик своей исстрадавшейся души. Этот вопль слепца еще раз напоминает нам о силе веры и о силе нашей надежды.
О том же напоминают, мои дорогие, и слова Спасителя, какими Он завершил Божественное чудо исцеления этого слепца: “…вера твоя спасла тебя”, — сказал Он этому страдальцу. Те же слова, как вы знаете, Господь Спаситель сказал и кровоточивой женщине, которая избавилась от болезни через прикосновение к одеждам Господа Иисуса Христа, и исцеленному Им прокаженному (Мф.9:20-22, 8:2-4).
Спасает человека, конечно, благодать Божия, всемогущество Божие. Но спасает только тогда, когда человек с верой обращается к Богу. Потому и сказал Господь: “…вера твоя спасла тебя”. Он видел ту веру, которая подвигла этого иерихонского слепца обратиться ко Господу со своим молитвенным воплем.
Вера имеет великую силу привлекать благословения Божий, действия всемогущества Божия. Господь никого не заставляет насильно веровать в Себя. Ни от кого из нас Он не отнимает того дара, которым наградил нашу бессмертную душу, — ее свободу, свободную волю. Он зовет к вере в Себя. Он ждет, чтобы мы своим сердцем обратились к нему. “Сын Мой! отдай сердце твое Мне…” — говорит Господь (Притч.23:26).
Он сказал еще в дни Ветхого Завета: “…обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам” (Мал.3:7). И как обильно течет поток благодати Божией в то сердце, которое открывается перед Богом и обращается к Нему за Его благодатной помощью! Как радует, утешает, подкрепляет, исцеляет Господь верующее в Него сердце, отзывающееся на Его Божественный голос и идущее за Ним!
“…Вера твоя спасла тебя”. Вера не мертвая, не та вера, которая сияет только в исповедании нами истин веры, но вера такая, которая обнимает всё внутреннее существо человека, когда наш ум любит думать о Господе, когда наше сердце жаждет с Господом жить не разлучаясь, когда наша воля хочет исполнять заповеди Божий и вести нас этим путем.
Спасает та вера, которой воодушевлялись мученики, которая укрепляла апостолов, которая порождала ревность о славе Божией в душе пророка Илии, которая давала силу духа подвижникам и изгоняла грешников из их домов в неведомые пустыни, чтобы там слезным покаянием испрашивать у Господа прощения за всю долгую, страстную, порочную жизнь.
Такая вера вдохновляет и нас, живущих, жить по заповедям Божиим, беречь сердце от греха, очищать его, когда оно загрязняется, и идти за Господом даже до последнего своего издыхания.
Такая вера, вера живая, спасает нас. Так и слова Господа Иисуса Христа говорят нам о силе веры нашей и о силе надежды нашей, с которыми мы обращаемся ко Господу, воздыхая перед Ним в своих скорбях и страданиях.
Вера поддерживает надежду, а надежда укрепляет веру. И они вместе, в святом содружестве, — вера и надежда — ведут нас к будущей вечной жизни, в дом нашего Сладчайшего Небесного Отца.
О, пусть, мои дорогие, огонь этой святой веры, свет этой святой надежды на милосердие Божие будут в нас до конца наших дней, будут движущей силой на всем нашем жизненном пути. Они спасут нас, укрепят нас и ободрят среди любых скорбей, болезней и испытаний.
Наша вера и наша надежда привлекут к нам милости Небесного Отца и при последнем нашем издыхании, в самую страшную минуту нашей жизни, когда душа будет разлучаться с телом, чтобы предстать пред лицо Божие и дать отчет Господу за прожитую жизнь, укрепят наш дух, трепещущий при переходе в вечную жизнь.
А в вечной жизни и вера и надежда, которыми мы живем, которыми мы дышим, которыми мы вдохновляемся, спасаемся от бед и избавляемся от скорбей, будут источником жизни радостной, счастливой, блаженной у нашего Небесного Отца.
Господь назвал всех вас Своими детьми, повелел обращаться к Нему, как к своему родному и любящему нас Отцу, и Он никогда не оставит в любой нужде Свое дитя без Отеческой ласки, как не оставлял Своих пророков, апостолов, мучеников и всех Своих верных Ему детей.
Утешайтесь, дорогие мои, и ободряйтесь на своем жизненном пути верой и надеждой!
ЖМП № 12 за 1952 г.