Проповедь в день памяти святого пророка Божия Илии в Церкви Илии Пророка в Черкизове 2 августа 1960 г.
Сегодня праздник в честь славного Пророка Божия Илии: сегодня престольный праздник того храма Божьего, под сводами которого мы с вами собрались сейчас молиться. Поздравляю вас, мои милые, дорогие во Христе братья и сестры, с нашим праздником!
Пророк Илия Святою Церковью называется “Славным Пророком”; он возвышается над многими другими пророками Ветхого Завета своею необычною жизнью, своими подвигами и необычным окончанием своего земного подвига. Вы слышали и знаете, что Пророк Илия называется “Илией Фесвитяниным”. Не отец его был Фесва, а он был родом из города Фесвы в Палестине и потому назван в Слове Божием и у святых отцов Пророком Илией Фесвитяниным.
О его рождении сохранилось древнейшее предание, записанное у святого Епифания. Прежде, чем родиться Илии, его отец по имени Савах удостоился таинственного видения: он видел новорожденного младенца, которого благообразные мужи повивали пламенем и питали огнем пламенным. Он об этом рассказал Иерусалимским священникам, и те в один голос воскликнули: “Свят и светел будет тот, кто родится от тебя!”
Пророк Божий Илия, как знаем мы со страниц святой Библии, своим безграничным послушанием Слову Божию, своею безупречною чистотою (он был первым совершенным девственником в Ветхом. Завете), своею ревностью о славе Божией, своею любовию к молитве, своим аскетическим, подвижническим образом жизни воистину был велик и славен перед Богом и людьми. Люди называли его при жизни человеком Божиим, и, когда встречались с ним, падали ниц перед ним, прозревая великую силу Божию, великую славу, которую имел этот Пророк Божий Илия.
Когда он жил на земле? Давно. Он жил в IX веке до Рождества Христова, значит почти 2900 лет назад. Но “в память вечную будет праведник” и особенно такой праведник, каким был, как мы знаем, Святой Пророк Божий Илия.
Вы знаете, что древнеиудейский народ, которому Господь Бог вверил тайну рождения в некое время Спасителя Мира, которого Господь Бог научил вере в Единого Истинного Бога, этот народ временами терял эту веру или ослабевал в ней: временами цари Израильские, древнееврейские, впадали в идолопоклонство, поклонялись идолам и увлекали поклоняться идолам свой народ. И в такие времена Господу Богу угодно было посылать на землю к людям пророков — особых людей, одаренных Богом даром пробуждать человеческую совесть и звать людей от идолопоклонства к истинной вере в Единого Бога.
И было такое время, когда Израильский, древнееврейский царь Ахав впал в идолопоклонство (это было в IX веке до Рождества Христова), поклонялся идолам Ваалу и Астарте, построил капища для этих идолов, и не только призывал, но и приказывал своему народу поклоняться этим идолам. В это время Бог воздвиг среди древнееврейского народа славного и великого Пророка Илию, который ревностно, не взирая ни на какие опасности, являясь перед лицом самого Ахава-царя, проповедовал веру в Единого Бога и звал людей не идти в идолопоклонство, а хранить переданную отцами и прадедами веру в Единого Истинного Бога.
Вы знаете, что многие чудеса творил славный великий Пророк Илия. Для вразумления людей, помолившись Господу, заключил небо на три с половиной года, и была засуха по всей земле, а потом, по внушению Божию, помолившись, он опять открыл небо. Пролился дождь и произросли плоды. Этими знамениями, этими чудесами Пророк Божий Илия подкреплял свою проповедь о Едином Истинном Боге.
Он проповедовал веру в Бога, потому что знал, что вера в Единого Истинного Бога — это высшее проявление души человека; это то, что составляет счастье для человеческой души и для всей человеческой жизни.
Мы только что упомянули о том, что он веровал в то, что вера в Единого Истинного Бога (и об этом он проповедовал) составляет высшее проявление человеческой души и высшее счастье для души человека. Значит он знал о том, что в человеке, кроме тела, которое мы видим, живет душа, которую мы не видим? Конечно, он об этом хорошо знал. Ведь еще за 150 лет до его явления в мир с проповедью веры в Единого Истинного Бога, о душе человеческой так много говорил другой пророк и царь иудейский Давид. Мы знаем слова Пророка Давида: “Изведи из темницы душу мою”; “Благослови, душе моя Господа”; “Хвали, душе моя, Господа”; “Жива будет душа моя”; “Не оставиши, Господи, души моей во аде”. Мы знаем эти слова Пророка Божия Давида, и мы не вспоминаем сейчас (для этого не достанет времени) о раннейших исповеданиях веры в бессмертную душу человека у святых Божиих людей Ветхого Завета. И святой Пророк Илия, проповедуя веру в Единого Истинного Бога, проповедовал тем самым о бессмертной душе человека, имея которую человек должен беречь свое сокровище — истинную веру в Единого Бога.
Мы сказали, что вера в Единого Истинного Бога — это высшее проявление души человека. Высшее, — значит есть и другие проявления души в человеке, по которым каждый знающий себя, может без предубеждения сказать, что кроме бренного тела в нем живет душа. Сравните человека с животным, с самым высшим животным на земле, — вы увидите, — какая глубокая пропасть лежит между человеком и животным. И животные, по крайней мере домашние или прирученные, имеют в себе и проявляют низшие чувства: по-своему радость, когда встречают хозяина, по-своему грусть и печаль. Вы знаете из жизни преподобного Герасима — Иорданского древнего подвижника, как он встретил льва, имевшего занозу в своей лапе и страдавшего от этого, вынул безбоязненно эту занозу из лапы льва, омыл лапу водой и обвязал ее тряпицей, и лев стал как бы домашним ручным животным и сопровождал всюду преподобного Герасима. А когда Герасим скончался, лев пришел к нему на могилу, лег, не ел, не пил и издох от грусти.
Следовательно животным свойственны своего рода и грусть, и радость, и своего рода смышленость; но посмотрите и сравните это с разумом человека, с его сознанием. Разве у животного есть разум, которым Бог наделил человека; разум, который проникает в тайны природы, поднимается в космос, вверх, проникает в недра земли, который открыл столько тайн в природе, и мы не знаем, сколько еще он откроет тайн?! Разума нет у животных, а есть только низшие чувства. Нет у животных сознания, которое есть у человека. Животное не сознает того, что оно делает, оно делает по инстинкту, вложенному в него, а человек сознает все. Он сознает, что он — человек, он сознает, что он живет, он сознает, что он умрет, он любит, он вступает в дружбу, потому что он сознает, потому что у него есть сознание, и следа которого нет ни у одного животного.
У человека есть совесть, которая его терзает временами, когда просыпается и говорит в нем, которая утешает и ласкает его, когда человек живет по-доброму, по-хорошему. Она одобряет его добрые поступки. У животного нет и намека на совесть.
Как я сказал, глубокая бездна лежит между человеком и животным. У человека есть свободная воля, которой нет у животных. Человек может, в силу своей свободной воли, избрать себе любую профессию, любой труд: может переехать с одного места в другое, сделать то, что ему хочется. Этого у животных нет. Если собака бежит из одного места в другое, или ищет может быть чутьем, инстинктом воду среди засушливой местности, так это не потому, что она что-нибудь сознает, а потому, что такого рода инстинкт заложен в животного. Только у человека есть сознательная жизнь и свободная воля, которых нет ни у одного животного.
У человека есть дар речи, этот великий Божий дар, которого нет и не может быть ни у одного животного. Животные издают только нечленораздельные звуки, или могут, как наученный попугай, по слуху повторять одни и те же слова, не отдавая себе отчета в том, что он говорит. А человек имеет дар речи! Он этим даром может воспользоваться для блага своего и людей, или во зло людям, но он наделен этим великим даром, возвышаясь им над всем животным миром!
И, наконец, человек, только человек имеет (никакое животное не имеет) веру в Бога. Это чувство присуще только человеку одному. И вот, если бы человек и не знал Библии и Евангелия, может быть никогда не читал их, или не хотел читать, не знал бы, что в нашем бренном теле есть душа, то он мог бы понять, если бы захотел, что этот разум, это сознание, эта совесть, эта вера в Бога, то, что отличает человека от животного, составляет душу человека. Это не тело человека, это душа его, бессмертная душа, которая вложена в наше бренное тело Господом Богом; и высшее проявление души человека — это вера в Господа Бога и в свое бессмертие.
Потому мы и говорим, что Пророк Божий Илия, проповедуя веру в Бога среди идолопоклонников — своих соотечественников древних евреев, проповедовал то, что составляет и высшее проявление души, и высшее достоинство человека: ведь вера в Бога соединяет нашу бессмертную душу с Богом, вводит нашу душу в мир духовный, невидимый и соединяет с ним через молитвы крепкими узами.
Вера в Бога составляет высшее счастье для души человека, ибо она дает ему силы переносить скорби и страдания; она открывает перед ним будущую светозарную, для истинно верующего человека, нескончаемую жизнь, которая не прекратится никогда. Потому она является достоянием нашей бессмертной Богоподобной души, которая никогда не умрет и которая живет невидимо для нас, в нашем бренном теле, в свое время подлежащем неизбежной смерти и неизбежному тлению до всеобщего восстания мертвых, когда из праха нашего Господь Бог Своею Божественною Всемогущею Силой воздвигнет наши тела, чтобы они соединились с нетленными душами.
Пророк Божий Илия проповедовал веру в Единого Истинного Бога, проповедовал веру, зная своим верующим сердцем, что вера — это лучшее украшение, лучшее богатство, лучшая драгоценность для человека. И после него восставали многие пророки, и после него через 900 лет явился на землю Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, Который научил людей, как надо жить, чтобы войти в Царство вечное Небесное, Который открыл нам все тайны жизни души человека. А после Него, по Его заповедям, по Его завещанию проповедовали веру в Единого Истинного Бога, и теперь уже — в посланного Им Господа Иисуса Христа и в Духа Святаго Животворящего, отцы и учители Церкви Нового Завета.
Мы веруем, что Господь Бог, сказавший “Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее”, до скончания века сего будет в Церкви воздвигать проповедников веры в Единого Истинного Бога, чтобы поддержать, укрепить веру в людях, чтобы пробуждать их совесть и сказать им еще и еще раз, что в бренном нашем теле живет бессмертная душа, которая призвана к вечности, и к вечности блаженной, к вечности радостной, к вечности вечного счастья жизни с нашим Господом Богом, который даровал нам жизнь и Который Один волен взять ее, когда Ему будет угодно. И мы заповеди святых пророков, заповеди Господа нашего Спасителя, заповеди святых апостолов и учителей Церкви, проповедников веры, будем хранить в своих сердцах, чтобы вера в Бога, и в посланного Им Иисуса Христа, и в Духа Святаго Животворящего, жила в нас до конца дней наших, до последнего издыхания, чтобы с этой верой, чтобы со словами, с какими умирают многие верующие люди:
“Господи помилуй”, когда уже коснеет язык и готова отлететь душа от тела, чтобы с такой верой в Господа каждый из нас в свое время отошел ко Господу.
А пока мы живем, да будет вера украшением нашей жизни, счастьем нашей жизни, богатством нашей жизни, да будет она источником радостей для нас, поддерживающим нас в минуты наших неизбежных страданий и болезней. И Господь Бог, по милости славного Своего Пророка Илии, который проповедовал веру в Бога за 900 лет до Рождества Спасителя, да укрепит всех нас в этой вере.