Мученик Виктор
Прп. Иоанна, ученика св. Григория (икона) Декаполита....undefined >>

Проповедь в день памяти преподобного Моисея Угрина 8 августа 1999 г.

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую со святым праздничным воскресным днём. Память преподобного Моисея Венгра сегодня праздник, чудотворца Киево-Печерской лавры. Нетленными мощами почивает он в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Слышали его чудное житие. Как он победил блудную бесовскую страсть. Как он попал в плен, будучи монахом Киево-Печерской лавры, и как в плену прельстилась им одна полька — развратная баба молодая, и как она издевалась над ним, стараясь его прельстить на похоть свою. Ослеплённая была похотью своей, это не любовь была, это похоть, как и у нынешней молодёжи сейчас — не любовь, а похоть, беснование мяса, тела человеческого беснование. Так и тогда именно претерпел преподобный Моисей тяжкие испытания: и раздевала она его, и сама перед ним раздевалась, и дорогими винами спаивала его, и ложила в кровать его с собой — все мерзости творила, которые даже и стыдно слушать. Как описывает нам преподобный Нестор летописец в житии святых, — да вы, бабьё, должны знать свои все грехи, своё бесноватое существо. Когда похоть мучит, когда ты и сам невменяемый на стенку лезешь, да и всё. Ваше состояние многих — девяносто девять процентов такое почти. Мало очень в чистоте живущих людей.
А преподобный Моисей молился, а преподобный Моисей терпел, а преподобный Моисей взывал: «Ко Господу воззвах, и Господь услышит мя». Преподобный Моисей знал: он монах, посвящён Богу, девству, чистоте, — и никакого вонючего блуда да не должно быти. Он был верен Богу. И как чудно он говорил: «Разве кто спасся, когда женщину слушал? Никогда». Женщина Ева только Адама соблазнила, женщина другие соблазны кругом производила в истории Ветхого Завета. Женщину Ирод послушал и убил Иоанна Крестителя. Кругом ваши грехи, бабы, ваши. Внимательно читайте житие и мысли преподобного Моисея.
И как преподобный Моисей терпел: оскопила она его в ярости, что не может им овладеть. Преподобный Моисей едва не умер от потери крови, с палочкой потом всю жизнь ходил, но победил. Как он предсказал этому нечестивому королю польскому смерть преждевременную бесславную, так и этой бабе за нечестие тяжкая смерть её была, позорная смерть её была.
А преподобный Моисей, Господь дал, возвратился в лавру Киево-Печерскую, был великим угодником Божиим, подвизался победивший беса и многим братиям помогал, кем обуревал бесовский пламень плотских страстей, и многих спасал от погибели и по своей кончине, когда нетленными мощами он лёг в пещеры Киево-Печерской Лавры.
Преподобный Иоанн Многострадальный тоже боролся тяжко. Они и рядышком вместе лежат почти в одном проходе коридора лаврских пещер. Вот и к нему пришёл брат, он дал часть от мощей — кость преподобного Моисея: «Приложи к себе, и оставит тебя блудная брань». Очень многим помогал преподобный Моисей — сам искушен, может и искушаемым помощи.
Помогал и помогает, кто молится обуреваемый блудной страстью. Часто говорю, от этого беса блуда никто не гарантирован. Ложные те праведники лишь только мнимые, по наружности, говорят, что не-не-не, мною не обладает. Всеми бес блуда обладает, и схимниками, и патриархами, и митрополитами, и протоиереями, и иереями, и евреями, и мирянами, всеми обладает бес блуда. Все на этом мытарстве споткнутся. Из вас кто мимо прошёл беса блуда? А ну, подними-ка руку хоть один мне.
Всех обуревает. «От юности моея мнози борют мя страсти (вздох), но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой». Если не телом, мы душой мучаемся, страдаем. Особенно боюсь, когда детей мы блудом мысленным оскверняем, друг друга мысленно оскверняем, юношей, девушек, взираем с похотью на них и оскверняем. От этого страдают особенно дети, особенно юные существа, от наших гадких, блудных взглядов, помыслов наших. Этого беречься надо. Не причинять муки ближним своим. Преподобный Моисей да будет нам всем примером. Многие приходят в храм не молиться, а на священников, на монахов смотреть. Помню в Одессе, когда я был в монастыре, одна пришла, — Боже мой, на что ж она похожа, и кричит: «С генералом — была, с адмиралом — была, с матросами — была, монаха хочу.» Ну, пришлось её в психдом. С ума сошла она, в буйное отделение поехала после этих мыслей на монахов. Вот и смотрят на монахов вожделенно, на священников вожделенно — это бабья немощь очень большая. Бегают за ними, как ото тёлки, несчастные. Это великий, проклятый, смертный грех. Вы оскверняете благодать священства, вы этим самым оскверняете похотью своею благодать монашества — объятия Отча — великий смертный грех. Мы идём не на священников смотреть в храм, Богу молиться идём. Предстоим перед ликом святым. А как бес смущает многих на иконы святые, с какой похотью смотрят на распятие Креста Господня — очень тяжкий грех. Почему об этом всегда вздыхать ежедневно нужно: «Господи, блуд наш мысленный прости, Господи. Страсти наши, Господи, прости. Мрак наш, мразь нашу внутреннюю прости, Господи», — каяться всегда нужно. Не скрывать этот грех. А содомские разные извращения, о которых постыдно говорить! И преподобный Моисей да поможет нам. «Ой, эта тема стыдная такая, нельзя говорить, чего там за неё говорить». Как же? Эта тема животрепещущая, от этой темы, если мы будем умолкать, мы многие погибнем на мытарствах. Все споткнёмся на этом мытарстве, если мы не осознаем, не раскаемся в своей греховности, конечно, будет плохо очень. Так что дай Господи нам осознавать немощи свои. Немощи всех борят, без исключения. И юность беснуется, и увлечения, и всё. Вчера вечером говорил: дай Господи нам чистоту мыслей таких — видеть в каждом человеке образ и подобие Божие, красоту божественную видеть, радоваться этой красоте. Именно это духовное ведение красоты, как Достоевский писал, «спасёт мир». Не какая-то красота простая, а именно духовное ведение красоты. Грязи никогда не чувствовать друг к другу, похоти, совокуплений и прочей нечисти. Подальше, стыдно должно быть подумать. Чувство стыда должно быть постоянно в нас, вот тогда мы победим похоть. Если нам не стыдно будет, — мы уже потерянные, мы бесстыжие тогда существа, прости Господи. Преподобный Моисей мог бы сказать: «Что ж, я — безвольный, я — в плену, я должен исполнять то, что мне повелевают». Ну и что бы, ну был бы простой мужик — поляк, да и всё. В польскую веру пришли, перекрестили б его, и погибель бы вечная была. А победил мужественно всё, в вечность вошёл и нам примером из бессмертия служит. И нам нужно побеждать искушения, не идти на смертные грехи.
Преподобный Амвросий Оптинский так любил весь народ, он говорил часто: «Братия и сестры, прощаю вам наперёд все ваши мелкие грехи. Только не грешите смертными грехами. Блудом особенно не грешите. За эти грехи тяжко придётся отвечать и на Суде Божием».
Почему в сегодняшний день со вздохом мы все молимся: «Преподобный Моисей, нас всех, сто процентов здесь стоящих, борят эти страсти. Мучает бес, особенно мысленного блуда, мысленной скверны; такие извращения, такие гадости, такие видения, такие сны бывают, что ни в сказке сказать, ни пером описать. С такими мыслями друг на друга смотрим, прости нас; ты победил, преподобный Моисей, и нам благодатной помощью твоей помоги побеждать. Видеть в каждом человеке не мясо, а Божию красоту, образ и подобие Божие, чистоту помыслов, чистоту взглядов и постоянно чистоту стыда». Только лишь грязь, какая придёт на ум, — Господи милостив, да что ж я творю, прости меня, стыдно даже и подумать! Если будет постоянно чувство стыда, совесть будет тебя обличать в неправоте, значит, будет и исправление. Вразуми нас, преподобне отче Моисее.
И когда кого Господь сподобит побывать в Лавре Киево-Печерской, земной поклон сделай у его гроба. Попроси его помощи, чтобы преподобный Моисей нетленными своими мощами наши страсти, наши немощи, наше беснование плоти исцелил и обновил и дал нам силы духовные жить в чистоте, правде и святости, Богу угодить и наследовать Царствие Небесное. Аминь.
Таков праздник в сегодняшний день — преподобного Моисея. Всегда ему молитесь со вздохом, Иоанну Многострадальному и Моисею Угрину, о чистоте своей жизни.
Святошами искусственными нечего быть — «я без страстей», все со страстями, все с пороками, все с немощами. Бесстрастными будем лежать во гробе уже с деревянным крестом. Вот тогда страсти умрут, но начнётся новая жизнь, мытарства начнутся. Об этом мы должны рассуждать. Вот тогда всё откроется — правда Божия и вся наша неправда человеческая раскроется. Вот об этом помоги Господи не бояться, а размышлять, осуждать себя, не самооправдывать свои грехи. Кто-то меня соблазнил, кто-то до меня дотронулся. Если ты сам не дашь повод — никто тебя не соблазнит. Если ты сам не дашь повод — никто до твоей задницы не дотронется. Так что от нас всё зависит самих, я б сказал бы покруче вам, но я в святой церкви нахожусь. Я думаю, вы поняли меня все. Всё, без слов понятная проповедь, вот так.
Прошу, стремитесь к чистоте! Сам борюсь, сам стыжусь, самого обуревают помыслы, никуда от этого я не денусь, сам грешный человек, сам исповедаюсь за каждой литургией вслух в алтаре свои немощи и учу вас также не таить в себе гной этот, мрачным сосудом быть, внутренние скляницы очищать, выворачивай из себя. Но предупреждаю: никогда исповедь не превращайте в порнографические рассказы свои — это уже мерзость. Факт греха — всё ясно священнику, а то начинают, или священники есть опытно слабые, или болящие, может быть, такие обуреваемые, и начинают — как, куда, а что, и пошёл. Не нужно этой мерзости. Факт греха есть — прости, Господи! Господь всё остальное весть. Эти грехи никогда не афишируют, но и вместе с тем постоянно до гробовой доски борются.
Я вам как-то рассказывал, у нас был один схимник в монастыре, почти ж девяносто лет, — нет, не схимник, просто архимандрит был, в Глинской. Мы ему говорим: «Отец Власий, схиму уже принимай». — «Не могу, меня страсти мучат». — «Господи, девяносто лет — ещё у тебя страсти?» — «Э, — говорит, — отец Савватий (я тогда ещё Савватий был), ты не знаешь ещё, что в старости бывает, как дуреют». Вот так.
А я потом и задумался — ой, Господи, не дай Бог, и это меня ждёт такое. Так что и нас, мы не знаем, что нас ждёт в старости, какая дурь, какое искушение.
Только лишь надежда на Господа, и молитвами преподобного Моисея и всех преподобных отцев да поможет Господь победить. Всегда молюсь, когда «Отче наш» читаю: от тяжких непосильных искушений, от тяжких непосильных соблазнов сохрани меня, Господи, в день сей и в дальнейшей жизни моей. Вот так и вы всегда молитесь, просите, чтоб непосильные искушения, которые нам не по силам, проходили мимо нас, чтобы Господь всем нам даровал по силам жизни нашей земной. Аминь.
Сейчас оканчиваем службу Божию, по милости Божией, в нашем храме. Кто был у исповеди — причащаем Святых Христовых Таин. Молебен совершаем, преподобному Моисею помолимся. Акафист очень хороший составленный ему. Кого дюже бес мучит — читайте акафист. Лавра Киево-Печерская выпустила редкие акафисты лаврские — там напечатан акафист преподобному Моисею. Кого бес одолевает, — молись, почитай акафист, попроси помощи.
Обязательно помощь придёт свыше уже, с небес, по молитвам преподобного Моисея. И тогда пойдёте домой отдыхать.
Завтра — великий праздник, престольный праздник Горы Афонской, нашего Пантелеимонова монастыря, память святаго великомученика и целителя Пантелеимона.
Как живой нас всегда встречает всех в храме нашем святой великомученик Пантелеимон — образ его со святыми мощами.
Мысль такая пришла: на Афоне всю ночь молятся — помолиться ночью, всенощное бдение совершить. Но, а потом же, а как вечерня — когда молитвы читать, когда повечерие, когда утреня? Сложно получается. Так что будем, наверное, потом я подумал, ревность не по разуму не проявлять. На Афоне — там уже установившийся порядок; мы же будем как молились, так и будем, наверное, молиться, так? Афонить не будем. Или будем ночью молиться? Я, честно говорю, — люблю спать, сразу говорю, если вы заставите меня ночью — я подушку принесу в алтарь. Это я вам исповедую свой грех. А вы как хотите. Фарисействовать я не буду. Наверное, в четыре часа послужим всенощную под целителя Пантелеимона афонским уставом: вместо «Честнейшей» — запевы попоём, величающие великомученика и целителя Пантелеимона. Почитаем повечерие, вечерние молитвы, а завтра, как обычно, будем совершать утренние молитвы, полунощницу, акафист великомученику и целителю Пантелеимону почитаем, затем литургию торжественно совершим соборную и совершим крестный ход с образом целителя Пантелеимона вокруг храма и молебен с водоосвящением. Так или нет? Или ночью будете молиться? Будем отдыхать, поломается у нас богослужебный устав, когда вечерние молитвы читать, когда повечерие, не знаю даже, разлаживается. Как уже привыкли мы, как наш организм уже заучен, так и будем молиться во славу Божию. А кто желает почитать акафист ночью целителю Пантелеимону, — аж бегом, только лоб не разбейте от усердия во славу Божию. Вот так.
Праздник целителя Пантелеимона. О всех болящих, страждущих, о юношестве будем молиться в завтрашний святой день целителю Пантелеимону.
И преподобного Германа Аляскинского праздник в завтрашний день — подвижника Валаама, просветителя Аляски и севера Америки.
Во вторник у нас праздник — Смоленской иконы Божией Матери Путеводительницы «Одигитрии» и святителя Питирима, епископа Тамбовского, праздник. Совершать будем службу Божию и освящать воду в честь Одигитрии — Путеводительницы, Смоленской иконы Божией Матери.
В среду у нас будем петь акафист братский Успению Божией Матери: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая».
В четверг — память святого мученика и чудотворца Иоанна Воина. Всех нас встречает святой великомученик Иоанн Воин иконой со святыми мощами и провожает. Наш сторож, наша защита, наша надежда и помощь небесная. Будем совершать святую службу Божию в четверг мученику Иоанну Воину.
В пятницу — предпразднство Всемилостивого Спаса, праздник — крещение русского народа, предпразднство и день мученической кончины священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Будем совершать святую службу Божию святым новомученикам земли Русской и предпразднство Всемилостивого Спаса.
В четверг у нас — да, заговление, слава Богу, на Успенский пост.
Пятница — постный день.
А суббота, уже первый день поста Успенского, будет праздник Всемилостивого Спаса или, по- народному, Макковеев, день крещения русского народа, — особую службу будем Крещения Руси совершать в субботу. В пятницу вечером, в конце утрени, торжественно будем выносить Крест святой, окружённый васильками, и петь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» и совершать в субботу пред- празднство Крещения Руси — медовый Спас, мёд освящаем, первый Спас, нового сбора. Потом семена все освящаются зерновые — воздаём благодарение за новый урожай милости Божией.
В субботу совершаем молебен и крестный ход в память Крещения Руси. Молебен с водоосвящением совершаем; освящаем благовонные зелья, плоды, освящаем зерно и мёд нового урожая.
В воскресенье будущее Успенский пост и память первомученика апостола и архидиакона Стефана, совершать будем святую службу Божию.
В тот понедельник соборовать уже будем первый раз, во дни Успенского поста. Я расписание дал соборования. Вывесили? Три раза я назначил соборование — два понедельника и в пятницу, накануне праздника Успения Божией Матери, пособоруем народ в Успенский пост. Пост маленький — две недельки, так что будем всё сжато делать во славу Божию. А там уже будем ожидать праздник Успения Божией Матери. Детвору в школу попровожаем и сами будем продолжать жизненный подвиг нести свой.
Всё рассказал, всё объяснил, значит, завтра — целителя Пантелеимона, служим великий праздник годовой. Не знаю, автобус будете заказывать или нет на завтра, как вы там? Решайте, народ, сам. Мне оплачивать автобус нечем, казна пустая полностью, нечем совершенно, отощали совершенно. А как дальше? Бог его знает, всё в руках Божиих.
Во вторник — Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии» и святителя Питирима Тамбовского, совершаем службу Божию.
В среду — поём братский акафист Успению Божией Матери.
В четверг мученика и страстотерпца Иоанна Воина — службу совершаем.
В пятницу — предпразднство Всемилостивого Спаса и священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, день мученической кончины.
В субботу — Всемилостивый Спас: медовый первый Спас, по милости Божией, или, по-народному, Маккавеев. Не обозначает это — мак нужно освящать. Это колдуны только этим маком ходят посыпают и всё прочее. Это колдовское дело. Мак — освящаются семена мака, как любое другое, как семена пшеницы, зерно овса, ячменя и всё. И никакого колдовского действа мак не имеет. Это только люди в погибель колдуют себе. Мак носят, себе в карманы сыпят, в борщ сыпят. Ещё суеверие: мужик не хочет, ничего не признаёт, — а она ему воду подливает в борщ, в суп, толкёт эту просфорку, куда-то суёт ему. Не мечите бисера свиньям под ноги — они его потопчут. Не понимает человек, не признаёт — нечего святыню давать человеку. Придёт время, когда Бог его по молитвам нашим призовет к вере, — он сам попросит и водички святой, и просфо- рочки, и крестик.
Насильно вешать кресты не нужно, чтоб не срывали, не кощунствовали, не надо. Насилие, помните, — грех. Никогда насилие не делайте, а молитесь за всех несчастных, чтоб их Господь призвал, чтоб они сами одели эти кресты, сами стремились к покаянию, сами попросили святой водички и святой просфорки. Никогда, ни в чём никого не насилуйте, насильно не тащите в храмы Божии мужиков, баб своих и прочее. Это всё грех, плохо это. Так что, вот, имейте в виду насилие, помните — грех.
Всё рассказал, всё объяснил я вам во славу Божию. Помогай Господи мудро, терпеливо нести свой крест. Постоянно духовное рассуждение. И если ты чувствуешь, что ты в тяжесть другим людям становишься, — значит, ты не прав. Зациклишься в чём-то — «я спасаюсь, а остальные погибают». Всё, это уже первая погибшая душа такая, зациклится, ходит вот это, лыбится, ходит в ложной святости своей. Это уже погибший человек, с таким нечего и общаться. От него «уйди от зла и сотвори благо», от этого человека, это духовно заразный, больной человек.
Лик светел, чист, и ты постоянно должен, нужен быть людям. Стремиться к этому. Если ты тяжестью становишься для людей, — плохо, ты уже тяжело духовно больной человек.
Всё объяснил, всё рассказал я вам. Вопросы какие есть ко мне?
— Можно ли закрывать глаза, когда молишься?
Ну, а чего ж? На то ж они и глаза, чтоб открывать да закрывать. Я тоже бывает закрою глаза и молюсь с закрытыми глазами, чтоб не рассеиваться мыслями. А то глазами то-то, то-то посмотришь, оно же знаешь — глаза есть глаза. Вот так, а чего ж. Но всё время с закрытыми не надо глазами, а то заснёшь.
Ещё что? Автобус? Договаривайтесь сами, народ, с автобусом. Ваши проблемы. Мне просто, я сказал, если вы сможете этот автобус оплачивать, приезжайте хоть каждый день, мне просто платить нечем. У нас денег нет. Мы очень бедно сейчас живём. Кругом большие расходы — всё купи и на зиму запаси всего, а ну тонну огурцов или две-три нужно купить, да всё. А где ж я чего наберу? Вы много чего принесли сегодня? Раз, два, обчёлся, да и всё, так и каждый.
Народ бедный сейчас. И церковь бедная. Но терпим, молимся и надеемся, что Господь не оставит нас, пропитает своих убогих до конца. Всё понятно?!
Ещё какие вопросы есть? Ну, слава Богу!
Так что закрывать можно глаза, только не спать.
Наверх