Проповедь в день Казанской Божией Матери, 22.10.1860

Празднуя ныне Пресвятой Владычице нашей Богородице, чудотворной ради Ее иконы Казанской, за избавление Москвы от Литвы, невольно переходишь мыслью и на другие места, где Ей, – скорой Помощнице нашей, – угодно было являть особенную свою к нам милость, – как то: Владимир, Ярославль, Муром, Тихвин, Псков, Смоленск, Калугу, Тамбов, Курск, Киев, Почаев и проч. Да есть ли у нас область, которая не была бы свидетельницей скорого заступления Пресвятой Богородицы?! Так что, если представим все вместе, то в изумлении станем умственно пред дивным образом покрова Пресвятой Богородицы, простертого на всю Россию, в коем Она с ликом прославленных наших князей и княгинь, бояр и боярынь, святителей и иереев, преподобных и мучеников и Христа ради юродивых – непрестанно молит о нас Господа – избавить нас от бед и скорбей, не вводить в искушение сердца нашего и утвердить нас в делании святых Его заповедей. Помышляя о сем, приходите все и благонадежно повергайте к стопам Владычицы, пред честными Ее иконами, все ваши нужды – и телесные и духовные, и частные и общие. Помощь готова! – Ждется только благоприятное время.

Впрочем с этой стороны, кажется, мы очень исправны. Кто не знает веры нашей к Владычице Богородице? И кто не видит, как неотступно докучаем мы Ей своими молениями? – Но исправна ли у нас другая сторона, приличная празднеству и им вызываемая? – Ведь нельзя же все только просить, да просить. В прочие дни просим: ужели же и в праздники все только просить?! Нет. В праздники прошения только намекаются, главное же, с чем должно в эти дни являться пред лицо празднуемого, – это есть своего рода посильный принос. Принимая принос, он вспомнит о принесшем, вспомнит и о постоянных прошениях и нуждах его, и тут же положит удовлетворить им. Так это бывает в житейском нашем быту. Так уместно сему быть и в быту нашем духовном. Потому что если нам положено по человечески служить Богу, то тем более по человечески можем мы относиться ко Святым Его.

Судя по сему, нет сомнения, что и Пресвятая Дева Богородица ныне в день, Ей посвященный, ждет от нас приличного приноса. Не исполнить сего и непохвально и неполезно. Что же принесем?! –

Девы любят цветы. Цветы принесем и Деве Богородице. Но как Деве Пречистой – цветы чистые, как Приснодеве – цветы неувядаемые, как Царице Небесной – цветы райские, – небесные – духовные. Вы верно понимаете, что это за цветы? Это те, кои засеменяются в сердце действием Пресвятого Духа и под Его благодатным наитием растут и распускаются, – цветы святых чувств и расположений, которыми должно быть преисполнено сердце Христианина, и которые справедливо называются райскими, небесными насаждениями в сердце нашем.

Какие именно требуются от нас цветы сего рода, можно бы дознать наведением от цветов садовых к похожим на них цветам добродетелей. Но не напрягайтесь на это умом вашим, чтоб не потеряться в широте сличительных соображений. Поищем лучше определенных на то указаний в слове Божием.

Все цветы, сколько их есть, суть только разнообразные сочетания семи цветов радуги, явленной на небе после потопа в знамение обезопасения и помилования преступного человечества. Своего рода радуга воссиявает и в духе нашем, когда по спадении вод нечистых помыслов и пожеланий, и по принесении Богу жертвы всецелого предания себя в волю Его, благоволит Он отпечатлеть в нас ощутительное знамение Своего с нами примирения. Вот из каких цветов слагается сия радуга: – духа премудрости и разума, духа совета и крепости, духа ведения и благочестия, духа, наконец, страха Божия. Бери кто что имеет из сего, и неси ныне в дар Пречистой Деве Богородице.

Радужные цветы являются еще чрез преломление лучей солнца в призме. Это наводит нас вот на какую мысль: – неприступный свет Триипостасного Божества, отражаясь в приемлющих его небесных силах, духовно оцвечивает их соответственно степени своего таинственного в них преломления, и тем определяет характеристические черты девяти чинов Ангельских. Подобное нечто совершается и в нас. Когда чистейший нераздельный свет святости Божией падает на наше естество, составленное из девятерной иерархии сил; то соответственно тому, как в какой части преломляются, дает бытие следующим девяти цветам духовным – плодам Святого Духа, как исчисляет их св. Апостол, говоря: плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22–23). Берите и из этих, что у кого есть, и несите ныне в дар Пречистой Деве Богородице!

Цветы в радуге располагаются один над другим в восходящем порядке и притом так, что один будто входит в другой и все составляют непрерывную лествицу, стремящуюся к небу. Укажу вам одно место о подобном сочетании и добродетелей, как бы о переливах духовной цветности. По получении благодатных сил, учит Апостол Петр (2Пет.1:4–7), принесши с своей стороны в дело спасения все тщание, – подайте далее в вере вашей добродетель, в добродетели разум, в разуме воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Есть что-нибудь такое у кого? – Бери щедрой рукой и неси ныне в дар Пречистой Деве Богородице.

Вот как разнообразны духовные цветы и какой богатый предполагается цветник добродетелей в сердце каждого Христианина! Даруй, Господи, чтоб и ваши сердца были украшены такими совершенствами! Тогда идите в сад сей, собирайте цветы сии и составляйте из них букеты в честь Владычицы Богородицы. – Говорят, что есть язык цветов, и что посредством сочетания их можно передать другому свои мысли. Займитесь этим ныне, и начните сию безмолвную, внятную однако ж беседу! – Возьмите, например, если кто имеет, – цвет воздержания, трезвенности, внимания, или хранения сердца, и вы тем скажете: се приносим Тебе букет целомудрия! Возьмите еще, если есть у кого, цвет отрешения от всего, беспрекословного повиновения и непрестанного пребывания в молитвах и подвигах самоотвержения, – и вы тем выразите: се приносим Тебе букет иночества! – Возьмите и еще – цвет терпения, нелицеприятия, страха Божия и рассудительности, – и в вас узрит, Пречистая, приносимый Ей букет верности своему долгу. – Подобно сему делайте и другие сочетания, но только не без мысли, а так, чтоб в сем сочетании выразить вам себя, – свой чин и звание, – каковыми они должны быть, по требованию Христианства. – Здесь – на земле – мы сокрыты друг для друга внутренно и различаем себя взаимно только по внешним признакам и отличиям. Но для неба открыто наше внутреннее настроение, и для него мы таковы, каковы есмы в сердце своем. – Настроимся же в сердце так, чтоб какими нас здесь признают по внешности, таковыми с неба созерцали нас по внутреннему настроению, читая наше сердце, или уразумевая смысл сочетания в нем духовных цветов добродетелей. Делая так, мы принесем ныне Богородице – всякий свое – Пастыри истинное пастырство, иноки доброе иночество, судьи Христианское судейство, торговцы – честное торговство, супруги – верность, девы и юноши – чистоту и проч. Блаженны души, могущие ныне явиться таковыми! Пречистая Дева обоняет духовное их благоухание, уразумеет без слов смысл их приношения и обильно исполнит их своими благословениями!

На деле, может быть, не все у всех есть; но всячески что-нибудь из показанного да есть. Принеси всякий что может. Всемилостивая удовольствуется и малым, коль скоро приносится то с искренностью и усердием.

Что же принесут Ей те из нас (если окажутся такие), которые не только букет составить, но и одного цветка завялого найти в себе не могут? – Что принесем Ей мы, бедные?! – Принесем слезы покаяния, в той уверенности, что они могут заменить и все цветы и все разнообразные сочетания их. Видали ль вы, как разноцветно играет луч солнца в капле росы, когда застает ее на цветке?! Сделаем и себе нечто приспособительно к сему! Пройдемте умно по всем цветам обязательных для нас добродетелей и не находя их в себе, оросим их слезами глубокого сердечного сокрушения. Когда потом возсияет в нас Солнце правды, луч Его разноцветно отразится в слезах наших. – Эти не наши, – отражающиеся однако ж в наших слезах цветы и принесем Приснодеве, взывая: тока слез наших не отвратися, яже от всякого лица всяку слезу отъемшего, Дево, Христа рождшая! – Аминь.

22 Октября, 1860.

Наверх