Проповедь в день Архистратига Божия Михаила, 1860 г.
Празднуем день Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. Вы теперь верно все на небе, – в хоре ангелов, – умно предстоите Богу и вместе с ними воздаете честь и славу Сидящему на престоле высоце и превознесенне... Не возмущу словом моим высокого покоища вашего и не стану низводить вас долу. Пребудьте там. По силе моей и я вознесусь к вам, и займемся вместе размышлением о небожителях.
Там начало настоящей истории человеческого рода, – знаете ли вы это?! Но хоть и знаете, припомним о том вместе. Невидимый мир лучше видимого и ангелы совершеннее человека. Но как тварям, и им нужно было дать заповедь, чтобы испытать склонение их произволения и утвердить их свободу в добре. Заповедь, как полагать должно, дана им тотчас по сотворении их. Мы не можем определить, в чем она состояла; но была такого свойства, что послужила одним на падение, другим на возвышение... Первый из бесплотных не покорился сему распоряжению Царя всяческих. Не видел ли он достаточных оснований к тому, чтоб покориться Богоучрежденному порядку, или ему казалось, что можно учредить иной порядок небожительства, по тому или другому, только он возмутился против Бога и Его воли и увлек за собой третью часть низших ангелов. – Напротив того Михаил Архангел остался верным, а по его примеру всем существом предались Божественным распоряжениям и все прочие ангелы, за исключением падших. Правосудный Бог низверг сатану с неба со всеми его приверженцами, употребив орудием к тому Михаила Архангела с другими ангелами, последовавшими его примеру. Михаил Архангел так и изображается – поражающим сатану, попираемого ногами. С тех пор Михаил Архангел есть страж славы Божией и Божественных учреждении, а сатана – богоборец и досадитель Божий.
Я не буду вам изображать, как отверженный и низверженный сатана увлек к преступлению заповеди Божией первозданных человеков, и как чрез них влил яд зла во весь род человеческий и во весь видимый созданный для нас мир. – Это все вы знаете. Хочу только из сказанного сделать одно самое простое применение к нам самим, не бесполезное для нас при настоящем, начинающем преобладать вокруг нас духе.
Сойдите теперь с неба и войдите внутрь себя. И у нас есть равноангельная сила – ум, – царь в голове, как говорят... И сей царь бывает в нас и для нас – или Михаил Архангел – страж славы Божией и Божественных учреждений, или сатана – богоборец и возмутитель. Поясню вам коротко, как это и когда.
Ум наш законно называется – царь в голове, – только он есть царь не независимый. Ради его мы и разумной тварью именуемся; но не он источник нашей действительной разумности. Бог создал его способным узнавать истину, – но не дал ему силы самому открывать и уразумевать всякую истину. Полнота всякой истины и всякого ведения в Боге. Наш разум должен учиться уже у Него... Так Бог его создал, так и действовал в отношении к нему... Прямо по создании является ему, беседует с ним, – жилище ему учреждает, заповедь дает и проч. Итак назначение нашего разума или воля Божия, на естество его наложенная, есть, чтоб он учился истине у Бога, принимал смиренно истины, свыше сообщаемые, или вседушно покорялся Богооткровенному учению и всей открытой нам воле Божией. Разум покоряющийся сей напечатленной в существе его заповеди Божией, – хранящий ее и защищающий – есть Михаил Архангел, а разум кичливый и в кичении своем отвергающий откровение Божие и проповедующий: не нужно мне откровение Божие, сам все хочу знать, – и сам все узнаю; – такой разум – есть сатана – богоборец.
Бог действительно открыл нам волю Свою и даровал нам спасительные учреждения в Церкви в пособие и руководство нам падшим на пути в Царствие Небесное. Коротко все это можно изобразить так: – «Бог в Троице покланяемый – Отец, Сын и Св. Дух, – все сотворивший словом, и о всем по частям промышляющий, спасает нас падших и погибающих – в Господе Иисусе Христе благодатью Св. Духа, подаваемой чрез таинства, под руководством и охранением св. Церкви, обещая нескончаемо-блаженную жизнь по смерти всем покоряющимся Его воле, и грозя вечными муками непокоривым». Тут все Богооткровенное учение или вся воля Божия о нас! Разум должен покориться всему сему учению, – смиренно принять его все, и напечатлеть в себе, чтоб оно составляло, так сказать, его самого, – стало в ряд его внутренних неизменных начал, – и это не только в такой общности, как здесь представлено, но и во всех подробностях или во всех частностях. Разум действительно так поступающий, – напитавший себя сими истинами, ими проникнутый, дорожащий ими и за них ратующий, не щадя сил, – есть Михаил Архангел – страж славы Божией и блюститель Божественных учреждений. – Напротив разум, восстающий против сего Богоучрежденного порядка ведения и жизни, хранимого в Церкви Божией и не только не покоряющийся ему, но и стремящийся совсем уничтожить его – есть сатана – богоборец и возмутитель. Предложу вам несколько образчиков сатанинства в уме...
Бог говорит о Себе, что Он троичен в лицах – Отец, Сын и Св. Дух; так исповедует и разум Богопокорный и защищает сию истину. Разум богоборец поперечит сему и напротив учит, что или нет Бога, или если есть, то Он единичен, а не троичен и живет Сам в Себе не занимаясь миром. Так проповедует иной разум, – и хочет поставить на своем, – и за это он есть сатана.
Бог говорит, что мир сотворен словом Его из ничего в шесть дней. Так исповедует и разум Богопокорный и защищает сию истину. А разум богоборец противится сему: мир, говорит, сам собой сотворился и устроился, и хочет поставить на своем; – такой есть сатана.
Бог говорит, что Он о всем до малости промышляет и творит в мире, что хочет. Так исповедует и Богопокорный разум и защищает сию истину. А разум богоборный говорит, что нет промышления Божия, и что все строится само собой по законам, положенным в естестве вещей, которых и сам Бог преодолеть не может. Так говорит и хочет поставить на своем, – и за это он есть сатана.
Бог говорит, что человек пал и по падении спасается Господом Иисусом Христом во св. Церкви и пр. Так исповедует и разум Богопокорный и защищает сию истину. А разум богоборный ничего такого признавать не хочет, не верит ни падению, ни воплощению, ни Богочеловечеству, ни искуплению, ни св. Церкви, ни св. таинствам, ничему святому, ни даже будущей жизни и воздаянию; не верит, – и других хочет увлечь в неверие и богопротивление – и за это он есть сатана.
Не продолжаю более... Довольно и этих примеров, чтоб вы могли различить сатану от ангел светла.
И простите, что я в нынешний светлый ангельский день омрачил и озловонил души ваши – напоминанием о таких смрадных внушениях сатанинских. Сделал сие для того, чтоб вас не сбил кто с пути, прикрываясь светлым титлом разумности и вооружаясь мнимыми правами разума. Твердо уверьтесь, что разум всегда есть ученик: или ученик Божий, – и тогда приемлет искренно все Богооткровенное учение, содержимое Церковью, или ученик сатанин, – и тогда он с яростью восстает против всего устроения нашего спасения. Напрасно разум кичит и кричит: – я сам все знаю, я знаю иначе, по моим понятиям не так выходит и проч. Это сатана учит его так напыщаться, – и под сим напыщением прикрывает свою отвратительную личность. А разум и в самом деле думает, что он что-нибудь значит, и начинает шириться, против всего восставать и все разрушать, и не подозревая, что служит орудием сатаны. Ибо только и есть – Божий порядок и сатанин беспорядок... Где нет Божия, там сатанинское. Так вот по этим признакам различайте духи – кто они, и всякого называйте своим именем, – не боясь ошибки или преувеличения.
Не подумайте, что я кого-нибудь из вас подозреваю в таком худом настроении ума. Нет. Питаю в себе уверенность, что все, нынешний день светло празднующие в честь Михаила Архангела и прочих бесплотных сил, – имеют и ум архангельский, т. е., совершенно преданный Богооткровенной истине и Богоучрежденному порядку спасения. Но осмотритесь! – Вы живете в обществе, – многое видите, многое слышите. Не редко, может быть, видимое и слышимое прямо носит печать богоборства. – Не смущайтесь тем и не колеблитесь в истине. – Из того, что ложь и богохульство явно стали возвышать голос свой не следует, что истина перестала быть истиной, и верность Богу потеряла свою цену. – Нет. Это Бог дает вам случай показать свою Ему верность и засвидетельствовать твердость убеждения вашего в истине. Стойте и вслед за Михаилом Архангелом боритесь за порядок Божий, – и в себе и в других. Не смущайтесь успехом зла, – тем, что растет богоборство, и расширяет свою область. – Скорбите о погибели увлекшихся и увлекающихся, но не бойтесь за истину и целительность Божиих учреждений. Пусть мы сотнями будем считать верных Богу, а богоборцы – своих миллионами. И тогда Богоспасительное нисколько не умалится в силе, верности и непреложности, – как богоборное в пагубности. Мы и при этом также верно спасемся, как те верно погибнут. Помните Лота, не погибшего в Содоме и Гоморре. – Не говорите с огорчением: – зачем так, – зачем истина покрывается бесславием и подвергается нападению гласному? – Господь крепче нашего любит Свое добро, видит успех злобы, – и однако ж молчит. Покоримся Его изволению. – А другое дело – одно мановение Его, – и все тучи рассеются и воссияет во всем величии свет Солнца правды. – Будет ли так? – Единому Богу ведомо!.. не наше дело указывать лучшее всеведущему Промыслителю. – Что могло бы быть, – мы еще можем гадать; но что лучше из могущего быть, куда нам то уразуметь?! Воинства небесные все наготове стать за Бога и Его порядки. Но если Бог не повелит им действовать, – пред их глазами свяжут самую истину, предадут суду и осудят, когда так нужно. Не скорбеть, конечно, нельзя; но омрачаться скорбью до колебания в истине – преступно. – Помните мучеников. Их не одним голым словом хотели поколебать, – и однако ж не успели. – Мужайтесь же и запасайтесь мужеством на будущее, испрашивая у Архистратига небесных воинств и сил и умения – стоять вседушно за Богоучрежденный порядок нашего спасения, – хотя бы ради того надлежало потерять нам все. Аминь.