Проповедь в часовне селения Ненильчик Кенайского прихода,1899 г.

Проповедь в часовне селения Ненильчик Кенайского прихода,1899 г.

Устроением Промышления Божия пришествие мое к вам, братья, совпало со днем, когда наша Российская Православная Церковь светло празднует память равноапостольного князя Владимира, просветителя Руси. По заповеди апостола, поминайте наставники ваша (Евр.13:7), я и предложу вам, братья, для назидания вашего беседу о том, кто был князь Владимир и за что ублажает его святая Церковь.

Святой князь Владимир был великим князем Руси более 900 лет тому назад, когда Русь не была еще святою, православною, когда предки наши не знали истинного Бога, а были язычниками и поклонялись идолам. Кланялся идолам и князь Владимир. Но одаренный от Бога светлым умом и чутким к истине сердцем, он не мог не видеть, что идолы – не Бог, что суетно служение им, что вера языческая – ложь и заблуждение. И стал князь думать крепкую думу, как познать истинного Бога и найти правую веру. Когда прослышали разные народы, что русский князь хочет переменить веру, то начали каждый посылать к нему послов своих, расхваливая свою веру. Приходили евреи, магометане и немцы от папы; но Владимиру не нравилась их вера, а послам от папы, и ранее домогавшегося обратить Русь в латинскую веру, князь сказал: «Ступайте; отцы наши не приняли вас».

Запечатлейте, братья мои, в своих умах и сердцах этот мудрый ответ князя Владимира. Хотя вы и обладаете правою верою, и не нуждаетесь, и не думаете о перемене ее, но мы живем в стране, где много всяких вер и где иные из них широко о себе вещают. Знаю, что и окрест сего места представители разных сект не прочь бывают распространять свои лжеучения и среди православных, особенно юных чад, которых они, обходя море и сушу, забирают в свои приюты. Конечно, далеко не все вы при встрече с ними в состоянии опровергнуть их лжеучения и доказать превосходство и истинность православной веры; в таком случае отвечайте им словами святого князя Владимира: «Ступайте; отцы наши не приняли вас». Пусть, если желают сектанты беседовать о вере, идут к отцу вашему духовному; его голоса слушайте, а не лжеучителей.

В числе пришедших к князю Владимиру был и греческий монах, возвестивший ему правую веру, и склонилась душа Владимира к словам его, но по совету бояр он решил еще послать избранных людей к разным народам, чтобы те посмотрели, как молятся Богу разные люди, как живут и чья вера кажется им лучшею. Много разных стран обошли послы, но не пришлась по душе им ни одна вера. А когда они пришли в Царьград и увидели там православное богослужение, то оно так пленило и восхитило их, что они думали, будто находятся на небе, а не на земле; и тотчас решили они, что православная вера есть единственно истинная вера.

Отсюда видите, братья, как много значат в деле веры храм Божий и богослужение в нем. Храм есть дом Божий, преимущественное жилище Божие на земле. Здесь христианин поучается в законе Господнем, просвещается светом веры Христовой; здесь он освящается таинствами, и на него обильно изливается благодать Святого Духа, врачующая его немощи душевные и телесные; здесь его моления усугубляются молитвами множества верующих пастырей и самих Сил Небесных, с нами невидимо служащих. После сего едва ли есть нужда располагать вас многими словами к тому, чтобы вы как можно чаще притекали в храм свой; подражайте в этом ветхозаветному праведнику, который веселился, когда его звали в храм, душа которого стремилась сюда, как елень на источники, и который одного просил у Господа, чтобы жить в дому Божием, и зреть красоту Господню, и посещать храм святый Его (см. Пс.26:4; 41:2; 83:2 и др.)

Посещая свой храм, заботьтесь, братья, и о благолепии его. Грешно пред Богом, стыдно пред другими людьми и пагубно для души нашей, если храмы Божии будут убоги у нас. Царь Давид не хотел жить в богатом дворце кедровом в то время, как кивот Завета находился в палатке-скинии (см. 2Цар.7:2). Каждый хороший хозяин заботится о благолепии своего дома. Ужели же целая христианская община не может позаботиться о благолепии дома Божия у себя? Ужели она обеднеет от этого? Господь любит любящих благолепие дома Его и не оставит их Своими великими милостями и богатыми щедротами. Вероятно, вы и от родителей своих слышали, и на себе не раз видели, что когда вы усердны к своему храму и жертвуете на его украшение, то и Господь посылает вам «заработки» и «промыслы», которыми легко можете удовлетворить все свои насущные потребности. А уделяя от своих щедрот на храм Божий, вы еще уготовляете себе и сокровище на небе, где ни моль не истребляет, ни воры не подкапывают (см. Мф.6:20).

Когда послы рассказали князю Владимиру о православной вере и богослужении, то он решил принять православную веру, крестился сам и крестил народ свой. Но князь не по имени только стал христианином, а и по жизни своей сделался иным человеком, не таким, как прежде был в язычестве: обуздал свои чувственные страсти, оставил прежние греховные привычки, стал воздержен, кроток, милостив и только помышлял о том, как бы своею новою жизнью угодить Господу, чего при помощи Божией и достиг.

Так, братья, и мы, крестившись во Христа, должны совлечься ветхаго человека, тлеющаго в похотях прелестных, оставить грешные мысли, чувства и дела и облечься в новаго, созданного по Богу в правде и святости (см. Еф.4:22,24), жить свято по заповедям Христовым. Но всегда ли мы так делаем? Всегда ли исполняем свои христианские обязанности? На что обращены наши заботы, труды и помышления: на то ли, чтобы славить Бога своими добрыми делами и Ему единому служить, или всецело на земные нужды и потребности, на пищу, одежду, жилище? Мы – христиане, а какова наша жизнь? Не совершаем ли мы иногда таких дел, из-за которых хулится и наша вера, и имя христианское?! Не будем при этом в оправдание себе ссылаться на слабость человеческой природы, на то, что человек – не Ангел, не может быть безгрешным: пример святого Владимира показывает нам, что человек-грешник даже и в сединах (из кондака), следовательно, с застаревшими навыками, может при помощи благодати Божией оставить суетные дела свои и украситься багряницею добрых дел.

Святой князь Владимир, сделавшись христианином, стал ревностно заботиться о просвещении русского народа: для сего он заводил при церквах школы, в которые велел своим подданным отдавать детей для научения их закону Христову.

Братья мои! В вашей школе написано мудрое изречение: «ученье свет, а неученье тьма», и человек неграмотный нередко называется «темным». Это в особенности справедливо касательно знания истин веры. Может ли быть назван настоящим христианином такой человек, который почти ничего не знает о Боге, о спасении мира, о будущей жизни, о своей душе?! Чтобы веровать, нужно предварительно знать, во что веровать; а чтобы знать, нужно учиться. Посему у нас при церквах и заведены школы, в которых детей обучают закону Господню. Есть такая школа и при вашей часовне. И если вы хотите своим детям истинной пользы и добра, тогда посылайте их для научения в церковную школу: здесь они научатся страху Господню, который есть начало всякой премудрости (см. Притч.1:4,7), и отсюда выйдут добрыми христианами и правоверующими.

Святой Владимир мирно почил о Господе 15 июля 1015 г., и Церковь причислила его к лику святых за его богоугодную жизнь и за великое и святое его дело крещения Руси, откуда 100 лет тому назад свет Христовой веры проник и в здешние страны. Тем же ныне и празднуем его успение, людие его суще (из тропаря св. Владимира), и молим Господа, избравшего Владимира яко второго Павла (из тропаря), – молим словами самого же св. Владимира при крещении Руси: «Боже великий и дивный! Призри на новые люди Своя; дай им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, и утверди в них веру праву и несовратну!»

Аминь.



Наверх