Проповеди на праздники:


Проповедь утренняя в Крещенский сочельник, 2011 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

 

И Он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: «Глас вопиющего в пустыне. Приготовьте путь Господу. Прямыми сделайте стези Его. Всякий дол да наполнится, всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими. И узрит всякая плоть спасение Божие».

Мы живём в такое время, когда обычно люди вообще о спасении даже не думают. И если какой-то человек думает о своём спасении, это очень большая редкость. Основная масса людей думает о своей телесной жизни. Даже вот появилось такое присловье, уже много десятков лет витает в воздухе, говорят люди: главное – здоровье. Для людей стала главным, к сожалению, жизнь телесная. Но Господь пришёл на землю и крестился в водах иорданских от Иоанна не для того, чтобы дать людям здоровье, хотя исцелял Он, конечно, десятки и сотни болящих людей и болящих смертельно и даже воскрешал мертвых. Но не для этого Он, конечно, пришёл, потому что сколько человека не исцеляй, какую терапию не прикладывай к его болезненному состоянию, придёт время, и душа расстаётся с телом, как это не прискорбно. Это общий закон нашего падшего человечества. А Господь пришел для того, чтобы человеку подарить вечность. Иной скажет: ну мы и так вечны. Душа же не исчезает, а переходит в мир иной. Это правильно, но с точки зрения божественной, не всякая жизнь может назваться жизнью, потому что вне Бога жизнь человека не может назваться жизнью, потому что Он есть податель жизни. Поэтому вот можно такое сравнение привести как со срезанным цветком. Срезаем мы розу, ставим её в вазу, и она какое-то время продолжает цвести, даже запах источает, но потом даже в воде она засыхает. И, засохнув, она может даже сохранить свою форму, свой цвет; любой даже не специалист скажет: это роза. Но она сухая. Так и жизнь для человека вне Бога. Она засыхает. Она даже перестаёт быть жизнью человека, потому что всё человеческое вне Бога засыхает. Человек становится хоть и разумным, хоть и говорящим, но всё-таки животным. Человек вне Бога теряет свои божественные и человеческие свойства. Человек становится одним из млекопитающих, которые населяют нашу землю. Но Бог, когда творил человека, Он готовил для человека совершенно другую участь. Не чтобы человек в конечном итоге озверел, наоборот, чтобы человек уподобился Ангелам; чтоб Небесная жизнь в нем как раз пребывала больше, чем жизнь телесная. И вот для этого Господь пришёл на землю. Он пришёл спасти нас от греха, от озверения, от того, чтоб мы превратили жизнь нашу в демонов. Но человек всё больше и больше напоминает, конечно, демона. И вот по своему злому нраву, и по своим поступкам, и по тем словам, которые он, изрыгает, и по взаимоотношению друг с другом, и даже вот такая фундаментальная вещь, которая отличает человека от животного, (их вообще этих пять таких  камней, на которых зиждется наше человечество) и одно из них – семья. Если посмотреть отдельные семьи, то отношения внутри семьи вполне сравнимо с отношением животных. Диких. Ну а некоторых животных даже можно поставить и в пример: как самец относится к самке, как самка относится к самцу, как детёныши относятся к своим родителям. Отношения вполне такие ворчливо звериные, едва не доходящие до открытой вражды, и угрозы, и ненависти, и злобы. То есть всё рассыпается. В чём причина? Причина, что между человеком и Богом стоит грех, и та благодать Божия, источник божественной любви, она не доходит до сердца человека, не умягчаются злые сердца, но, наоборот, ожесточаются. Человек всё дальше и дальше уходит от Бога; человек по-прежнему не хочет Бога видеть, не обращается к нему за помощью, не ставит себе даже такую задачу: спасения от этого кошмара, в котором он живёт. Вот, но, наоборот, он всё время настаивает на собственной правоте, а путь к спасению, он совершенно в другом месте. Вот поэтому Христос, даже прежде того, как Ему Самому выйти на проповедь, Он послал Израилю Своего последнего пророка. Иоанна, который говорил: «Покайтесь, приблизилось к вам Царство небесное». Практически у любого человека, который двадцать пять лет ходит в церковь, если спросить, что такое покаяние, он, к сожалению, не может сказать, потому что сам далёк от покаяния. Почему? Причём тут Покаяние? Что это значит? А Покаяние – это, во-первых, искать причину того, что с тобой происходит. Не в других людях, а в самом себе. Некоторые говорят: ну хорошо. А чем же я виноват? Давай так рассудим. Раз Господь тебе попускает вот такие такие-то обстоятельства, то, значит, Богу угодно, чтобы ты эти обстоятельства использовал для того, чтобы спасти свою душу. Мы же не можем верить в какие-то случайные вещи. Тот, кто верит в случай, тот не может веровать в Бога. Это только неверующий говорит: повезло или не повезло, как будто это такое что-то случайное. Нет. Всё, что с нами происходит, всё происходит по благому промыслу Божию. Все, что Господь ни попустил тебе: сладкое, и горькое — это все тебе благо, и поэтому причину того, что вокруг тебя происходит, нужно искать в самом себе. Вот. И найти ЭТО — это и значит начало покаяния.

Когда увидишь в себе грехи как песок морской, знай, что ты положил начало покаянию. Это ещё не покаяние, потому что увидеть свой грех – это только начало покаяния. Это как человек, который выучил буквы. Это ещё только вход в книжный мир. То, что знаешь алфавит, это еще ничто, а вот прочтёшь полторы тысячи книг, причём не всякую дребедень, а такие полезные, это уже есть некое образование, потому что мудрость людей, которые изложили там свои мысли ты, хоть и частично, но всё-таки имеешь возможность впитать. Так вот увидеть свои грехи - это только есть начало покаяния, а покаяние - это есть изменение своей жизни. И изменение жизни не просто так вот, как тебе кажется, хотя совесть вещь такая великая и тоже данная нам от Бога и тоже является фундаментальным признаком, чем мы отличаемся, вернее так, должны отличаться от животных, потому что, к сожалению, у большинства людей можно, положа руку на сердце, говорить, что совесть спит. Пока человек жив, конечно, она не умирает, бывает, что она оживает. Я бывал свидетель тому, что у людей, даже которым больше девяносто лет вдруг просыпается, начинает действовать; и он приходит к покаянию. Но, тем не менее, в большинстве случаев она спит, поэтому человек так говорит, поэтому так живёт, поэтому обвиняет других, когда Господь Сам ему указывает на его вину. Вину, ну и перед ближним, конечно, но прежде всего, перед Богом.

Несмотря на то, что Господь нам дал божественную службу, Евхаристию, которая есть благодарение, мы никак не научимся быть благодарными Богу. Почему? Потому, что мы, к сожалению, из людей превратились в свиней. Свинья — это образ такого неблагодарного существа. Потому что, с одной стороны, ну, конечно, какие дети бывают благодарны родителям? Они все принимают, как будто, так и надо, всю родительскую любовь. Но когда дети вырастают, они должны же понимать, что для них сделали родители? И вот если он не понимает этого, то значит, он – свинья. Ну и конечно, мы привыкли жить и пользоваться тем, что Господь нам дал: и небо, и землю, и солнце, и воду, и все, что дал на земле, дал нам в пищу, и дал нам разум и слово. Ну мы этим привыкли пользоваться и как-то не замечаем. А это же всё дары Божии. Мы просто не замечаем. Как вот на пальце. На руке пять пальцев, мы ими пользуемся, но попробуй лишись одного, как бы самого ненужного, мизинца, и уже почувствуешь эту нехватку. И мы тогда уже начинаем ценить только когда чего-то лишимся. Вот такое подлое свойство падшего человеческого естества. Только когда лишимся, начинаем понимать, чего мы лишились. Но Господь бы хотел, чтобы наша совесть и благодарность жила в нас. А зачем ему это надо? Ну, живём, как свиньи, и живём; грызёмся, ну и грызёмся; ненавидим друг друга и ненавидим. Почему Он хочет от нас добиться чего-то другого? Ну, потому что неблагодарная тварь, она не может достичь любви, а Бог по своей природе - Он есть Любовь, и поэтому как Отец наш, Он хочет взаимности, и больше ничего. Если попускает нам какие-то трудности в нашей жизни и призывает к нас к покаянию, чтобы мы изменили свою жизнь, только для одного: чтоб мы познали любовь Божию. Вот для чего Ему это надо, потому что спасение, оно тоже и от божественной Любви происходит. Человек не может стать лучше. Ну вот возьмём какого-то человечка. Ну барахло, халтурщик из халтурщиков, подлец из подлецов, скотина из скотины, ворюга из ворюги, бессовестный из бессовестных, и скажи ему: ну давай, теперь ты с понедельника, а лучше, например, сегодня с вечера, стань хорошим. А как? Может ли испортившийся кипятильник сам себя починить? Нет. Нужен мастер, который либо перемотает обмотку, либо заменит сгоревшую часть на другую и так далее. То есть только Бог может изменить человека. Но паяльник или кипятильник - он мёртвое, неразумное существо; а помимо свободы человека, Бог ничего не может с нами сделать. Мы должны пожелать того же. И вот пожелать вот этой исправности в себе - вот это как раз от нас, а остальное – все Господь. Но, к сожалению, мы все распластаны по нашей земной жизни, так сказать и смотрим, где бы что схватить. А о небесном, к сожалению, не помышляем.

Вот Господь послал пророка Иоанна к Израилю. Ну и что? Весь Израиль пришёл на Иордан? В Заиорданскую страну? Нет. Пришли только некоторые и стали его учениками, потому что не всем и тогда в древнем Израиле нужна было проповедь о покаянии. Но все-таки нашлись такие люди, и они поселились рядом с ним и слушали его, и учились от него. И так Господь. И вот сегодня Крещение. Придут тысячи людей за святой водой. Спроси у человека: а зачем тебе святая вода? Ну я буду освещать свою жильё. Хорошо. Это хорошо. Я буду пить эту воду. Да, хорошо. Хорошо, а зачем тебе освещать жильё? А зачем тебе во здравие души и тела пить святую воду? Зачем? Какой в этом смысл, если ты за этим не видишь благодеяний Божьих к тебе? А чтобы это увидеть, должна упасть греховная пелена с глаз. И вот этот процесс – обоюдный: увидеть, то, что меня отделяет от Бога и начать просить у Него о том, чтобы Он нас исправил. Вот это и есть покаяние. Поэтому этот чудный праздник Богоявления Господня, когда Он явился народу, чтобы исполнить всякую правду. Иоанн, конечно, удивился. Говорит: ну зачем Тебе креститься, когда на Тебе нет греха. Ну и потом, как я, грешный человек, буду крестить Тебя, когда Ты есть Творец вселенной. Это даже смешно: Бог омывает Свои грехи. Нет, но Он хотел, Христос, во всем быть подобным нам. Он нам указывал путь. Потому что крещение — это есть такой символ. Вода омывает грехи. Во всех религиях, во всех, есть этот обряд – омовения. Он разного содержания, но всегда связан с очищением. И так, как Христос хотел, чтобы это не только по внешне по обряду стало очищение, но и внутреннее, чтобы произошло очищение души от греха. Понятно, сейчас вечером, раздетые мужики и бабы будут крякая, а некоторые и крича благим матом, окунаться в ледяную воду, и будут думать, что сейчас там нечто с ними такое произойдёт… Ничего, кроме прилива крови, потому что ну вода холодная, сосуды они имеют свойство сжиматься, расширяться и потом, действительно, такое приятное ощущение, в отдельных случаях даже можно и выздороветь. Но неужели Христос пришел на Землю, пролил Свою кровь, чтобы мы погружались в ледяную воду? Нет, совершенно не в этом. Он явился для того, чтобы дать нам новую жизнь и жизнь с избытком. Вот, что он от нас хочет. Не то, чтобы мы соблюдали какие-то такие очень приятные симпатичные народные обычаи. Нет. Он хотел бы, чтобы мы изменили свою жизнь. Если мы не будем менять, то эта вера наша, она тщетна, она не приносит никакого плода. Как лыжная палка, которую можно посадить в любую плодородную землю, хоть в навоз воткни, на ней персики не вырастут. Мы должны ожить, и ожить не с такой нашей человеческой точки зрения, когда живём и радуемся, а с точки зрения божественной, чтобы в душе в нашей благодать Божия, как в нашем теле кровь лилась. Вот это и есть изменение жизни. Вот этого Он и хочет. Он хочет войти в нас, Он хочет достучаться до нашего сердца. Не только водой, Он хочет Своим Собственным присутствием через благодать быть с нами. Он хочет соединиться с нами в любви. Это же, так сказать, очень естественно, потому что даже и человек, он хочет заниматься тем, что он любит, и это очень правильно. Поэтому нам нужно понять своего Бога. А понять можно только любя. Когда мужчина говорит про женщину: она меня не понимает, как это перевести на русский язык? Что она из Таджикистана что ли приехала? Не. Он просто чувствует, что она его не любит, и наоборот. Потому что понимание возможно только в любви. Как воспитать дитя, понять, что ему надо, что для него лучше – можно только очень любя свое дитя. Часто и этого не хватает. 

Только любовь  делает нашу душу зрячей, только любовь может нам дать возможность увидеть Бога и увидеть Бога друг в друге, потому что какие-то следы присутствия в нас божества, они, конечно, есть. И глядя на это мы увидим в самом человеке, который далёк от Бога, увидеть божественное и дать возможность увидеть в нём то, что вполне достойно любви. И вот Господь от нас этого ждёт.

Проповеди на праздники:

Наверх