Проповедь после великой вечерни в праздник Рождества Христова. 2015 г.

Проповедь после великой вечерни в праздник Рождества Христова. 2015 г.

Ваше Высокопреосвященство, митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы братья и сестры, дорогая молодежь!

Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, владыка митрополит, и всех, кто выразил добрые слова в мой адрес устно или письменно. Я получаю множество поздравлений и, конечно же, физически не могу на все ответить. Поэтому сегодня обращаюсь ко всем, кто поздравил Патриарха с добрыми пожеланиями, и взаимно благожелаю каждому. В первую очередь, желаю того, чтобы непростые обстоятельства внешней жизни никоим образом не ослабляли нашей веры, не ослабляли свойственного нам, христианам, оптимистического взгляда на историю. И вот почему.

Господь Иисус Христос принес людям не только возвышенное учение, Он дал нам пример жизни. А что в центре служения Господа, если сказать одним словом? Подвиг. В центре жизни Спасителя был подвиг, и он начался с рождения. Может быть, Младенец и не страдал тогда от условий, в которых Он появился на свет, но Его Мать Пречистая Дева и Обручник Иосиф по-человечески страдали: рождался Младенец в холодную ночь в хлеву. Первые мгновения жизни были связаны с подвигом, и вся жизнь была посвящена тому, что Господь совершал подвиг. Он отдавал себя другим, Он посвящал Себя людям, и этот жизненный подвиг был увенчан Голгофской жертвой со всеми страданиями, через которые прошел Спаситель.

Может быть, кто-то из тех, кто не очень воцерковлен и кто сейчас слышит мои слова благодаря телевидению или иным средствам, скажет: что же Патриарх в день Рождества, когда такая радость, говорит о подвиге и, наверное, нас призывает к подвигу. Разве должна быть человеческая жизнь подвигом, разве ради этого приходит в мир человек, а не чтобы в радости прожить эту жизнь и наслаждаться тем, что может радовать человеческое сердце?

Для того чтобы понять смысл служения Спасителя и смысл того, что есть подвиг, нужно обязательно соотнести любое подвижническое дело с тем, что сопровождает это дело в нашем уме и в нашем сердце. Подвиг ― это такая отдача себя другим, которая порождает в человеке только положительные чувства, только положительную энергию. Даже подвиг, сопровождающийся скорбью, не может пройти без внутреннего удовлетворения того, кто его совершает. И в этом тайна человеческого бытия. Господь призвал нас к тому, чтобы мы через подвиг, то есть через ограничение себя, служили другим. И если бы этот закон жизни, который так ясно был представлен и выражен в жизни Самого Господа, стал бы достоянием большинства, то люди были бы счастливы. Не просто веселы, ибо веселье быстро проходит, а счастливы.

У меня время от времени появляется возможность соприкоснуться с реальным подвигом людей. И то, что я говорю сейчас, исходит из моего личного опыта соприкосновения с теми, кто совершает подвиг, часто даже не осознавая этого. Буквально за несколько минут до этого богослужения в Храме Христа Спасителя я здесь встречался с многодетными семьями, в которых 8, 10, 12, 18 человек детей, очень часто половина своих, а половина приемных. Совершенно поразительны примеры того, как, имея двух, трех, 4, 5, 6 собственных детей, люди берут сирот на воспитание. Да не просто сирот. Одна семья, с которой я познакомился сегодня, взяла четверых ВИЧ-инфицированных детей в свой дом, к своим родным детям. А еще трое больны ДЦП. И то место, где они жили, где у них был дом с достаточным количеством комнат для такой большой семьи, они должны были покинуть, потому что их соседи взбунтовались: как же так, ВИЧ-инфицированных привели в непосредственную близость с ними. Эти люди должны были покинуть свой дом и сейчас в очень стесненных обстоятельствах живут в Москве. И когда я слышал сегодня то, что говорила эта женщина, мать, и смотрел на ее лицо, я видел, как подвиг, осознанный или неосознанный человеком, преображает личность. Нужно было видеть эти глаза. И не только этой женщины. Кстати, среди тех  многодетных, с кем я сегодня встречался, были и наши московские клирики. И я радовался за них, потому что и в их семьях также есть приемные дети, помимо большого числа своих детей — восемь своих и восемь приемных. И тоже в основном детишки нездоровые.

Что это означает? Может Патриарх в день Рождества, обращаясь к народу, сказать: имейте подвиг в центре своей жизни, он будет вас преобразовывать, создавать Божие Царство в сердце и преобразовывать окружающий мир. Правильно сейчас сказали молодые люди, которые обращались ко мне с приветствием: там, где нет веры, там, где нет Христа, там где нет — я бы продолжил — подвига, там деградация личности, общества и человеческой цивилизации, которая становится все богаче, все распущенней, которая требует как Молох все больше и больше пищи, чтобы веселиться, удовлетворять свои потребности. Но как много в этой цивилизации пороков, грехов, преступлений. И в обществе не могут понять, почему это все происходит на фоне относительного благополучия.

Буквально перед самым богослужением я по телефону разговаривал с нашими космонавтами —  два космонавта и одна женщина-космонавт. Как же мне приятно было разговаривать с этими людьми! Мы говорили на одном языке православных христиан. И это не были с их стороны какие-то заученные слова. Они обращались ко мне так, как обращаются воцерковленные прихожане, они просили о молитве. И я пообещал, что сегодня и пока они там, на орбите, мы будем о них молиться. Они тоже совершают подвиг. И думаю, когда человек находится в таком  состоянии, там не остается реально места для неверия.

Все наши герои, будь то на орбите или в дальних морских походах, на воде или под водой, в самолетах, те, кто спасает нас от стихийных бедствий, врачи, которые дежурят иногда сутками и стоят у операционных столов много часов, спасая жизни , и можно многих еще назвать и о многих сказать — это люди, живущие подвигом. Церковь должна поддерживать каждого, кто идет таким путем жизни, молиться, помнить и подавать пример.

И поэтому в радостный рождественский день я пожелал бы всем нам иметь достаточную силу духа, чтобы быть способными совершать подвиг, делиться с другими тем, что мы имеем, преобразуя таким образом самих себя и мир, который вокруг нас. И тогда мы подлинно будем учениками Спасителя, пусть в небольшой мере, но повторяющими Его жизнь.

Пусть родившийся в Вифлееме Богомладенец всех нас благословит и напутствует идти именно таким, а никаким другим путем. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх