Проповеди на праздники:

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после освящения домового храма равноапостольного князя Владимира в Московском епархиальном доме

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после освящения домового храма равноапостольного князя Владимира в Московском епархиальном доме

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Александр Дмитриевич, полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе! Ваше Высокопреподобие, отец Владимир, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета! Дорогие отцы, высокие представители общественности, благодетели, преподаватели, профессора, студенты — всех вас сердечно поздравляю с действительно историческим событием. 


Дело не только в том, что в городе Москве возрожден к жизни еще один замечательный храм, причем посвященный князю Владимиру, — в год 1000-летия со дня его преставления. И не только в том, что приведено в порядок и благоустроено историческое здание, которое некогда было украшением Москвы и несомненно явится украшением и современной нашей столицы, — но еще и в том, что в сегодняшнем событии действительно соединяются многие смыслы. 


Тот факт, что именно здесь проходило большинство заседаний Поместного Собора 1917-1918 гг., — это не просто часть истории. Такие события всегда создают особую духовную атмосферу. И как замечательно, что именно в этом здании Господь сподобил разместить основные помещения Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета! 


Собор 1917-1918 годов стал особым событием в истории нашей Церкви, — прежде всего потому, что Собор начертал новые контуры, предложил некое новое видение отношений Церкви с миром. Этим новым отношениям, в основу которых была положена миссия, следовало обеспечить внутрицерковную поддержку. Нужно было изменить структуру управления Церковью — именно Поместный Собор в 1918 году учредил так называемые митрополичьи округа, с тем чтобы увеличить количество епархий и сделать более эффективной работу Церкви на местах. Собор также восхотел, чтобы интеллектуальный потенциал мирян, которые уже тогда играли в Церкви важную роль, был востребован, в том числе, на уровне общецерковного руководства, — и был создан Высший Церковный Совет. Постановления Собора, в том числе касающиеся приходской жизни, вплоть до проектов приходских уставов, — всего не перечислить, — были направлены не на реформирование Церкви в угоду тогдашним философским, мировоззренческим и политическим веяниям, но в первую очередь на то, чтобы Церковь сумела новым языком, посредством новых сил обратиться к людям. Именно в этом заключалась главная цель — чтобы вера обновилась и вместе с тем укрепиласьв культуре нашего народа, в его повседневных деяниях. 


В стране происходили страшные события. 1917 год — это год революций. В 1918 году приходят к власти безбожные силы, начинаются открытые гонения, и первым мучеником стал владыка митрополит Владимир, который освятил этот храм. Он претерпел мучения, будучи на Киевской кафедре, и открыл собою скорбный список новомучеников и исповедников земли Русской. 


К сожалению, решения Собора не могли быть претворены в жизнь, потому что начались страшные гонения, перед которыми меркли даже гонения со стороны языческих императоров Рима. Но и потом, когда острая фаза гонений прошла, невозможно было и помыслить об осуществлении решений Собора, потому что власть, которая строго контролировала церковную жизнь, не давала никакой надежды на то, чтобы хотя бы одно из тех решений было реализовано. А когда спали оковы, когда Церковь почувствовала свободу, то как много возникло задач, которые нужно было решать в первую очередь! Это и восстановление храмов, и строительство новых, где возможно, — вся энергия Церкви уходила на эти труды. Некоторые со стороны критиковали нас и говорили: «Это не Церковь, а большая стройплощадка». Но совершилось чудо, которое не имело и не имеет аналогов в мировой истории, — за двадцать с небольшим лет мы почти восстановили то, что было в прошлом. Восстановлены десятки тысяч храмов, сотни монастырей, открыты десятки новых богословских школ, во много крат увеличилось количество духовенства. Все это требовало огромных усилий, так что обратиться к решениям Поместного Собора 1917-1918 гг. не удавалось. 


Но сейчас наступило именно то время, когда мы можем осуществлять те решения Собора, которые не утратили свою жизненную силу. Ведь время идет, меняются условия, а земное устройство Церкви во многих своих частях привязано к потребностям времени. Я благодарю Бога за то, что сегодня осуществлено, быть может, одно из самых важных решений Собора — о создании митрополий. У нас в Русской Церкви почти 60 митрополий. За последние годы я рукоположил 140 новых архиереев, — не для того чтобы они просто умножили количество иерархов Церкви, но чтобы они шли к людям, чтобы строили храмы и монастыри, создавали школы, вступали в диалог с обществом, в том числе с теми мирянами, которые, вдохновляясь верой православной, готовы вместе со своим епископом и духовенством трудиться во благо Церкви и народа. 


И, наверное, совершенно не случайно, что именно в этом здании, где проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви в судьбоносное и трагическое для нашей страны время, теперь будет жить и действовать Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Как Собор был обращен в будущее, как Собор был нацелен на рехристианизацию нашего народа и, в первую очередь, интеллигенции, так и Свято-Тихоновский университет должен принять на себя эту эстафету Собора. Учебное заведение не может решать вопросы церковного устройства, но оно призвано работать над преображением умов и сердец. Именно поэтому мы воспитываем здесь сотни и тысячи молодых людей, чтобы они трудились во благо Церкви и во славу Божию, как сказали сейчас представители этого студенческого сообщества. 


Еще раз скажу: как тот Собор был обращен в будущее, так и вы должны быть обращены в будущее. Вы должны уметь различать духов (1 Кор. 12:10), вы должны научиться отличать правду от лжи. И хотя сегодня это невероятно трудно, поскольку всё работает на то, чтобы правда и ложь были смешаны в каком-то страшном и губительном конгломерате, вы должны быть фильтром, способным из общей массы современной культуры выделять доброе, отсеивая его от злого. 


Решения Поместного Собора не были осуществлены по двум причинам. Первая — гонения, ввиду которых Церковь не могла выполнить то, что постановила сделать во благо Отечества и народа. Но была и другая: вскоре после Собора возникли расколы, инспирированные извне, но питаемые внутренней энергией части духовенства. Опираясь, в том числе, на авторитет Собора 1917-1918 гг., раскольники хотели так реформировать Церковь, чтобы народ от нее отвернулся. И если бы они захватили власть, то так и произошло бы, — народ бы ушел в подполье, в катакомбы, а Церковь стала бы отталкивающим символом предательства христианства. 


По милости Божией первый фактор ушел в прошлое, и сегодня мы живем в условиях полной религиозной свободы. Церковь никогда не была свободна так, как сейчас; и не верьте всему тому, что вам говорят о сращивании с государством, о некоей подчиненности Патриарха светской власти. Ни одно решение не было принято за последние годы по указанию светской власти. Мы обладаем полной свободой; и это дает нам возможность принимать решения, проистекающие не из соображений политкорректности, а исходя из наших убеждений, из нашей веры, из нашего понимания того, что есть наш народ и какие идеалы должны у него быть. 


А что касается внутренних искушений, то они всегда остаются угрозой для жизни Церкви. И, может быть, неслучайно мы слышали сегодня слова апостола Павла из Первого послания к Коринфянам (1 Кор. 1:10-16): «Умоляю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, сохраняйте единство». Вот и я сейчас повторяю эти слова, обращаясь к вам: умоляю вас именем Господа Иисуса Христа, сохраняйте единство. Никогда не поддавайтесь на лживые призывы обновить или улучшить Церковь, помочь в осуществлении ее миссии, когда они исходят из злых и зараженных источников. Потому что цель такого воздействия — не улучшить Церковь, а разделить и уничтожить ее. 


Именно поэтому апостол Павел говорит о необходимости сохранения единства в духе и в мыслях. Мы должны быть единомыслены при всей множественности подходов к разного рода богословским проблемам, по слову Викентия Леринского: в главном мы всегда должны быть едины. И если наши взгляды, с которыми мы сроднились и которые считаем правильными, входят в некое противоречие со взглядами других, то нужно задать вопрос: а стоит ли во имя торжества моих взглядов разрушать братское общение с теми, кто этих взглядов в полной мере не разделяет? 


Церковь есть община примирения и исцеления человеческих душ, и потому единство Церкви есть величайшая ценность. Что было бы, если бы на протяжении тысячи лет наша Церковь не сохраняла единства, — за исключением отдельных опасных, но преходящих исторических эпизодов? Не было бы сегодня России, Украины, Белоруссии в том виде, в каком они сегодня существуют. 


Но мы знаем, какая колоссальная опасность нависла над Украиной — исторической сердцевиной Святой Руси. И опять-таки, что пущено в ход в качестве инструмента разрушения народной жизни? Разделение Церкви. Одному из этих разделений более 400 лет, и оно всегда было направлено на разделение народа. И когда сегодня говорят, что кто-то со стороны разрушил единство украинского народа, мы отвечаем: «Помолчите! 400 лет работали на то, чтобы разделить наш народ на Украине!» И это страшнее всякого вторжения, потому что это агрессия изнутри. Именно к этой агрессии примкнули несчастные заблудившиеся люди, помраченные национализмом и учинившие раскол. Но мы верим: как во времена князя Владимира Церковь своим единством обеспечила просвещение огромных людских масс, всего нашего народа, как Церковь своим единством сохраняла единство людей, принадлежавших к разным племенам и народностям, так и сегодня Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, осуществляющая свидетельство и служение от имени Господа своему народу, будет содействовать исцелению всех его ран и болезней. 


1000-летие со дня кончины князя Владимира — это год особых размышлений о нашем прошлом, нашем настоящем и нашем будущем. Давайте эти размышления сопровождать серьезными богословскими и церковно-историческими исследованиями, на которые способен Свято-Тихоновский гуманитарный университет, и вместе с тем — соборной молитвой о всем нашем народе, о православной Руси, о Церкви нашей. И будем вспоминать в молитвах и сегодняшний день, и Свято-Тихоновский гуманитарный православный университет, который во всей этой работе должен иметь свое важное место. 


Проповеди на праздники:

Наверх