Проповедь после Литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. 2015 г.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Серафим! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем и радуюсь возможности вновь молиться с вами в нашем величественном кафедральном соборе, посвященном Христу Спасителю.
Сегодня мы слышали евангельское чтение о гадаринском бесноватом (Лк. 8:26-39), человеке, который был пленен темной силой. Про таких говорят «одержимый». Чем одержимый? Силой, которая больше его собственной силы. Дьявол порой непосредственно воздействует на разум, волю, чувства людей, — к счастью, в очень редких случаях, — так что происходит тотальное вторжение темной силы в человеческую личность, и конечно, та разрушается.
Вот таким был и гадаринский бесноватый. Он буйствовал, он был совершенно неспособен жить в обществе. Чтобы хоть как-то удержать несчастного, местные жители заковывали его, но он разрывал цепи, убегал и жил в погребальных пещерах. Он был обречен на одиночество, он был лишен всякой свободы, ибо его жизнь была запрограммирована темной силой.
В истории известны подобные случаи прямого воздействия дьявола на человека, который в результате становился одержимым, но чаще всего такое воздействие происходит опосредованно. Мы хорошо знаем одержимых, которые сами себя бесноватыми не считают. Один одержим плотской страстью, и та разрушает все, где только может и должна проявляется человеческая любовь. Чаще всего у таких людей нет ни семьи, ни благодарных детей. Бывает одержимость алкоголем или наркотиками, как мы хорошо знаем. Можно ли про таких людей сказать, что они свободны? Нет, они закабалены своими страстями. Они живут в жестко определенных пределах, откуда никто самостоятельно выбраться не сможет. Без молитвы, без помощи добрых людей, без особой помощи Божией одержимый останется в кабале, которая непременно приведет его к пропасти, к преждевременному концу.
Этот перечень одержимостей можно продолжать. А сребролюбие? Разве человек, который не видит ничего, кроме богатства, человек, у которого все ценности сводятся к наживе, — свободный? Разве он может пойти против своей страсти? Одержимость — это рабство, и хозяин одержимого — дьявол. Пусть опосредованно, через наш собственный свободный выбор, но мы становимся рабами, одержимыми. И сколько же бед от этой одержимости! Раз в год, в третье воскресенье ноября, мы молимся, и сегодня молились, о жертвах дорожных катастроф. Кончено, где-то подводит техника, где-то к авариям приводят объективные обстоятельства, но как много катастроф обусловлены одержимостью! Мы наблюдаем жуткие картины, как одержимый за рулем автомобиля летит, снося все на своем пути. А как часто такие люди не только одержимы непонятным ухарством, но и находятся во власти алкоголя! Мы каждый год теряем на дорогах больше, чем за долгие годы войны в Афганистане. И потому сегодня мы просили Господа, чтобы Он освободил сознательных виновников таких аварий от духовной одержимости; чтобы простил грехи тем, кто пал жертвой катастроф, и принял их души в Небесное Царство.
Но сегодня мир сталкивается и с другой одержимостью, с другим беснованием, которое мы называем терроризмом. Неизвестно, отчего упал наш самолет над Синаем. Будут разбираться и, наверное, когда-то нам скажут окончательное суждение. То, что на днях произошло в Париже, должно со всей очевидностью вразумить наш не слишком религиозный мир и убедить в том, что источником безумной одержимости людей, готовых на любое преступление ради достижения своих политических целей, является та самая сила, которая закабалила гадаринского бесноватого.
И потому борьбу с терроризмом должны вести не только военные или спецслужбы, но и простые люди, которые через образование, культуру и, самое главное, через молитву, через повышение уровня своей религиозности могут преодолеть эту страшную напасть нынешнего века. Ведь и обезбоживание нашего мира, и разрушение святынь и идеалов, и одержимость темными духами — всё это части одной страшной цепи.
Еще раз хочу сказать: борьба с терроризмом — это не только задача государства, правоохранительных органов и вооруженных сил. Это задача каждого из нас. Мы должны научиться жить в той свободе, которую Бог нам даровал, чтобы никакая одержимость, в том числе одержимость политическими идеями, идеологическими установками, не смогла лишить нас образа Божия и толкнуть на совершение страшных преступлений.
Сегодняшний терроризм — это некий диагноз, и не каким-то отдельным народам или государствам. Это диагноз всей человеческой цивилизации. Почему всё это происходит? У Церкви есть только один ответ: посмотрите вглубь своих сердец, раскайтесь, вновь обратитесь к Богу. Пусть наша вселенская молитва на разных языках и даже через разные религиозные традиции будет обращена к Богу, чтобы Он приклонил милость Свою к роду человеческому и изъял нас из страшного плена одержимости.
Историю, о которой нам сегодня напомнило евангельское чтение, мы, люди XXI века, воспринимаем иначе, чем предшествующие нам поколения. Нам все более явственно открывается ее глобальный смысл, невероятно значимый для жизни всего человеческого рода. И да поможет Господь нашему народу, прошедшему через страшные времена одержимости, возрастать в вере, укрепляться духовно, и тогда, прилагая наши собственные силы к материальным благам, которыми по воле Божией нас одарила природа, мы сможем сделать страну нашу не только духовно, но и материально благополучной и процветающей. Я всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем!