Проповедь протоиерея Григория Дьяченко в день памяти преподобного Варлаама Хутынского
(Уроки из его жизни: а) нужно любить ближних и б) жить так, как будто мы готовимся умереть каждый день)
I.
Святой преподобный Варлаам Хутынский, ныне ублажаемый, происходил от богатых новгородцев. Еще в юных летах он почувствовал влечение к иноческой жизни, чуждался детских игр, много постился и молился. Родители хотели удержать его от такой жизни. Но он говорил им: «я читал много святых книг, и нигде не находил, чтобы родители отсоветовали что доброе детям своим. Царство небесное, которое я ищу, не дороже ли всего?» Тогда родители дали ему полную свободу и сами скоро умерли. После них св. Варлаам роздал почти все свое имение и отправился в пустыню; затем, для большаго уединения, поселился в лесу, на берегу Волхова, в 10-ти верстах от Новгорода, на холму называемом Хутынь. Недолго продолжалось уединение святого: скоро узнали о нем и стали приходить к нему для беседы и князья, и бояре, и иноки, и простолюдины, и он давал всякому должное наставление; а многие желали вести жизнь под его руководством и селились вокруг него. Тогда построен был храм и вокруг него келлии. Явилась обитель. Святой отдал в пользу обители остальное свое имение. Он дал обители свой устав. В уставе предписывалось раздавать милостыню бедным, кормить и поить всех странников, и вообще питать к ним христианскую любовь.
Св. Варлаам за свою жизнь удостоился дара чудотворения и прозорливости. Однажды, видя, как народ хотел бросить в Волхов преступника, святой просил об освобождении его от казни; в другой же раз родственники осужденного на потопление просили его походатайствовать за сего осужденнаго, но он не сделал этого, и после объяснил, что первого он спас, как подававшаго надежду на исправление, а второго не спас, как погибавшаго невинно и имевшаго получить за это мученический венец. Однажды, Петровым постом, когда св. Варлаам был у архиепископа новгородскаго, и архиепископ приказал ему побывать через неделю, он отвечал: «я приеду к святыне твоей на санях». И действительно, в июне месяце, ко всеобщему изумлению и великому смятению, выпал такой снег, что нужно было ехать на санях. Все боялись вреда от этого снега, оказалось же, что снег погубил червей на полях и был таким образ. великим благодеянием Божиим. Св. Варлаам скончался в 1192 г. В предсмертном своем наставлении ученикам он сказал: «живите так, как будто готовитесь умирать каждый день». Мощи св. Варлаама почивают в Хутынском монастыре. Святой творил много чудес и после кончины – исцелял больных, в видении видели его молящимся за Россию во время нападения и Махмета-Гирея, в 1521 г., и поляков, в 1610 г., и пр.
II.
Два урока представляет нам жизнь препод. Варлаама Хутынскаго.
а) Первый тот, что по примеру преподобного нужно иметь живую и деятельную любовь к ближним.
«Любовью все строится, любовью все скрепляется, любовью все стоит», говорил часто преподобный Варлаам. И пред смертию своею он твердил братии, что обитель их никогда и ничем не будет оскудевать, если только они будут иметь любовь между собою. По своей редкой любви к обители и братии ея, он передал ей все свои богатыя вотчины, какими владел в мире, по его крепкой любви ко всем братьям, во время его настоятельства, ворота его обители всегда были открыты для странников, нищих и убогих. По его завету, и доныне, особенно в день памяти препод. Варлаама, 6 го ноября, ежегодно устрояется в Хутынской обители общая трапеза для всех нищих н странных.
Да, любовь, по слову св. писания, как «союз всякого совершенства»(Кол.3:14), как «закон царский» (Иак.11:8), как «исполнение закона» (Рим.13:8), несомненно имеет в себе обетование живота и нынешняго и грядущаго. «Кто пребывает в любви, тот в Боге пребывает и Бог в нем пребывает», говорит св. Иоанн Богослов (1Ин.4:12).
б) Второй урок, получаемый от жизни препод. Варлаама, состоит в том, что мы, по словам его, должны жить так, как будто готовимся умирать каждый день.
Весьма поучительно говорит об этом святитель Тихон Задонский. «Видишь, говорит этот великий святитель, что часы заведенные непрестанно идут, и хотя спим или бодрствуем, делаем или не делаем, непрестанное движение имеют, и приближаются к пределу своему. Такова и наша жизнь – от рождения до смерти непрестанно течет и убавляется; упокоеваемся или трудимся, бодрствуем, или спим, беседуем с кем или молчим, непрестанно течение свое совершает и к концу своему приближается; и уже к концу ближе стала ныне, чем вчера и третьяго дня, – сего часа, нежели прошедшаго. Так нечувствительно наше житие сокращается! так проходят часы и минуты! А когда окончится цепочка, и перестанет ударять маятник, не знаем того. Промысл Божий скрыл от нас это, да всегда готовы будем ко исходу, когда ни позовет нас к себе Владыка наш Бог. Блажен тот, его же Господь обрящет бдяща (Лк.12:37). Окаянен тот, кого Он в греховном сне погруженным обрящет!
Этот случай и разсуждение научает тебя, христианин:
1) что время жизни нашей безпрестанно уходит,
2) что прошедшаго времени возвратить невозможно,
3) что прошедшее и будущее не наше, но только то, которое теперь имеем,
4) что кончина наша нам неизвестна,
5) следовательно всегда, на всякий час, на всякую минуту, быть нам готовыми к исходу должно, если хочешь блаженно умереть,
6) отсюда заключается, что христианин в непрестанном покаянии, подвиге веры и благочестия находиться должен,
7) каким кто хочет быть при исходе, таким должен стараться быть на всякое время своей жизни, потому что никто не знает, от утра дождется ли вечера, и от вечера дождется ли утра. Мы видим, что те, которые с утра ходили здоровы, к вечеру лежат на одре смертном бездыханными: и те, которые с вечера засыпают, по утру не встают и будут спать до трубы архангельской. А что случается с другими, то же самое тебе и мне случиться может, ибо все подлежат всяким случаям». (Из творений св. Тихона Задонскаго», изд. 2, т. 2, стр. 48).
III.
Молитвами препод. Варлаама Хутынского да поможет нам Бог напечатлеть в своем сердце эти св. правила христианской жизни! Аминь.
13 ноября 1896 г