Проповедь против половинчатости в исполнении закона Божия и о необходимости исполнять весь этот закон
Сие надлежало делать
и того не оставлять.
Лк. 11:42
Здесь подразумеваются закон и милость. В душе фарисеев и сектантов то и другое [вместе] не умещаются, то есть не могут они и исполнять предписания закона, и оказывать [людям] милость, но, препираясь о том, что из этого важнее, одно оставляют, а другое соблюдают [и делают]. Фарисеи формально [со всей] строго[стью] держались постановлений закона, но совсем оставили милость и человеколюбие. Сектанты же льстят себе тем, что [якобы] блюдут правду Божию, но [при этом] всецело отвергают правила Церкви.
Православие являет собой полноту веры. Оно заповедует и это делать, и того не оставлять. Оно внимательно ко внешним предписаниям веры, как человек, что идет между [изящных] ваз, стараясь их не разбить. Но оно еще более рачительно к Божией правде и милости, – [подобно тому] как человек, шествующий среди глиняных сосудов, ценит и хранит их не из-за глины, из которой они сделаны, а из-за дорогого их содержания. Порожние же сосуды, никогда не наполняемые никаким питьем, не имеют ценности, как и пустые фарисейские формы закона. А питье, проливаемое на ветер, расплескивается и пропадает, потому что не наливается в предназначенную для него посуду.
Итак, в Православии нет односторонности, как не было ее и в Господе Иисусе. Господь говорит Иоанну Крестителю, дышащему Божией правдой и милостью, что подобает исполнить закон, а фарисеев, пустых буквоедов, вовсе забывших о Божией правде и милости, увещевает: Милости хочу, а не жертвы! Очевидно, что то, что́ надлежит делать, важнее того, что́ не следует оставлять. Но это отнюдь не значит, что менее важное не нужно. В людском организме есть много как чрезвычайно важных, так и менее значимых органов, но человеческое тело составляют все они вкупе.
О Господи, объемлющий всех и вся, не дай нам быть односторонними, но помоги исполнить всю Твою волю. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.