Проповедь на праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21.XI-4.XII)
«Днесь благоволения Божия предображение
и человеков спасения проповедание,
в храме Божии ясно Дева является
и Христа всем предвозвещает.
Той и мы велегласно возопиим: радуйся,
смотрения Зиждителева исполнение»
(Тропарь праздника)
Такой священной песнью св. Церковь прославляет сегодняшний праздник и раскрывает его содержание. Праздник Введения древний. Упоминания о нём имеются уже в IV в., а предсказания о событии праздника – и удивительно ясные – находим еще у пророка Давида, жившего за тысячу с лишним лет до Рождества Христова. «Стала Царица одесную Тебя, – возвещает Пророк. – Слыши, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое... И возжелает Царь красоты Твоей; ибо Он Господь Твой, и Ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава Дщери Царя внутри; одежда Ее шита золотом. В испещренной одежде ведется Она к Царю; за Нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее. Приводится с веселием и ликованием, входят в чертог Царя... Сделаю имя Твое памятным в род и род (по-славянски: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»); посему народы будут славить Тебя во веки и веки» (Пс. 44, 10–16, 18). Вы знаете, дорогие отцы, братья и сёстры, что родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, дали обет посвятить свое Дитя Богу. И когда Марии исполнилось три года, помня свое обещание, надели на Отроковицу богатые украшения («В испещренной одежде ведется Она к Царю». Пс. 44, 15) и в сопровождении множества девиц («за Нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее». Пс. 44, 15) с пением псалмов направились к Соломонову храму. На лестнице храма торжественную процессию встретил первосвященник Захария со всеми священнослужителями. Захария взял Марию за руку и сам повел Ее в храм, а затем ввел и в самую главную часть храма – во Святая Святых – «в чертог Царя» (Пс. 44, 16), куда разрешалось входить только одному первосвященнику, да и то один раз в год. Объятый Духом Святым, много раз удостоенный откровений Божиих и чудес, Захария уразумел, что вводимая им Отроковица и есть Та Жена, Божественный Сын Которой – предсказанный Потомок – сотрет главу змия, соблазнителя людей (Быт.3, 15), победит зло и вернет людям потерянный рай и блаженство. На это благоволение Божие и указывает церковная песнь: «Днесь благоволения Божия предображение». Это значит, что сегодня изображается то, о чём предсказывали пророки, чего ожидало века человечество – совершается предвестие, предуказание об исполнении благой воли Божией о спасении людей. «Человеков спасения проповедание», т.е. вход во храм Пресвятой Девы Марии является проповедью людям о наступлении их спасения. Праведники, руководимые Промыслом Божиим, жившие верой и благочестием, не могли не уразуметь того, что раз явился на землю избранный Сосуд Благодати – значит исполняются их чаяния, значит приблизилось, стало совсем рядом Царствие Божие. «В храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает». Чем же Она предвозвещает? – А тем, что Она не просто вводится в храм, а вводится в самую внутреннюю скинию – во Святая Святых, где хранились величайшие ветхозаветные святыни. Если Дева вводится во Святая Святых, то и Сама Она должна быть кивотом Завета – Святейшей, какой и есть Матерь Христа Бога нашего. Как утренняя заря своим восхождением указывает на скорое явление солнца, так и Богоизбранная Отроковица Своим входом в храм предвозвещает всем Грядущего Избавителя – Солнце Правды. Кончилась долгая ночь, и люди, сидевшие во тьме и сени смертной (Лк. 1, 79), выходят к Свету и Жизни Вечной. Не зря же св. Церковь с сегодняшнего дня своими песнопениями начинает готовить нас ко встрече Искупителя: «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите, Христос на земле, возноситеся...» Войдя во храм и поселившись при нём, Пресвятая Дева всей чистотой детского сердца полюбила его и пожелала остаться здесь навсегда. Пресвятая Дева принесла в жертву Господу Свое самое дорогое, родное – Свой дом и родительскую ласку. Всё Свое счастье и блаженство Она нашла в храме Божьем. Храм для Нее стал местом молитвенного подвига, постоянной беседы с миром Горним, райской обителью. Поистине, такая любовь к храму Божию достойна удивления, а еще более – подражания! И как хотелось бы, чтобы к этой любви мы не просто прикасались бы, а имели бы ее в себе постоянно, возрастали бы с ней, совершенствовались! Как хотелось бы, чтобы в нашей душе, вместо земных тревог, раздражения, злобы, поселились бы дары Божьего храма: мир, терпение, любовь. Храм Божий должен быть для нас и свят и дорог. И мы Той, Которая ныне вводится в храм и Которая так полюбила его, – призывает св. Церковь, – «велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение». Для нас всех теперь ясно, что на Пресвятой Деве Марии исполнилось промышление Божие о нас, исполнилось Божественное обетование – Семя Ее лишило «силы имеющего державу смерти» (Евр. 2, 14). Она «от Духа Свята» родила Спасителя мира, даровавшего нам вечную жизнь, принесла нам величайшую радость. Поэтому мы сегодня вместе со св. Церковью, обращаясь к Ней, и взываем: «Радуйся!» Для современников земной жизни Пресвятой Девы вход Ее во храм был вестью, проповедью о скором явлении в мир Христа Спасителя, а для нас – ясным свидетельством Ее спасительной миссии – Ее Богоматеринства. Дорогие отцы, братья и сёстры! Пресвятая Дева Мария Своим входом в храм Божий и торжественно предвозвещает явление Христа Спасителя, и свидетельствует о Своем особом избранничестве Богом, и одновременно зовет с Собою всех нас входить в храм как можно чаще. Храм – это земное Небо, это отображение Неба на земле, и пусть среди нас не будет никого, лишенного его! Пресвятая Владычице наша Богородице, свете помраченных наших душ, надеждо, покрове, прибежище, утешение и радосте наша, помогай нам и помилуй нас!
Аминь.