Проповеди на праздники:


«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!»

Сегодня мы, дорогие отцы, братья и сёстры, собрались сюда, чтобы вместе со всей Православной Русской Церковью принять участие в торжественном воспоминании обретения Честного и Животворящего Креста Господня и его Воздвижения.

Это событие христианской истории совершилось в IV столетии в царствование святого равноапостольного Константина Великого. Благочестивый император, не раз испытавший силу Креста, пожелал найти самое то древо, на котором принес Себя в жертву за грехи мира Агнец Божий, Господь наш Иисус Христос. Этот труд, по желанию св. Константина, приняла на себя его мать равноапостольная Елена, отправлявшаяся в Иерусалим для поклонения св. местам. Сначала все усилия, все поиски Елены были тщетны. Никто не знал, где находится Животворящее Древо. Иудеи, видя в нём тягостный упрек своему неверию и отвержению Мессии, тайно скрыли Крест в Голгофской земле, а язычники впоследствии на этом месте поставили идольское капище, чтобы таким образом совсем изгладить память христиан о святом месте. Но великая святыня не могла оставаться в безвестности. Скоро нашелся один старец, знавший и помнивший предания, который указал место, где был сокрыт Крест Христов. Благочестивая царица велела разрушить языческий храм, произвести раскопки. И что же? – Действительно, после долгой и усиленной работы были найдены три креста. Все были в недоумении: который же из трех крестов – Спасителя Крест? Как было это узнать? – Чудодейственная Сила Божия Сама указала Крест Господень. В это время мимо проносили мертвеца на погребение. Иерусалимский святитель Макарий велел остановить погребающих и поочередно прилагать кресты к мертвому телу... Какую великую веру нужно было иметь! Какое дерзновение, чтобы решиться на такой шаг – ждать чуда Божия!.. И вера Святителя была оправдана. Когда на мертвеца был положен Крест Христов, мертвый воскрес. Будучи свидетелями такого чуда, все с благоговейной радостью поклонились Животворящему Кресту и лобызали его. А так как народа было чрезвычайно много, и каждый хотел хотя бы увидеть этот Крест, то Святитель, став на возвышенное место, воздвигал Животворящее Древо Креста и показывал его всем здесь присутствующим. Народ, видя святой Крест, с благоговейным трепетом взывал: «Господи, помилуй!». Это древнее священное событие мы ныне молитвенно и вспоминаем. После великого славословия Животворящий Крест выносится на середину храма и при многократном пении «Господи помилуй!» воздвигается и опускается. Этот священный обряд можно было видеть вчера в Свято-Троицкой обители. Многие из нас с любовью уже поклонились Кресту и с   благоговением облобызали его. Но одним прославлением и поклонением св. Кресту мы еще не достигаем сознания того, как дорог и спасителен для нас святой Крест. Для этого нужно вспомнить, какой дорогой ценой приобретено наше спасение – ценой распятия Спасителя на кресте. Нужно понять, как страшны и гибельны последствия греха, приведшие Господа на крест: вспомнить и понять, как велика и беспредельна любовь Божия к падшему человеку, любовь, которая свела Сына Божия с небес ради нас! Надлежит вникнуть в священные строки повествования о Христе распятом, чтобы в нас ожили те тяжелые и невыразимые человеческим языком страдания, которые претерпел за нас Господь; чтобы глубже, навсегда запечатлелся в сердцах наших святейший образ Того, пречистой кровью Которого мы получили избавление от вечной смерти. Необходимо также иметь живую веру в Пострадавшего на этом Кресте. Необходимо иметь твердую надежду на Того, Кто неустанно три года проповедовал об истине небесной, иметь любовь к Тому, Кто Сам из любви к нам умер самой ужасной и позорной смертью среди двух злодеев. Эти добродетели – вера, надежда, любовь – всем нам хорошо известные, но более всего и нарушаемые, – должны быть нашей твердой основой, сопутствовать нам во всю нашу жизнь, быть светильником, освещающим наш земной путь. Наконец, чтобы ноги наши достойно преклонились перед этой святыней, чтобы уста наши достойно облобызали язвы Спасителя, изображенные на этом святом Кресте, нам нужно безропотно, без отчаяния нести крест своей жизни. Сам Господь наш Иисус Христос, живя на земле, нес Свой крест. Он родился в убогой пещере; едва успел родиться – Его ищут убить, Он вынужден бежать по трудному и опасному пути в Египет. А сколько скорбей и огорчений встретил Господь при общественном служении! Он проповедовал любовь, говорил об истине небесной, звал всех в Царствие Небесное, а люди, даже сами Апостолы до сошествия на них Св. Духа, не принимали Его, не хотели думать о другом каком-либо царстве, кроме царства земного. Каким тяжелым был крест для Христа Спасителя, когда Он безвинно был предан на смерть, поругания, насмешки и заплевания! Как трудно было переносить Господу неблагодарность людей за бесчисленные к ним благодеяния! И однако Господь этот тяжелый крест нес безропотно. "Яко овча, – говорит Пророк, – на заколение ведеся» (Ис. 53, 7). Крест несли и все св. Апостолы. Как бы от их имени св. ап. Павел пишет в послании к Коринфской Церкви, сколько раз он был в трудах, ранах, опасностях, при смерти. И что же? Скорбел он от страданий, или, наоборот, гордился, что многое перенес в своей жизни, в своем апостольском служении? – Нет и нет! «Аще хвалитися ми подобает, о немощи моей похвалюся», – вот его отношение к своему подвигу, который был велик, поистине велик! (2Кор 11, 23–30). За это терпеливое, мужественное несение креста с верой, любовью и надеждой Господь еще во дни земной жизни Апостола вознес его до третьего неба, в рай, где он слышал «неизречены глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати» (2Кор. 12, 4). – Также было и с целым сонмом праведников, преподобных... К подобному несению креста зовет и нас с вами Господь: «Аще кто хощет по Мне идти да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми» (Лк. 9, 23). Что значит отречься или отвергнуться себя? – Это значит не ставить себя выше других, не считать себя лучше их, умнее, добрее, справедливее. Это значит пресечь стремление к своей чести, к своим выгодам в ущерб ближним. Это значит приобрести великую христианскую добродетель – смирение, а по слову св. Василия Великого, познание смирения есть познание истинного богочестия. Отвергнувшись себя, нужно взять свой крест и идти за Христом. Крест бывает разный – бывает внутренний и внешний. Внутренний крест – это невидимая борьба с греховными склонностями и недостатками, это труд над их преодолением. В наших сердцах нередко идет борьба добра со злом, совести с греховными наклонностями. Нужно постоянно бдеть, стоять на духовной страже, обуздывать себя, умерять, чтобы не пасть перед злом, не опустеть добрыми делами, не сделаться мертвыми для жизни вечной, для Бога. Внешний крест – это наши земные скорби: неудачи, болезни, потеря друзей и сродников, от чего не может защитить нас никакая человеческая мудрость. – Всё это наш крест, и его должно терпеливо и мужественно нести. Господь не возлагает на нас Своего Креста, который Он Сам нес, ибо знает, что мы не сможем его понести. Он не сказал: да возьмет Крест Мой, но да «возьмет крест свой». А свой крест мы можем нести: он дается каждому по мере его сил. Вот, дорогие отцы, братья и сёстры, если мы так будем жить во Христе и со Христом, то и нынешнее наше поклонение Кресту будет таким, каким и должно быть, – истинным, чистосердечным и благоговейным. Постигают ли нас в жизни какие несчастья, обиды, скорби; обуревают ли попечения и заботы житейские, искушают ли нечистые желания и мысли – припомним Крест, на котором был распят, страдал и умер за нас Спаситель, и от которого изливалась, изливается и будет изливаться обильная благодать Божия, помогающая жить нам по нашей вере. А теперь с истинно христианской верой и любовью припадем к подножию Животворящего Креста Господня и, лобызая пречистые Стопы Спасителя, будем молить Его, благого и милосердного – да подаст нам силу и крепость к исполнению Его святой и спасительной воли, да осенит и сохранит нас Своим Крестом до конца наших дней.

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!»

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх