Проповеди на праздники:


Вход Господень в Иерусалим. Раскрытие тропаря

«Общее воскресение прежде Твоея страсти

уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря,

Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы

знамения носяще, Тебе, Победителю смерти,

вопием: осанна в вышних, благословен Грядый

во имя Господне»

В таких словах св. Церковь раскрывает содержание сегодняшнего праздника.

Предваряя дни Своих страданий, Господь наш Иисус Христос «воздвигл из мертвых Лазаря». Обладающий живыми и мёртвыми, «воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон». И Лазарь мгновенно воспрянул от мёртвого сна и вышел из гроба (Ин. 11, 43–44).

Воскрешение Лазаря было утверждением, или, как говорится в тропаре, «уверением» будущего всеобщего воскресения, положенного Господом в основу бытия мира. Это была частная победа над смертью, знаменовавшая собой общее воскресение, имеющее быть во второе и славное пришествие Христа Спасителя. По гласу Сына Божия восстал четверодневный Лазарь – значит той же Божественной Силой и Властью восстанут и все умершие, как бы они ни истлели. «Истинно, истинно, говорю вам, – учит Спаситель, – наступает время,... когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут... И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 25, 29). Время это наступит для всех, но одним оно принесет великую радость, а для других будет временем сетования и плача. Для тех, кто в земной жизни шел путем веры и совершения добра, путем стяжания залога вечности, судный день будет днем утешения. О таких людях Господь сказал: «Слушающий слово Мое и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24). Преподобный и богоносный отец наш Сергий и его последователи не придут на суд: за свою глубокую веру и св. жизнь они уже воскресли прежде воскресения тела.

Но почему, спрашивается, Господь накануне Своих страданий уверяет учеников в истине всеобщего воскресения? – Потому, чтобы они, увидев Его страдающим и умершим, не пришли в уныние. Ничто так не смущает человека, как мысль о смерти, и никогда он не нуждается в большем уверении в воскресении, как при виде умерших. Явив силу Своего всемогущества в воскрешении Лазаря, Господь дал возможность уразуметь, что Он есть Владыка жизни и смерти, всего происходящего, всей твари, что с Ним ничто не должно быть страшным.

Входящего Господа встретили в Иерусалиме по-разному. Среди множества народа были такие, которые вовсе не хотели Его приветствовать. Это большей частью фарисеи – ревнители внешней праведности, а также саддукеи и иродиане – иудейские вольнодумцы. Другие, хотя и приветствовали Христа Спасителя, но с определенным корыстным расчетом. В Его лице они видели Мессию, идущего основать земное царство, в котором они надеялись получить себе всевозможные блага и выгоды. Эти люди, когда их надежды не оправдались, отказались от своего Мессии и оставили Его. Но были среди встречавших и такие, которые приветствовали Спасителя с полным бескорыстием, с наибольшей искренностью, исключительной непосредственностью и чистотой. Это были дети. Их приветствия и были приняты. Имея в виду эти различия в отношениях к Спасителю, св. Церковь и призывает нас сегодня прославлять событие входа Господа в Иерусалим по примеру детей, а не взрослых: «Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще». Св. Церковь внушает нам придти на встречу Господа не только с ветвями вайи, но и с ветвями добродетелей, которые должны в наших сердцах расцветать и укрепляться.

«Тебе, Победителю смерти, вопием», – говорится дальше в тропаре праздника. Какую смерть Господь победил, ведь все люди продолжают умирать? – Смерть духовную, вечную. В телесной смерти тело умирает и истлевает. В духовной же смерти хотя душа и «умирает грехом», но не истлевает, а разлучается с Богом, со светом, с радостью и погружается в вечный мрак и скорбь. Эту-то смерть Господь и победил, лишил ее силы, права над нами. Правда, остались вечные скорби, есть вечные мучения, но есть и Спаситель. И тот, кто всеми силами своей души стремится ко спасению и просит помощи у Победителя смерти, не умрет вечной смертью, не погибнет. Что мешает человеку обратиться ко Христу? – Ненависть, злоба, клевета, гордость, в которых грешник задыхается. Но с Божией помощью он может всё это стряхнуть с себя, сбросить. Только нужна решимость, нужно желание. Страшен не столько грех, сколько нераскаянность в нём, коснение во зле.

«Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!» – таким восклицанием тропарь заканчивается. В свое время иудеи этим восклицанием выражали желание помощи Христу от Всевышнего в борьбе с врагами. Теперь же мы вместе со св. Церковью просим Бога Отца – Всевышнего, чтобы Он даровал нам вечное спасение чрез Единородного Своего Сына, ныне грядущего принести искупительную жертву. То же восклицание мы повторяем за каждой Божественной Литургией, ибо единожды Принесший Себя в жертву на кресте продолжает являться в качестве бескровной жертвы ради нашего спасения, ради тех, кто причащается св. Таин или готовится к ним приступить со страхом Божиим и верой.

Будем же, дорогие отцы, братья и сёстры, стараться направить все свои силы на служение Богу! Откроем свои сердца для встречи Грядущего Господа, и Он, Победитель смерти, воскресит нас для жизни вечной!

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх